- Школа в дистанционном пространстве должна иметь реальную безопасную и защищенную информационную площадку в сети “Интернет”, как и в реальной жизни, - говорит Полякова. - Нельзя же позволить учителю создать где угодно класс и посадить его, скажем, на ул. Соколова-Соколенка. Школа должна соответствовать пожарным, антитеррористическим требованиям. То же должно происходить и с образовательной площадкой.
Причем очень важно – соответствовать нормам безопасности. Почему нельзя создавать плохо защищенный ресурс, да еще, может быть, за пределами РФ? Это нарушение закона. Этот ресурс может быть взломан. Персональные данные детей и педагогов могут оказаться в опасности.
Вот почему, в соответствии с законом, школа должна создать изолированную, но в тоже время открытую для администрации площадку, чтобы понимать, какой процесс идет.
Школа может развернуть на своем сервере собственную площадку дистанционного обучения. Но таких возможностей, чтоб она была бесплатной и безопасной, практически ни у кого нет. Создать для себя виртуальную среду школа не может.
- Почему нельзя запустить всех на качественный ресурс «Домашней школы»?
- Этот ресурс был создан для дистанционного обучения детей-инвалидов в 2010 году. Он хороший, рабочий. Курсы создавали лучшие учителя нашей области. Но это только для учеников «домашней школы». Персональные данные открыты для них, кто внутри. Мы не можем туда пустить такое большое количество людей. К тому же ресурс ограничен.
- Как создавался ресурс СЭДО и какова его наполненность?
- Он специально был создан на сервере регионального центра обработки данных. В нем размещены электронные данные и дневники. С 2014 года мы начали создавать там среду для дистанционного обучения. Этим пользовались несколько школ из Лакинска и Мурома. Внутри ресурса им была выделена своя площадка. Региональный техноцентр «Кванториум», кстати, тоже в этой системе.
Доступ имеют только администрация, дети и педагоги. Родители могут войти по логину и паролю ребенка. Они должны проявлять активность, поскольку имеют на это полное право, пока их дети несовершеннолетние, и должны туда входить. Сейчас более 300 школ области включены в этот сервер. Мы расширили дисковое пространство и возможности. И процесс продолжается, школы подают заявки.
На площадке нет курсов общего образования – мы не успели их сделать. Но есть модули дополнительного образования. Курсы задач по математике, робототехнике. Есть и подготовка к ЕГЭ по некоторым предметам.
- Есть ли альтернатива общему региональному ресурсу?
- Школы могут либо воспользоваться площадкой СЭДО, либо организовать обучение на своей платформе. Для этого должны быть свой инженер, хорошие возможности, хороший сервер и интернет. Может быть, в отдельных школах в г. Гусь-Хрустальный, Кольчугинском и Ковровском районах такие площадки будут созданы.
Никто насильно никого не тянет. Безопасность – сфера ответственности директоров школ.
- Как проходит обучение для организаторов и учителей?
- Мы уже провели вебинар для администраторов школ муниципалитетов, а в эти дни мы организуем обучение тому, как работать с системой, для директоров и преподавателей школ. В ходе вебинаров они могут задавать вопросы, как составить лекцию или тест, как работать с инструментами портала. Мы не бросаем учителей!
Методическую поддержку оперативно будет осуществлять региональный центр цифровой трансформации в образовании (РЦЦТО).
Запущена программа дистанционных курсов двух видов. Первый курс будет касаться инструментов площадки. Второй – дизайна, то есть, как составить правильный курс обучения, в котором бы были предусмотрены все требования к современному уроку: и мотивация, и объяснение нового материала, и закрепление, и контроль.
В региональной библиотеке уже 27 курсов дополнительного образования.
Есть и страница «Горячая линия». Там в рубрике «Чаво?» мы выкладываем популярные вопросы, на которые в режиме онлайн отвечают наши сотрудники.
Мы энергично готовимся, разрабатываем дистанционные курсы. Силами педагогов, как когда-то для домашней школы создавали. Эти курсы проходят экспертизу и публикуются в личной библиотеке педагогов. И это станет всеобщим достоянием, что актуально. Доступ может быть на муниципальном уровне, и на школьном – для учителей школы. Любой педагог может скачать для себя и что-то поправить в нем.
Многоуровневая система доступа к общению создана. Допустим, учитель может создать курс для пятого класса, а на следующий год поменяться с коллегой. Самые грамотные школы смогут поделиться курсами на муниципальном уровне. Для Владимира, к примеру, с 48 школами, это хорошо.
- Сейчас идут каникулы, но родители рассказывают, что для школьников все равно устраивают уроки. Это тренировка?
- Пробные уроки проводят педагоги. Они молодцы, что проверяют, как система работает. Чтобы потом можно было работать не в авральном, а в штатном режиме. Сейчас идет вопрос о том, чтобы закрыть последнюю четверть. Чем хороша платформа? Она позволяет интегрировать все доступные инструменты в виде ссылок. Захотел ученик на онлайн-тренажере подготовиться к ЕГЭ, учитель даст ссылку.
- В чем еще, кроме безопасности, преимущество региональной платформы СЭДО?
- В работу могут быть включены все существующие ресурсы - виртуальные лаборатории, интересные телескопы – например, учитель даст задание понаблюдать за планетами или посмотреть, как живут слоны в Африке. Можно также сделать ссылку на вебинарную комнату и пообщаться в определенное время. Обсудить что-то по литературе или истории. Популярны площадки ДИСКОРД, ЗУМ и СКАЙП.
И еще: ресурс всегда будет бесплатным. Все техническое обслуживание осуществляется за счет регионального бюджета.
Знаю, что пока педагоги разочарованы. Но вместе мы наполним платформу качественными ресурсами. Надо только вместе работать. Не каждый регион может этим похвастаться, некоторые готовятся использовать частные площадки.
Информация обо всех мероприятиях методической поддержки будет размещаться на официальном сайте ВИРО и на странице горячей линии РЦЦТО.
Читайте также: Ответственные владимирцы приняли решение о самоизоляции