Микулин с детства проявлял тягу к техническому творчеству. Отец определил его в Екатерининское реальное училище с пуританскими нравами. Выучил немецкий и французский языки. А еще всегда зачитывался литературной классикой. Но обучение в альма-матер не закончил: авиационный бум начала столетия, решил поехать в Ригу — рабочим на Русско-Балтийский завод, где собирались первые авиамоторы монархии. Оценив рвение и техническую грамотность парня, начальство доверило ему руководство отделением сборки.
Патронируя начинания сына, отец познакомил его с доктором моторостроения Николаем Бриллингом и «ввел» судьёй на Киевскую ярмарку, в ходе которой соревновались отечественные и зарубежные тракторостроители. Понимание конструкции гусеничных машин пригодится Александру потом - в 1915-м, при проектировании русского «Царь-танка» в союзе со своим знаменитым дядей Николаем Жуковским.
Уже в Москве Жуковский познакомил племянника с ведущими конструкторами, в том числе с Туполевым и Поликарповым. А еще в столице Шура повстречал двоюродного брата Бориса Стечкина.
Братский союз и через годы был интересен: Александр и Борис ночами не спали, выполняя заказ по созданию прототипа танка с двумя двигателями «Майбах», назвав его «Нетопырь». Когда выяснилось, что «лошадок» германского мотора недостаточно, Микулин и Стечкин в сжатые сроки создали (на квартире!) 300-сильный мотор, дав ему в качестве названия свои инициалы — АМБС... К сожалению, финансовые неурядицы, сроки исполнения заказа, кулуарное лавирование по кабинетам Военминистерства негативно сказались на доводке двигателя АМБС.
Позднее в комиссию по постройке аэросаней во главе с Николаем Бриллингом при Центральном аэрогидродинамическом институте включили Стечкина, братьев Архангельских, Микулина, будущего академика автостроения Чудакова. И в то же время Бриллингу поручили организацию Научного автомоторного института — Микулин, не раздумывая, согласился работать там старшим чертёжником. Он мог стать автоконструктором, но выбрал авиадвигатели.
Захватив с собой из ЦАГИ знатоков винтомоторных схем Розенфельда и Минкера, Микулин отправился в Рыбинск, где его группа вплотную занялась внедрением М-34. Там мотор выдержал 50-часовое испытание на стенде! Это был триумф в стане 25 «микулинцев», часто трудившихся вне смен и рамок окладов. В итоге 750-сильный двигатель (взлётной мощью 830 л.с.) был запущен в мелкосерийное производство и стал легендарным авиамотором Страны Советов, попав под капоты многоцелевых самолетов Р-5 Николая Поликарпова. Кстати, именно на их «смотринах» Микулин познакомился со Сталиным, наградившим творца орденом Красной Звезды.
Накануне войны
Александр Микулин очень помог новому КБ Микояна и Гуревича, организованному вместо разогнанного бюро Поликарпова. А результатом напряженного труда стал высотный двигатель АМ-35А мощностью 1350 л.с. Испытания показали, что на высоте около 8 километров прототип МиГ-1 с таким двигателем способен разогнаться до 640 км/ч!
Машина успешно прошла через аэродинамическую трубу в ЦАГИ, была взята на вооружение и тепло принята летчиками. «Первый» и «Третий» МиГи потом вылетали крушить агрессоров на всех фронтах - в количестве 3422 экземпляров. А первопроходец двигателестроения Микулин стал Героем Социалистического Труда.
В феврале 1940 года он повстречался с Сергеем Ильюшиным. Они долго беседовали о моторе для крылатого штурмовика и о его защите. Проблема крылась в том, что мощности мотора АМ-35А явно не хватало для «летающего танка». Предстояло продумать новый мощный главный вал для тяжёлого самолёта, не забыть об улучшении систем смазки и охлаждения, а также о подшипниках и еще о «тысяче мелочей»... Так был реализован проект создания двигателя АМ-38 мощью 1600 л.с. - с возможностями дальнейшего его форсирования, за который наш земляк получил Сталинскую премию.
Авиамоторы в бою
В 1942-1943 годах Микулин получил еще две Сталинские премии — 1 и 2 степени, за двигатели для воюющих Ил-2, Ил-10 и их модификаций. В июле 1943-го его наградили орденом Красного Знамени, в августе 1944-го - орденом Суворова. Отмеченный за труд, волю и характер орденом Ленина ещё в октябре 1940-го, неутомимый Микулин заслужил второй орден Трудового Красного Знамени в июне 1945-го, через месяц - второй орден Ленина, в сентябре - орден Суворова I степени.
Но главное — нет числа благодарным словам от авиаторов и авиамотористов, адресованных микулинским двигателям АМ-38Ф и АМ-42. Ещё живы немногие, заставшие Микулина на посту главного конструктора завода авиамоторов № 300 в Москве, где «Сан Саныч» трудился с 1943 по 1955 год. И этот самосжигающий труд владимирца не остался без признания его заслуг: очередная Сталинская премия в 1946-м, третий орден Ленина в 1947-м... Позже гений, воспитавший десятки талантливых учеников, трудился в Академии наук СССР, в лаборатории двигателей. За ним и его единомышленниками - знаменитый ТРД АМ-3, улучшенные версии которых укрепят воздушную мощь и славу СССР на крыльях Ту-16 и Ту-104... Авиаконструктор Яковлев снабдил двигателем АМ-5 от «микулинцев» всепогодный перехватчик Як-25. Сверхзвуковой МиГ-19 был перспективным и опасным для противника истребителем с малогабаритным реактивным мотором АМ-9 (с тягой 3250 кг).
3 мая 1985 года, успев отпраздновать 40-летие Победы, Александр Александрович Микулин ушёл из жизни.
Виктор РАССОХИН, Сергей РАССОХИН,
Первосалютный город Орёл.
Об авторах: Виктор Васильевич Рассохин и Сергей Викторович Рассохин - авторы 47 разножанровых книг, члены Российского Военно-исторического общества, Союзов российских писателей и военных литераторов, постоянные авторы журналов и спецвыпусков «Орловский военвестник» и сценариев к документальным фильмам.