Точки водительского недовольства
Мы попробовали выявить особенности этой ранней весны на дорогах Владимира. Планируя маршрут, ориентировались на отклики и комментарии (не всегда цензурные) от владимирских автомобилистов - профессионалов и любителей. Но что интересно: зоны неблагополучия, способные повредить подвеску, например, встречаются в совершенно разных географических точках Владимира.
Стартовали мы «с дальних подступов» к основной части города - от микрорайона Мосино до Спасского, где состояние дороги такое, что почти невозможно поверить в ее ремонт всего несколько лет назад. Сегодня это уже - с виду - частично вообще грунтовка, причем черная, как будто по ней уголь возили, и вся в лужах. Местные жители говорят, ее подсыпали асфальтной крошкой, но, видимо, слишком тонким слоем. Встречается также выбитый асфальт с массой мелких и крупных ям. Местами можно проехать без риска для машины только по обочинам.
Один из местных сказал нам, что еще не так давно дорога была настолько гладкой, что здесь тренировались юные лыжники на лыжероллерах. А сегодня можно только гонки по пересеченной местности устраивать - на внедорожниках. Но что делать обычным машинам? Или автобусам?
По Спасскому дорога идет ровнее. Но видно, что прямо у автобусной остановки и двух исторических церквей буквально отламывается край асфальта у обочины. Весь край дорожного полотна утопает в воде. Хотел сказать «на обочине», но тут и обочины как таковой нет... Поэтому тяжелые автобусы вынужденно обламывают от дороги по кусочку.
- А как иначе? Здесь прямо на глину по краям асфальт укладывали, - рассказывает местная жительница Любовь Ивановна по пути к остановке. – Только в позапрошлом году делали дорогу. Деньги в нее «вгробили», а она вся поломалась. Автобусам теперь даже разъехаться негде....
Едем дальше, местами лавируя среди неровностей по дороге по Юрьевцу. Поворачиваем налево у приснопамятного юрьевецкого подземного перехода - и по более ровной федеральной трассе едем по Московскому шоссе.
Свернули к гипермаркетам «Лента» и «Метро» - по наводке наших читателей, которые поражаются (и выражаются) по поводу глубоких выбоин в этом месте: «Здесь просто нельзя не попасть в выбоину!».
И действительно: развилка между въездом-выездом на трассу у АЗС и магазина «Автодом» даже среди бела дня трудно проходима. А в темноте, в сырую погоду ситуация еще хуже.
- Тут могла бы, на мой взгляд, мэрия вместе с хозяевами бизнеса дорогу нормальную сделать, -говорит один из водителей. - Уж бизнес-то должен быть заинтересован, чтобы в магазины больше покупателей приезжали!
Пора менять известняк на гранит
В процессе нашей журналистской инспекции дорог мы встретили профессионала «по дорогам» - дорожника с почти 40-летним стажем, который прошел путь от техника-геодезиста до начальника ДРСУ в Мурманской области. Леонид Травников уже пять лет живет во Владимирской области. Конечно, он, эксперт и знаток дорожной отрасли, уже хорошо знает ситуацию в регионе и ездит по нашим дорогам со знанием дела.
На вопрос «в чем главная причина дыр в асфальте?» отвечает так:
- Причин много, - говорит профессионал-практик. - Первая: отсутствие нормальных водоотводов. Вода подолгу стоит на проезжей части и разрушает покрытие. Вторая: дороги во Владимире в основном старые. Когда на их ремонт выделяются деньги, организаторам работ важнее «сделать» как можно больше километров. Но дорога - это сложное инженерное сооружение. Недостаточно уложить на нее асфальт — сначала требуется нормальное основание. А основание у большинства старых владимирских дорог – известняк, то есть известняковый щебень. Его прочности не хватает для современных нагрузок. Известняк сам по себе слабый материал. Да еще под воздействием постоянной влаги... В идеале здесь нужен гранитный щебень в основании дороги. Это необходимо - постепенно заменять основание дорог на более прочное. Но тогда стоимость работ возрастет в разы. Соответственно, отремонтированных километров будет значительно меньше.
Это вопрос, кстати, еще несколько лет назад обсуждали в региональном штабе Общероссийского народного фронта. Леонид Травников уже тогда предлагал разделить дороги города на категории - по степени интенсивности движения, - и делать ремонт капитально, с заменой и асфальта, и всего, что под ним. Но поскольку эта история дороже, радикального решения по смене технологии ремонтов дорог так и нет.
Например, на том же пути «Мосино - Спасское» видно, что асфальт положен в 3 см, а щебенка - в один слой. Поэтому со временем такой износ. Нужны не только более прочное основание дороги , но и кюветы, и трубы, чтобы отводить воду.
Третья причина проблем по весне, по мнению опытного дорожника: качество содержания дорог. Видно, что дренажи (там, где они есть) забиваются мелким песком, который используется зимой для подсыпки дорог вперемешку с солью. Но, оказывается, не обязательно все зимние месяцы сыпать соль с песком. Почему бы не посыпать в подходящую погоду дорогу только солью, что, кстати, практикуется в Мурманске, при обслуживании дорог? Чистая соль просто стекает с улиц по весне вместе с талым снегом, ничего не засоряя.
По большому счету, если мы не хотим ремонтировать одно и то же каждый год и ломать машины, вариантов нет — только ремонтировать дороги с заменой основы на более прочную и устраивать водоотводы, начав с самых загруженных транспортом улиц.
