На проспекте Ленина у дома № 64 с десяток рабочих «ВладимирВодоканала» прочищали ливнеприемник. С одними лопатами тут явно делать было нечего, хотя и они шли в дело. К колодцу подогнали две мощных специальных машины: «крот» и «илосос». «Крот» – это каналопромывочная машина. На ней огромная бочка с водой – на 10 кубов – и мощный компрессор на 60 атмосфер.
Зрелище было любопытнейшее. «Крот» со свистом вдувал в ливнеприемник воду, назад выбивались грязь, ил, песок, которые тут же отсасывал «илосос» – многотонная илососная машина с вакуумным насосом. Чистая вода загонялась в колодец из «крота», грязь тут же отсасывалась «илососом», на дорогу она не выливалась. Это была по-настоящему образцовая прочистка ливнеприемника. Сразу было видно, что работают профессионалы.
Серьезная технология – на такое стоит посмотреть. Нужна осмотрительность: очистка канализации, как оказалось, – дело тонкое.
«Сейчас проводится промывка-размывка ливнеприемника (он был забит и не пропускал сточные воды), чтобы стоки поступали в канализацию, – комментировал Станислав Макелло. – Зимой на дороги сыпят песок, он скапливается и в решетках, и в «ливневке»
Такие работы ведутся по всему городу круглогодично, иначе «ливневка» не справится». Правда, в морозы все больше приходится работать лопатами и ломом.
Нужен глаз да глаз: если зазеваться и не уследить за давлением воды в супермощном «кроте» – затрещат трубы. Новые – пластиковые – они еще ничего, крепкие, а вот старые, керамические, они могут и подкачать, и треснуть как упавший с печи глиняный горшок.
«Процентов на 70 трубы ливневой канализации в городе устарели. Последние большие коллекторы были построены еще при советской власти. Договором с управлением ЖКХ на обслуживание ливневой канализации не предусмотрено строительство новых сетей, но мы проводим их капитальный и текущий ремонт. В связи с эпидемией коронавируса сейчас людей мы направляем поменьше, но работа ни на день не прекращается»
Можно порассуждать, что выгоднее: сыпать на дороги песок или чистую соль. Защита дорог от гололеда песчано-соляной смесью имеет свои плюсы: песок – минерал экологически чистый, он дешев, обеспечивает хорошее сцепление с дорогой, не разъедает обувь. Обратная сторона медали: вмерзший в лед песок забивает городскую канализацию. В некоторых регионах, например в Мурманской области, дороги теперь посыпают только солью. Во Владимире песок на проезжую часть сыпят тысячами тонн: по данным городской администрации, в прошлую зиму было заготовлено 35 тысяч тонн песчано-соляной смеси (это примерно 3,5 тысячи «КамАЗов», из которых более 2 тысяч «КамАЗов» одного песка).
Но дело не только в песке. В канализационных трубах постоянно происходит заиливание, накопление органических и неорганических осадков и отложений, в «ливневке» скапливается строительный и бытовой мусор.
По словам старшего мастера, «у нас практически весь город обвязан ливневой канализацией – это около 150 километров труб». «Ливневки» во Владимире нет только в старой части города, на той же Большой Московской улице. Там вода «уходит» по естественным уклонам. Бурные ручьи, вспениваясь, бегут вниз по спускающимся к Клязьме крутым владимирским улочкам, как веселые горные речки, а детвора пускает в них бумажные кораблики. Зато на холмах – сухо!
Растекутся ли в этом году по оказавшимся в низинах городским магистралям гигантские лужи-озера, как это не раз бывало, мы узнаем только с приходом настоящих сильных дождей. Но теперь на душе стало куда спокойней. Теперь мы знаем, что у нас есть «крот», и «илосос».
Читайте также: Поездки по Владимиру стали похожи на экстремальный автослалом