В школьном образовании для дистанционного обучения с 6 апреля используется единая электронная образовательная платформа – СЭДО. На нее ежедневно выходят до 170 тысяч человек. Недавно для наращивания ее мощности (ради подключения к ней всех образовательных учреждений Владимирской области) губернатор Владимир Сипягин выделил 70 млн рублей.
Если мама сильна в математике…
Начало перехода на дистанционку, судя по отзывам школьников и учителей, было непростым. Возникало немало проблем как с обеспечением учеников школ компьютерной техникой, так и с самим выходом на единую платформу. Все «зависало», рабочий день затягивался. В ход пошли мессенджеры, однако общение через Viber, Whatsapp или Zoom потребовало от учителей, родителей и самих школьников немало усилий.
Всем было тяжело! Но особенно - учителям, которым надо было давать знания и контролировать по несколько классов. А в каждом классе, как известно, по 25-30 «гавриков». Всем всё объяснить, дать задания, проверить их выполнение, да еще ответить на бесконечное количество вопросов от детей и их родителей! Рабочий день в итоге увеличился вдвое, а нагрузки, по оценке самих педагогов, в 5-10 раз! Пр и этом дети и родители буквально стонали от количества заданий.
- По 30 номеров по математике решали за день! - вспоминает мама ученицы 8-го класса одной из владимирских гимназий. - Причем, кроме основных предметов, приходилось выполнять задания по музыке, физкультуре и даже ОБЖ. По музыке, к примеру, надо было отослать письменные отзывы о произведениях. Конечно, писать приходилось мне, потому что дочь не успевала физически все это сделать.
- У меня возникли сложности с тем, что на всех не хватало техники, - поделилась своими проблемами мама трех школьников. – Для многодетной семьи роскошь – иметь в доме несколько компьютеров и ноутбуков. Пришлось старшей дочке, она выпускница, отдать свой ноутбук, потому что ей надо к экзаменам готовиться. А с двумя остальными детьми делить компьютер. И если у меня шел вебинар, а у сына начинался видеоурок по химии, то приходилось уступать ему. Поначалу из-за того, что весь день приходилось в напряжении смотреть на маленький экран смартфона, выполняя задания, младшая дочка даже плакала…
Столкнулись родители и дети с тем, что «зависал» электронный дневник. Не всегда открывались файлы с заданиями. Были случаи, когда один ребенок видел задание, а второй - нет. Или сбивались ответы на тесты, в результате в дневнике появлялись нежелательные оценки.
Кого будили в полседьмого?
В напряженном режиме все это время учили уроки со своими воспитанниками и сотрудники Владимирского социально-реабилитационного центра. У них 9 школьников. Задания учителя школы присылают по электронной почте. А их очень много! Воспитателям приходится все распечатывать, потом изучать темы по учебникам, самим объяснять детям материал и выполнять домашнее задание. Потом уже сканировать сделанные работы и отправлять в школу.
Мама семиклассницы владимирской школы №39 рассказывает, что сначала им очень понравилась единая областная платформа: там все очень хорошо изложено по темам и картинки приложены. Но потом пошли сбои. Технической возможности выйти на эту платформу для всех одновременно не было. Поэтому приходилось будить ребенка аж в полседьмого утра.
- Только одна учительница проводит занятия по скайпу с группой учеников в 15 человек, - поделилась мама девочки. - Бывают сбои, но она хотя бы пытается наладить общение.
Остальные, по ее словам, работают по старинке. Многие не владеют компьютерными технологиями. Одной учительнице дети написали: «Можно мы вам в «ворде» сочинение пришлем?». А она, не понимая, о чем они, ответила: «Ручками, детоньки, ручками пишите!»
- Обиднее всего оказался случай, когда по географии дочке ни за что поставили двойку, - вспоминает возмущенная родительница. - Хотя она три часа заполняла контурные карты. Пожилая учительница в ответ на претензию ответила: «Не переживайте, я сначала двойки поставила, а потом работы начала проверять». В итоге нам поставили четверку. Но наши нервы уже на пределе!
Заливная рыба
Только на четвертой неделе дистанционного обучения сверху пришли директивы о снижении количества домашних заданий для учеников школ, и их на самом деле стало меньше.
Однако появились жалобы от студентов колледжей. Так, студентка 3 курса Владимирского технико-экономического колледжа рассказала о заданиях от своих преподавателей:
- Одно из заданий на время практики - сделать за день три технологических карты, приготовить три сложных горячих рыбных блюда и сфотографировать, - рассказала девушка. - Не у меня одной вызвал вопрос о том, как их готовить. К примеру, горбушу с королевскими креветками под соусом. На практике все затраты для обучения берет на себя предприятие, а нам что - готовить за свой счет, на обычной кухне, без инвентаря? Ни у кого нет возможности покупать столько продуктов. Тем более у нас никто не проверит качество приготовленных блюд, а готовить только ради фотографии - нецелесообразно.
Когда обратно в школу?
Учитель информатики школы №2 Гусь-Хрустального и основатель яндекс-лицея Алексей Ксенофонтов вышел с «ВВ» на видеосвязь, используя приложение Zoom. Он рассказал о дополнительных ресурсах, которые использует:
- Для каждой школы области на базе ВИРО развернута система для организации дистанционного обучения. На базе этой системы педагоги нашей школы создали свои курсы. К примеру, возьмем, мой курс по информатике. Здесь размещен и теоретический материал для ребят, и практические работы, и тестовые задания. Я их здесь же и проверяю.
