Провел его врио первого заместителя Губернатора, курирующий экономику, Александр Ремига - в режиме видеоконференцсвязи с профильными подразделениями АВО, руководителями бизнес-организаций и банкирами. Главная тема — расширение мер поддержки ответственного бизнеса.
Миллиарды на поддержку
Поступившие ранее от членов оперативного штаба Владимирской области предложения проанализированы и приняты в работу. Они либо нашли отражение в принятых на федеральном уровне нормативно-правовых актах, либо использованы в подготовке региональных инициатив по изменению налоговой нагрузки, – сказал Александр Ремига.
Как пояснил Евгений Сокольских, председатель комитета экономического развития АВО, в региональный план поддержки бизнеса внесли уточнения — в том числе по части объемов финансирования. Например, «скидки» по налогу на имущество (по расчетам на этой стадии) обойдутся бюджету в 410 млн рублей, по транспортному налогу для перевозчиков — в 60 млн, льготы по упрощенке - в 170 млн, по патентной системе - около 20 млн.
А в целом с учетом социальной сферы поддержка предприятий региона в условиях пандемии обойдется больше чем в 15 млрд рублей, из них больше 9 млрд — из федерального бюджета.
В том числе предусмотрены дополнительные деньги на стимулирование рынка труда (временная занятость и т. п.) и функционирование муниципальных и межмуниципальных маршрутов (хотя в процессе разговора прозвучали реплики об уже свершившемся истощении собственных ресурсов отдельных перевозчиков, чей пассажиропоток сократился до 1-2 человек на рейс, - им, дескать, уже топливо не на что покупать, а 60 млн всех их «не спасут»).
Расширять аккуратно
Главная цель таких совещаний оперативного штаба — предложения непосредственно от участников экономической деятельности. Одно из прозвучавших 22 апреля — о бесплатной сдаче бизнесу в аренду муниципалитетами их имущества, которое годами не находит спроса. Во Владимире таких - якобы 139 объектов, «с сумасшедшей арендной платой, которые никому не нужны». Но глава администрации областного центра пока на это предложение ответа не дал.
Президент региональной ТПП Иван Аксенов заявил, что сейчас практически нет не пострадавших от кризиса отраслей, и предложил включать в перечень поддержки всех, чьи потери выше 30%:
Я знаю, что у бюджета проблемы. Но бизнес начал закрываться. Кто потом налоги платить будет? Нам важно никого не потерять, - считает Аксенов.
Александр Ремига дал понять, что ремарка «принимается», но «надо конкретизировать», потому что включать в перечень «всех без исключения, у кого выручка упала, – это нереальный критерий». Строго говоря, врио первого вице-губернатора явно прав — ведь таким способом в перечень могут попасть даже букмекерские конторы или аниматорские компании. Им тоже никто не желает плохого, однако в ситуации выбора приоритетов и значимости они, конечно, проигрывают тем же промышленникам.
Тем временем заместитель директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО Максим Васенин считает, что включать дополнительные отрасли на региональном уровне вообще преждевременно. Перечень пострадавших отраслей есть в постановлении правительства, он и так постоянно расширяется. Нюанс в том, что если регион решит поддержать что-то не совпадающее с федеральным перечнем, платить за это будет только сам. Компенсаций от Федерации не будет. А у нас не так велики ресурсы. К тому же нам интереснее, чтобы денег на поддержку в принципе было больше — они нужны как раз для этих самых отраслей в регионе. Поэтому, замечает Васенин, такие решения нужно принимать «с оглядкой на правительство».
Региональный бизнес-омбудсмен Алла Матюшкина одним из критериев отбора компаний для поддержки предлагает условие «сохранение персонала не менее чем на 90%», с чем областные власти явно согласны: ведь одна из главных целей всех этих мероприятий — сохранить работу максимальному количеству людей. А для перевозчиков, считает уполномоченный, надо предусмотреть не только налоговые льготы, но и прямые субсидии на топливо и дезинфекцию машин. Якобы многие субъекты пошли на это, чтобы сохранить маршрутную сеть.
