5 мая 2020 в 11:37

Владимирское образование перешло на дистанционный формат работы

Фото: Наталья Ларина
Дистанционное обучение в апреле стало одной из главных тем в семьях, где есть школьники или студенты. Особенно волнуются, конечно, выпускники и их родители: как скажется этот формат освоения материала на качестве знаний и подготовке к экзаменам или защите диплома? В нюансах учебы на "безопасной дистанции" во Владимирской области разбиралась Ирина Игнатова.

В школьном образовании для дистанционного обучения с 6 апреля используется единая электронная образовательная платформа – СЭДО. На нее ежедневно выходят до 170 тысяч человек. Недавно для наращивания ее мощности (ради подключения к ней всех образовательных учреждений Владимирской области) губернатор Владимир Сипягин выделил 70 млн рублей.

Если мама сильна в математике…

Начало перехода на дистанционку, судя по отзывам школьников и учителей, было непростым. Возникало немало проблем как с обеспечением учеников школ компьютерной техникой, так и с самим выходом на единую платформу. Все «зависало», рабочий день затягивался. В ход пошли мессенджеры, однако общение через Viber, Whatsapp или Zoom потребовало от учителей, родителей и самих школьников немало усилий.

Всем было тяжело! Но особенно - учителям, которым надо было давать знания и контролировать по несколько классов. А в каждом классе, как известно, по 25-30 «гавриков». Всем всё объяснить, дать задания, проверить их выполнение, да еще ответить на бесконечное количество вопросов от детей и их родителей! Рабочий день в итоге увеличился вдвое, а нагрузки, по оценке самих педагогов, в 5-10 раз! Пр и этом дети и родители буквально стонали от количества заданий.

- По 30 номеров по математике решали за день! - вспоминает мама ученицы 8-го класса одной из владимирских гимназий. - Причем, кроме основных предметов, приходилось выполнять задания по музыке, физкультуре и даже ОБЖ. По музыке, к примеру, надо было отослать письменные отзывы о произведениях. Конечно, писать приходилось мне, потому что дочь не успевала физически все это сделать.

- У меня возникли сложности с тем, что на всех не хватало техники, - поделилась своими проблемами мама трех школьников. – Для многодетной семьи роскошь – иметь в доме несколько компьютеров и ноутбуков. Пришлось старшей дочке, она выпускница, отдать свой ноутбук, потому что ей надо к экзаменам готовиться. А с двумя остальными детьми делить компьютер. И если у меня шел вебинар, а у сына начинался видеоурок по химии, то приходилось уступать ему. Поначалу из-за того, что весь день приходилось в напряжении смотреть на маленький экран смартфона, выполняя задания, младшая дочка даже плакала…

Столкнулись родители и дети с тем, что «зависал» электронный дневник. Не всегда открывались файлы с заданиями. Были случаи, когда один ребенок видел задание, а второй - нет. Или сбивались ответы на тесты, в результате в дневнике появлялись нежелательные оценки.

Кого будили в полседьмого?

В напряженном режиме все это время учили уроки со своими воспитанниками и сотрудники Владимирского социально-реабилитационного центра. У них 9 школьников. Задания учителя школы присылают по электронной почте. А их очень много! Воспитателям приходится все распечатывать, потом изучать темы по учебникам, самим объяснять детям материал и выполнять домашнее задание. Потом уже сканировать сделанные работы и отправлять в школу.

Мама семиклассницы владимирской школы №39 рассказывает, что сначала им очень понравилась единая областная платформа: там все очень хорошо изложено по темам и картинки приложены. Но потом пошли сбои. Технической возможности выйти на эту платформу для всех одновременно не было. Поэтому приходилось будить ребенка аж в полседьмого утра.

- Только одна учительница проводит занятия по скайпу с группой учеников в 15 человек, - поделилась мама девочки. - Бывают сбои, но она хотя бы пытается наладить общение.

Остальные, по ее словам, работают по старинке. Многие не владеют компьютерными технологиями. Одной учительнице дети написали: «Можно мы вам в «ворде» сочинение пришлем?». А она, не понимая, о чем они, ответила: «Ручками, детоньки, ручками пишите!»

