Сакральных пространств с храмами, построенными по особому замыслу в специально выбранной местности, на Владимиро-Суздальской земле немало. Самое знаменитое из них - храм Покрова на Нерли XII века. Алексей Лидов считает храмы пространственными иконами.
— Иконой может быть и само пространство. В частности, все пространство в церкви в соединении — это пространственная икона, — говорит Алексей Лидов.
Алексей Лидов прославился как византолог, долго исследовал византийские и древнерусские храмы, иконы, реликвии. И в итоге понял, что традиционные науки - история искусства, археология, этнология, религиоведение - не могут в полной мере объяснить сущность и утраченный ныне язык сакральных пространств. На стыке этих наук Лидов и сформулировал новый научный термин и новую науку - иеротопию.
В названии «иеротопия» автор соединил два греческих слова «иеро», то есть священное, и «топос» - место. За почти 20 лет с момента открытия иеротопии Лидовым его теория нашла как сторонников, так и критиков.
Академик-новатор собрал много думающей публики на свою лекцию. Тем более что билеты на свой «Музейный лекторий» с выступлениями ведущих ученых музей-заповедник выдает бесплатно.
Условиться с Алексеем Лидовым о приезде во Владимире было очень непросто, как рассказала гендиректор ВСМЗ Светлана Мельникова. Ведь ученый широко востребован в университетах России, Европы и Америки.
Примерами важнейших сакральных пространств Лидов считает и константинопольский храм Святой Софии, и первые готические соборы в Европе. Ну а в России - это владимиро-суздальские храмы.
- Андрей Боголюбский сформировал сакральное пространство Владимиро-Суздальской земли — это факт, который можно доказать на уровне археологии, литературоведения, письменных источников, — уверен Лидов. - Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота и множество других памятников белокаменного зодчества являются частью сакрального пространства.
Анрей Боголюбский, по убеждению Лидова, стремился создать образ Небесного Иерусалима в своих владениях.
С этой точки зрения ученый находит ответ на давний вопрос, над которым историки ломают голову до сих пор: зачем князь Андрей Боголюбский велел построить храм Покрова на Нерли в отдалении от своей резиденции в Боголюбове, на берегу реки? Он знал, что этот берег ежегодно затапливается в половодье. Пришлось даже искусственно приподнимать основание храма, чтобы он оставался над водой. Ради чего такое сложное инженерное решение?
«Традиционные» историки, как наш земляк Николай Воронин, предлагали прагматичные версии. Например, что храм Покрова торжественно обозначал место прибытия и встречи посольств, которые перемещались на судах по рекам. А уже от храма после службы послы отправлялись в резиденцию Боголюбского.
С этим объяснением Лидов не согласен. Он считает, что всемирно известный образ окруженного водой храма и был главным смыслом, который вкладывал в него князь.
— Храм символизировал Крещение Руси, и вот эта вода, - как храм среди моря, он был единым образом, это было частью замысла, — полагает Лидов.
После лекции ученый ответил на много возникших у слушателей вопросов. На вопрос, верит ли он в Бога, академик ответил просто: «Да, верю».
Будем надеяться, он еще приедет во Владимир по приглашению музея-заповедника, чтобы среди наших сакральных пространств поделиться с нами своими исследованиями.
Ну а тех, кто не попал на лекцию в ВСМЗ, отошлю к специальному сайту про иеротопию. Есть над чем задуматься!
Читайте также: Владимирские библиотеки становятся центрами воспитания будущей элиты