Банкирская помощь
Что касается взаимоотношений бизнеса и банков, то, по словам Надежды Калашниковой, управляющего Отделением по Владимирской области ГУ Банка России по ЦФО, оперативный опрос предприятий показал, что все больше компаний региона испытывают негативные последствия ограничений: более 37% говорят о перебоях в поставках, а почти 45% столкнулись с отменой или сокращением заказов. 70% предприятий отмечают рост цен на сырье и комплектующие. Хорошего в противовес не так много: доля предприятий, на продукцию которых спрос вырос, остается всего на уровне 20%.
А теперь самое интересное. В банки за кредитами обращались 38% опрошенных предприятий. При этом большинство из них числа отметили ужесточение кредитных условий. Но у банковского сектора Владимирской области есть особенность: у нас лишь один самостоятельный банк, остальные участники – это 2 филиала и более 280 внутренних структурных подразделений. Центр принятия решений находится в других регионах, что, в числе прочего, определяет скорость реализации мер поддержки. Поэтому работа по реструктуризации и выдаче кредитов началась только после утверждения регламентов и правил головными банками. Но началась!
Сейчас право выдавать кредиты под 0% годовых малым и среднем предпринимателям на зарплатные проекты получили Сбербанк, ВТБ, МСП банк, Промсвязьбанк, Газпромбанк и «Открытие». Пока выдано около 40 беспроцентных кредитов на весь регион. В ближайшее время программу хотят расширить и «подкрепить гарантиями ВЭБа».
Надежда Калашникова поясняет: банки внимательно взвешивают риски, так как обязаны обеспечить возврат вкладов населению в срок и, кстати, с установленными процентами. Отказы, в основном, получают компании, не относящиеся к пострадавшим отраслям или с испорченной кредитной историей.
По реструктуризации кредитов компаниям из-за «временных трудностей» - одобренных заявок все больше (под 60%). Это, кстати, подтвердили и присутствовавшие онлайн на встрече банкиры. Кроме того, отдельные кредитные организации разрабатывают собственные программы поддержки предприятий пострадавших отраслей, что Банк России и, разумеется, АВО только приветствуют. Банк России в этой работе еще и помогает, распространив на все отрасли, не только признанные пострадавшими, регуляторные послабления по резервам, формируемым в кредитных организациях. Правда, только если до начала ограничительных мер у заемщика было высокое кредитное качество.
Почему важна чистота
На заседании звучали мнения (Не от властей! - Прим. Авт.), что «мы не всегда в том русле обсуждаем проблему».
Например, один из участников дискуссии сказал, что в перечень пострадавших и подлежащих поддержке попали в том числе те компании, у кого проблемы были и до Covid-19. Другой нюанс: у некоторых отраслей невозможно спрогнозировать время их возвращения на рынок. Например, туротрасль. Зарплатные кредиты ей — ок, людей нужно сберечь. Но реструктуризация? Кредиты на оборотку? Если отрасль в ближайшие 3-4 месяца не начнет работать, толку от этих кредитов не будет, а банки просто получат рост плохих долгов, хотя в то же самое время могли дать эти деньги производственникам... Ну и третье: а все ли предприятия из перечня поддержки отличались до кризиса налоговой дисциплиной? Если нет, то с какой стати поддерживать тех, кто не платил государству в хорошие времена?
Один из банкиров, кстати, добавил к этому выступлению представителя бизнес-сообщества, что его банк не смог одобрить кредит на зарплаты части своих клиентов-юрлиц, потому что те просто не в состоянии подтвердить официальное наличие у них наемных сотрудников. Первый вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО Вячеслав Кузин подтвердил: если компания просит кредит на зарплату 115 сотрудникам, а по данным УФНС у нее оформлены только директор с главбухом с зарплатами по 10 тысяч рублей, естественно, банки ему отказывают. А некоторые из таких «отказников» как раз и бегут с жалобами «государство нас не спасает» к бизнес-омбудсмену, в ОПОРА, в ТПП... Однако беспроцентные кредиты и прочие меры поддержки должны попадать к тем, кто работает, как говорит Кузин, «вбелую-вчистую». И с справедливостью этого посыла трудно спорить.
Кстати, по словам главного финансиста региона, идея прямых субсидий бизнесу на зарплаты сотрудникам во Владимирской области сейчас прорабатывается, но если ее одобрят, то заявления на эту субсидию будет собирать УФНС. А налоговая про дисциплину плательщиков знает все.
Государство в ответе за тех, кто работает в законодательном поле, - констатировал Вячеслав Кузин.
Читайте также: Бизнес получит льготу по налогу на имущество