- Обиднее всего оказался случай, когда по географии дочке ни за что поставили двойку, - вспоминает возмущенная родительница. - Хотя она три часа заполняла контурные карты. Пожилая учительница в ответ на претензию ответила: «Не переживайте, я сначала двойки поставила, а потом работы начала проверять». В итоге нам поставили четверку. Но наши нервы уже на пределе!

Заливная рыба

Только на четвертой неделе дистанционного обучения сверху пришли директивы о снижении количества домашних заданий для учеников школ, и их на самом деле стало меньше.

Однако появились жалобы от студентов колледжей. Так, студентка 3 курса Владимирского технико-экономического колледжа рассказала о заданиях от своих преподавателей:

- Одно из заданий на время практики - сделать за день три технологических карты, приготовить три сложных горячих рыбных блюда и сфотографировать, - рассказала девушка. - Не у меня одной вызвал вопрос о том, как их готовить. К примеру, горбушу с королевскими креветками под соусом. На практике все затраты для обучения берет на себя предприятие, а нам что - готовить за свой счет, на обычной кухне, без инвентаря? Ни у кого нет возможности покупать столько продуктов. Тем более у нас никто не проверит качество приготовленных блюд, а готовить только ради фотографии - нецелесообразно.

Когда обратно в школу?

Учитель информатики школы №2 Гусь-Хрустального и основатель яндекс-лицея Алексей Ксенофонтов вышел с «ВВ» на видеосвязь, используя приложение Zoom. Он рассказал о дополнительных ресурсах, которые использует:

- Для каждой школы области на базе ВИРО развернута система для организации дистанционного обучения. На базе этой системы педагоги нашей школы создали свои курсы. К примеру, возьмем, мой курс по информатике. Здесь размещен и теоретический материал для ребят, и практические работы, и тестовые задания. Я их здесь же и проверяю.

Вторая форма работы - для тех, у кого возникают проблемы технического оснащения. На школьном портале создана таблица для обратной связи с учителями. Здесь размещаются задания по каждому предмету для всех классов. Для удобства детей и родителей написаны инструкции.

- Я люблю вести уроки онлайн, - говорит Алексей. - Сегодня проводил занятие с 10-м классом с использованием платформы Zoom. Здесь у ребят есть возможность поднять руку, поаплодировать. Есть чат, в котором можно задать вопрос и получить ответ. Я могу отключить звук, когда ребятам надо выполнить задание. Могу предоставить свой экран для решения задачи как виртуальную доску. Ученик может рисовать, давать комментарии.

В приложении «яндекс-учебник» можно запланировать видеоурок на определенное время и разослать всем ученикам ссылку. Многие учителя предметники используют это, когда темы уроков совпадают. Очень удобно для работы в 11 классах, поскольку в приложении есть подготовка к ЕГЭ по всем предметам школьной программы.

- Какие есть проблемы? Вначале, поскольку коллектив разновозрастной, была паника, - признается учитель информатики. - Сейчас все перестроились, стали находить интересные ресурсы и возможности. Иногда бывают перебои со звуком. Очень большая нагрузка на учителя и на ребят, которые времени проводят у компьютера, что, безусловно, негативно влияет на здоровье. Дети все чаще спрашивают: когда же мы вернемся в школу? Ждут не дождутся!

Директор департамента образования Ольга Беляева сообщила недавно о предположительном окончании учебного года для учеников 1-8 классов: 22 мая. Однако в Гусь-Хрустальном решили завершить учебу 29 мая, раньше отпустив только учеников начальной школы.

- Не хотим переносить материал на следующий учебный год, а поскольку лагерей не будет, то пусть дети будут заняты учебой, - аргументировала решение директор школы №2 Наталья Мироедова. Она тоже выходила на видеосвязь с «ВВ».

Сын полка

Как сообщила «ВВ» заместитель директора департамента образования области Светлана Болтунова, все 36 ССУЗов перешли на дистанционную форму обучения. Выпускники готовятся сдавать экзамены. Если не изменится ситуация с эпидрежимом, то - в дистанционном режиме. Министерство просвещения обещало дать рекомендации по срокам после майских праздников. Пока все студенты разъехались по домам, кроме 30 детей-сирот, живущих в общежитиях. У всех есть компьютеры и планшеты.