Вторая форма работы - для тех, у кого возникают проблемы технического оснащения. На школьном портале создана таблица для обратной связи с учителями. Здесь размещаются задания по каждому предмету для всех классов. Для удобства детей и родителей написаны инструкции.
- Я люблю вести уроки онлайн, - говорит Алексей. - Сегодня проводил занятие с 10-м классом с использованием платформы Zoom. Здесь у ребят есть возможность поднять руку, поаплодировать. Есть чат, в котором можно задать вопрос и получить ответ. Я могу отключить звук, когда ребятам надо выполнить задание. Могу предоставить свой экран для решения задачи как виртуальную доску. Ученик может рисовать, давать комментарии.
В приложении «яндекс-учебник» можно запланировать видеоурок на определенное время и разослать всем ученикам ссылку. Многие учителя предметники используют это, когда темы уроков совпадают. Очень удобно для работы в 11 классах, поскольку в приложении есть подготовка к ЕГЭ по всем предметам школьной программы.
- Какие есть проблемы? Вначале, поскольку коллектив разновозрастной, была паника, - признается учитель информатики. - Сейчас все перестроились, стали находить интересные ресурсы и возможности. Иногда бывают перебои со звуком. Очень большая нагрузка на учителя и на ребят, которые времени проводят у компьютера, что, безусловно, негативно влияет на здоровье. Дети все чаще спрашивают: когда же мы вернемся в школу? Ждут не дождутся!
Директор департамента образования Ольга Беляева сообщила недавно о предположительном окончании учебного года для учеников 1-8 классов: 22 мая. Однако в Гусь-Хрустальном решили завершить учебу 29 мая, раньше отпустив только учеников начальной школы.
- Не хотим переносить материал на следующий учебный год, а поскольку лагерей не будет, то пусть дети будут заняты учебой, - аргументировала решение директор школы №2 Наталья Мироедова. Она тоже выходила на видеосвязь с «ВВ».
Сын полка
Как сообщила «ВВ» заместитель директора департамента образования области Светлана Болтунова, все 36 ССУЗов перешли на дистанционную форму обучения. Выпускники готовятся сдавать экзамены. Если не изменится ситуация с эпидрежимом, то - в дистанционном режиме. Министерство просвещения обещало дать рекомендации по срокам после майских праздников. Пока все студенты разъехались по домам, кроме 30 детей-сирот, живущих в общежитиях. У всех есть компьютеры и планшеты.
- Преподавателям, конечно, сложно, дистанционное обучение требует особой подготовки, - пояснила Болтунова. - Образовательные платформы перегружены, часто «висят». Поэтому даны рекомендации использовать их либо до 10 часов утра, либо после 16 часов. Небольшое количество студентов живет в населенных пунктах с плохим покрытием сотовой связи. Для них пришлось организовать раз в две недели передачу заданий на бумаге.
- Мы одни из первых перешли на дистанционку, поскольку есть для этого хорошие технические возможности, - рассказала завуч Владимирского политехнического колледжа Елена Михайлова. – Сначала нас отругали, а потом похвалили за оперативность. Теперь наш опыт используют все остальные колледжи.
- Дети-сироты, которые у нас учатся, все сейчас находятся дома, с опекунами, как и все остальные, - сообщила завуч. - И только один мальчик живет в общежитии. Мы ему отдали ноутбук, навещаем его и подкармливаем. Сережа у нас как сын полка!
Сессия и стрим с Куклачевым онлайн
Менее болезненно перешли на дистанционное обучение в вузах. Во Владимирском государственном университете - большинство преподавателей для обучения используют LMS-платформу Moodle. Многие ведут занятия (лекции и семинары) в онлайн-режиме в соответствии с расписанием с помощью Zoom, Skype и Cisco Webex Meeting. Кроме того, здесь уже третью неделю студенты - заочники и выпускники сдают сессию онлайн.
- С первой же недели самоизоляции в университете создали платформу, на которую каждый педагог «подгрузился», - рассказывает преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии ВлгУ Татьяна Мачинскене. -- Все удобно и прозрачно! Очень комфортно работать. У меня сейчас студенты магистратуры. Я им выгружаю им примеры, занятия, программы или детские рисунки. На каждую пару есть задание. Возможно тестирование. На этом ресурсе каждый студент видит, в какой срок он должен сдать задание, по какой системе оно будет оценено, что очень удобно. Оценки влияют и на общий рейтинг. Можно использовать платформу для видеоконференций, вебинаров, получать обратную связь.
В этом учебном году для студентов-выпускников, которые сдавали госэкзамены и защищали дипломы, оставили только одно испытание. У большинства это будет защита диплома.
- Если не произойдет улучшения эпидситуации, то готовимся принимать защиту дипломов в дистанционном формате, - комментирует руководитель пресс-службы университета Наталья Шапшай. - Это, безусловно, сложнее - и морально, и технически.
Преподаватели ВлГУ используют интересные форматы дистанционки на практике. К примеру, на кафедре менеджмента и маркетинга недавно организовали стрим с Юрием Куклачевым.
- У всех студентов, даже в отдаленных населенных пунктах, налажен контакт с кураторами, - отметила Наталья Шапшай. – Преподаватели интересуются не только технической обеспеченностью ребят, но и состоянием здоровья, и необходимостью выделения материальной помощи. Студенческим семьям мы в этом году оказали помощь в большем размере, чем прежде. Кроме того, для иностранных студентов организовали шефскую помощь 50-ти кураторов. Сотрудники студенческого городка и комбината питания раздали недавно почти 90 наборов продуктов. И списки тех, кому надо помочь, формируются вновь.
Читайте также: Алиса Бирюкова: «В ожидании офлайна наши акции собирают миллионы просмотров»