С марта 2017 года размеры субсидии на господдержку малого и среднего бизнеса 33-го региона выросли с 5 млн до 53,5 млн рублей. Отдача: 1 к 10. То есть на каждый рубль государственных субсидий из бюджетов всех уровней приходится 10 рублей экспортной выручки владимирских предприятий. За три года объем поддержанного экспорта в виде заключенных экспортных контрактов составил порядка 700 млн рублей.
Законтрактованные в валюте уже выигрывают
– Несмотря на коронавирус, который внес свои коррективы, намеченные Центром мероприятия будут выполнены, - заявил директор Центра поддержки экспорта Владимирской области Павел Шибилов. - Нынешняя ситуация позволяет нашим компаниям продвигаться на рынки, традиционно занятые экспортерами из Китая. Если в прошлом году объем экспортной выручки равнялся 5,12 млн долларов США, то в этом году Центру поставлена задача увеличить его до 14,4 млн долларов.
По мнению экспертов, ситуация с курсом валют должна лишь подтолкнуть малый и средний бизнес продавать продукцию и услуги за рубеж:
- Любой здравомыслящий предприниматель, у которого были какие-то сомнения, что ему нужно выходить на экспорт, теперь вынужден будет заниматься этим, - уверен Шибилов.
Кстати, администрация области поставила перед Центром поддержки экспорта задачу расширить сферу своей работы и на крупный бизнес. Однако, по словам заместителя директора Центра Дмитрия Меньшова, пока трудно предсказать, как скажется на международной торговле общемировой кризис: «Пока выигрывают те, кто прописал контракты в долларах и евро».
Пластыри на границе
Пока нет данных, что из-за коронавируса сорвался хоть один контракт с зарубежными партнерами. Но ограничения на вывоз медицинских масок уже сказались. Под запрет на вывоз из страны попали и лейкопластыри.
- У нас есть предприятие, планировавшее поставить этих изделий на 50 тысяч долларов с опционом еще на 50 тысяч в Азербайджан, - рассказал Павел Шибилов.- На границе груз задержали. Мы вместе с администрацией Владимирской области и представителем региона в Совете Федерации выступаем с инициативой о внесении изменений в постановление Правительства РФ, ограничивающих к вывозу лейкопластыри.
В стадии подготовки - прорывной контракт одного из предприятий почти на 20 млн евро, который, как планируется, будет действовать в течение 3 лет - на поставку за рубеж фанеры. По оценке Шибилова, этот объем даже превысит плановые показатели отдачи, которые ставит Российский экспортный центр перед коллегами в регионах.
Все на электронные площадки!
Пока бизнес-конференции, выставки, бизнес-миссии, намеченные на этот год, находятся под угрозой переноса на поздний срок, а то и полной отмены. Однако выручает онлайн, в режиме которого все уже научились общаться: «Даже если из нашего перечня мероприятий часть отменят, мы найдем альтернативный формат их проведения», - уверяет Павел Шибилов. Здесь очень кстати пришлось новое направление работы Центра поддержки экспорта.
- С 2019 года мы применяем новый инструмент господдержки – продвижение продукции экспортеров на международных электронных торговых площадках - Alibaba.com, Europage.com и т.д. Среди 19 предприятий, размещенных на электронных площадках, 3 компании уже заключили экспортные контракты, – говорит Меньшов. – Но это только начало.
По мнению экспертов, ограничения в связи с коронавирусом будут лишь способствовать популярности электронных площадок.
За рубеж - с «нуля»
Конечно, особая надежда - на опытных участников внешней торговли. Обычно Центр работает либо с устоявшимися экспортерами, либо с начинающими, но отвоевавшими нишу на российском рынке. Впрочем, появляются смелые «первые ласточки», которым требуется так называемая акселерация, то есть подготовка предприятий малого и среднего бизнеса к экспорту с «нуля» и последующий вывод на внешние рынки.
- За поддержкой стали обращаться предприятия, которые только что открылись, - поделился Павел Шибилов. - В том числе с перспективными разработками. Например, на рынке автомобильной промышленности. Это настоящий старт-ап с очень интересным предложением для Африки и Юго-Восточной Азии. Причем люди могли продать свою концепцию крупному автоконцерну, той же «Тойоте». Но они патриоты, хотят самостоятельности и развития на благо всей Владимирской области.
Что и куда мы продаем?
После заключения контракта на поставку мембран из Владимирской области в Латинскую Америку, а в перспективе еще и биогумуса - в Австралию, можно заявлять, что продукцию наших производителей знают на всех пяти континентах. Новые перспективные направления экспорта: Юго-Восточная Азия (Вьетнам, Индонезия), Африка (Бенин, Сенегал, Нигерия, ЮАР). Отдельно прорабатываются кейсы по выходу на рынки Средней Азии (Казахстан, Узбекистан) предприятий в формате «кластера» ради расширения доли присутствия. Больший объем контактов ожидают с Индией, Восточной Европой, Ближним Востоком.
Сейчас экспортные поставки из Владимирской области идут в 112 стран мира. На территории области - более 260 постоянных экспортеров, предлагающих 400 видов товаров и услуг. Главные экспортеры по отраслям — пищевики, химпром, деревообработка, машиностроение. Активно развиваются в этом плане производители матрасов, медицинских товаров и лекарств, стеклянных сосудов для питья, тканей из стекловолокна, линолеума на текстильной подоснове, бытовых стиральных машин, изделий из золота и серебра.
Читайте также: Эксперт «ВВ» рассказал о перспективах национальной экономики