- Преподавателям, конечно, сложно, дистанционное обучение требует особой подготовки, - пояснила Болтунова. - Образовательные платформы перегружены, часто «висят». Поэтому даны рекомендации использовать их либо до 10 часов утра, либо после 16 часов. Небольшое количество студентов живет в населенных пунктах с плохим покрытием сотовой связи. Для них пришлось организовать раз в две недели передачу заданий на бумаге.

- Мы одни из первых перешли на дистанционку, поскольку есть для этого хорошие технические возможности, - рассказала завуч Владимирского политехнического колледжа Елена Михайлова. – Сначала нас отругали, а потом похвалили за оперативность. Теперь наш опыт используют все остальные колледжи.

- Дети-сироты, которые у нас учатся, все сейчас находятся дома, с опекунами, как и все остальные, - сообщила завуч. - И только один мальчик живет в общежитии. Мы ему отдали ноутбук, навещаем его и подкармливаем. Сережа у нас как сын полка!

Сессия и стрим с Куклачевым онлайн

Менее болезненно перешли на дистанционное обучение в вузах. Во Владимирском государственном университете - большинство преподавателей для обучения используют LMS-платформу Moodle. Многие ведут занятия (лекции и семинары) в онлайн-режиме в соответствии с расписанием с помощью Zoom, Skype и Cisco Webex Meeting. Кроме того, здесь уже третью неделю студенты - заочники и выпускники сдают сессию онлайн.

- С первой же недели самоизоляции в университете создали платформу, на которую каждый педагог «подгрузился», - рассказывает преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии ВлгУ Татьяна Мачинскене. -- Все удобно и прозрачно! Очень комфортно работать. У меня сейчас студенты магистратуры. Я им выгружаю им примеры, занятия, программы или детские рисунки. На каждую пару есть задание. Возможно тестирование. На этом ресурсе каждый студент видит, в какой срок он должен сдать задание, по какой системе оно будет оценено, что очень удобно. Оценки влияют и на общий рейтинг. Можно использовать платформу для видеоконференций, вебинаров, получать обратную связь.

В этом учебном году для студентов-выпускников, которые сдавали госэкзамены и защищали дипломы, оставили только одно испытание. У большинства это будет защита диплома.

- Если не произойдет улучшения эпидситуации, то готовимся принимать защиту дипломов в дистанционном формате, - комментирует руководитель пресс-службы университета Наталья Шапшай. - Это, безусловно, сложнее - и морально, и технически.

Преподаватели ВлГУ используют интересные форматы дистанционки на практике. К примеру, на кафедре менеджмента и маркетинга недавно организовали стрим с Юрием Куклачевым.

- У всех студентов, даже в отдаленных населенных пунктах, налажен контакт с кураторами, - отметила Наталья Шапшай. – Преподаватели интересуются не только технической обеспеченностью ребят, но и состоянием здоровья, и необходимостью выделения материальной помощи. Студенческим семьям мы в этом году оказали помощь в большем размере, чем прежде. Кроме того, для иностранных студентов организовали шефскую помощь 50-ти кураторов. Сотрудники студенческого городка и комбината питания раздали недавно почти 90 наборов продуктов. И списки тех, кому надо помочь, формируются вновь.

Читайте также: Алиса Бирюкова: «В ожидании офлайна наши акции собирают миллионы просмотров»

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад Пятеро жителей Владимирской области награждены медалями «За трудовые заслуги»
Медали «За трудовые заслуги» удостоены пятеро представителей промышленности Владимирской области. Соответствующий указ от 18 апреля 2024 года уже подписан губернатором Александром Авдеевым, сообщает пресс-служба правител…
13 минут назад Жители Владимира стали реже пользоваться онлайн-библиотеками, но чаще спускаться в метро  
Пассажиры московской подземки с начала года стали уделять больше времени работе, выяснили аналитики МегаФона. С января по март 2024 года число пользователей онлайн-библиотек сократилось на 18%, а офисных приложений, наоб…