Улица Разина
По отзывам водителей, встречаются заметные повреждения даже на центральных дорогах - проспекте Ленина, на подъезде к площади Победы, на Большой Московской... Но мы сворачиваем на длинную улицу Разина, удостоившуюся особенно отборной ругани опрошенных нами водителей.
Она вроде бы дублирующая, но загружена не меньше основной. А ямы и следы борьбы с ними (банальными заплатками) встречаются чуть ли не на каждом шагу.
Весенним признаком хоть какого-то улучшения ситуации радует красный заборчик, прикрывающий свежеотреставрированные края колодца. То есть весеннее подновление зимних повреждений началось! Однако есть ответвление от Разина, которое ямочным ремонтом уже явно не прикрыть: проезд к проспекту Ленина у здания областного суда по западному краю площади Победы.
Покрытие дороги здесь практически разрушено. Тем более, по краям сплошная парковка – еще одна беда для водителей Владимира, особенно в центре, что почти негде поставить машину. Автомобили среди двух рядов стоящего транспорта едут по узкой дырявой середине дороги, а из расширяющихся дыр проглядывает все тот же, упомянутый экспертом, известняковый щебень.
Улица Жуковского
На восток Владимира едем по сигналу от активной читательницы, которая с трудом проезжает мимо «Красносельских бань» по улице Жуковского. Прибываем туда: действительно «дырчатое» место. Дорога идет под уклон, по ней постоянно струится вода, а водители лавируют между ямок.
На наклонной плоскости улицы Жуковского особенно заметны обмываемые талой водой черные «заплатки» - фрагменты ямочного ремонта. Только вокруг них на месте более мелких повреждений уже образовались более широкие, заполненные мутной жидкостью ямки и дыры.
Природный и погодный факторы тоже в этом году подпортили обстановку на дорогах. Теплая и сырая зима, по опыту специалистов-дорожников, в этом году привела к максимальным разрушениям дорог по весне: то лед, то оттепель, то снова лед... А замерзающая вода, как известно, неизбежно расширяется и рвет все, что попадается у нее на пути. Поэтому разрастаются трещины.
Латание дыр
На прошлой неделе, словно предвосхищая недовольство водителей, мэрия Владимира распространила пресс-релиз с отчетом о масштабном объеме ямочного ремонта дорог, который якобы даже зимой не прекращался: всего за зимний сезон 2019-2020 годов отремонтировано 1675 дефектов покрытия проезжей части городских автомобильных дорог на общей площади 1720 квадратных метров. Только 3 марта специалисты Центра управления городскими дорогами отремонтировали 55 повреждений проезжей части. Работы велись на улицах Луначарского, Менделеева, Сакко и Ванцетти, Садовой и Усти-на-Лабе, общая площадь ремонта там составила 60 квадратных метров. Площадь, конечно, потрясает воображение. Шутим. Повреждения там были выявлены в ходе «постоянного мониторинга». А сколько их этот «мониторинг» не заметил?
Кстати, мэрия поделилась секретами технологии ямочного ремонта: дескать, когда зимой подмораживает, городские содержатели дорог дефекты заделывают с помощью литой асфальтобетонной смеси. От обычной она отличается повышенным содержанием битума и минерального порошка. По признанию независимого эксперта, литой асфальт - это самый эффективный способ ямочного ремонта даже на сложном Севере России, где зима тянется по 8 месяцев. Правда, когда устойчиво потеплеет, городская дорожная служба решила перейти к продолжению ямочного ремонта дорог Владимира струйно-инъекционным методом, «который максимально эффективен при температурах воздуха выше нуля».
Струйно-инъекционная технология предполагает выполнение всех необходимых операций с применением одной рабочей установки. Дорожные ямы заполняются мелким щебнем, предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения. Щебень укладывается в выбоину за счет подачи его воздушной струей, что обеспечивает высокую плотность слоя. Струйно-инъекционная технология относится к категории холодных - при ее использовании нет необходимости нагревать применяемый материал. Зато при горячем методе литой асфальтной смеси выпаривается вода.
Но, похоже, никакой метод ямочного ремонта из используемых не спасает от постоянных ремейков появления дорожных дыр...
Кстати, автовладельцам- этим вечно недовольным людям за рулем - нет бы радоваться упорной и вечно повторяющейся борьбе городских дорожников с ямами на дорогах! А они недовольны: еще один наш читатель часто ездит по вышеупомянутой улице Разина и видит, что ямочный ремонт порой оказывается опаснее для подвески и колес - особенно когда одна команда дорожников подготовила ямки к заполнению литым асфальтом, отфрезеровав покрытие на участках повреждений и образуя края под прямым углом, а другая группа ремонтников со своей литой смесью до этого участка еще не добралась. Так что у водителей сердце замирает, когда они наезжают на скрытые - часто под лужами - такие вот подготовленные к исправлению дефекты.
- Почему нельзя сразу поработать фрезой на месте ямы и тут же заделать углубление, а не создавать временной разрыв между этими операциями? - задаются владимирцы риторическим вопросом.
Водители в начале марта страдали на Стрелецкой, на Северной, на 1-й Пионерской улицах. А вообще адреса дорожных неровностей можно перечислять бесконечно. Но Вокзальная площадь — особый разговор: она не хуже и не лучше других проблемных мест. Однако лицо города все же стоило бы привести в норму.
Читайте также: Жители Владимира возмущены отсутствием разметки на дорогах
Читайте также: Администрация области поддержала общественников в споре с мэрией Владимира
Читайте также: Мэрия Владимира увиливает от решения проблемы улицы Диктора Левитана