Юлия, что подтолкнуло вас выбрать такую редкую специальность?
Личная история и личная боль. У меня тяжело заболела мама. Я повезла ее на лечение в клинику в Израиле и там впервые увидела, как с пациентами работают психологи. Меня это поразило! Задалась вопросом: почему в нашем прекрасном Владимире нет такой помощи? Мама после этого прожила 8 лет и умерла, а я твердо решила – выучусь и буду помогать больным раком. Поступила в ВлГУ на специальность «клиническая психология». Полностью погрузилась в учебу. Позже закончила курсы по арт-терапии на базе онкоцентра в Санкт-Петербурге. В качестве психолога-волонтера пять месяцев работала в проекте «Хоспис на дому» Владимирского отделения Общественной благотворительной организации Российского Красного Креста. Был у меня опыт доабортного консультирования во втором роддоме. А в марте 2016 года при поддержке областного Центра Занятости населения я открыла кабинет по работе с онкобольными и членами их семей «Доверие Души». Затем, при поддержке департамента здравоохранения области, был основан онкоклуб "Преображение". В этом году в составе общественной организации «Палата защиты прав пациентов» при финансовой поддержке администрации региона начала реализацию проекта для онкобольных «Сила преображения» на базе Центра амбулаторной онкологической помощи при ГКБ №5 г.Владимира.
Как убеждаете онкобольных, что рак - это не приговор?
Рак – очень многофакторное заболевание. Допустим, человек испытывает стресс, сильные эмоции, обиду, ярость, гнев, зависть. Не может от этого избавиться. Часто очаги этих чувств - в межбровье, внизу живота, под скулами, в челюсти. Потом эмоции уплотняются в теле, и это «выливается» в болезнь. У каждого пациента есть такая история. Психосоматика может быть триггером или катализатором болезни. Но в этот период очень важно получать поддержку от семьи. Трудно принимать, что близкий человек заболел и отягощен этим известием. Испытываешь беспомощность и растерянность. Как с моей мамой. Я просто не знала, как помочь ей, как себя вести. Важно, чтобы человек поверил: с таким диагнозом можно жить долго. Многие живут по 10-20 лет. Возможности современной медицины это позволяют. А психолгически нужна «перезарядка», чтобы сбросить отрицательные эмоции, перестать злиться и начать жить главным. Однако человек может стать внутренней «жертвой», сделать своим выбором решение умереть. Не всегда правильно бодрить пациента: «Соберись, тряпка!» Потому что для кого-то это ранящий фактор: из-за течения болезни у него физическое и моральное истощение. Чем больше призыв бодриться, тем острее он чувствует свою слабость. Важно не исключать человека из жизни. Советоваться с ним по каким-то важным вещам. Для пациента очень важна включенность в процесс лечения. Он должен знать диагноз и прогнозы своего врача-онколога. Большинство докторов в онкоцентрах Санкт-Петербурга и Москвы с огромным человеколюбием относятся к своим пациентам. Трепетно и бережно – и к чувствам, и к телу. Но не нужно стесняться обращаться и к психологам. Кстати, сами врачи проходят психологические курсы для профилактики эмоционального выгорания.
Какие методики вы используете?
Свою основную миссию как онкопсихолога вижу в улучшении качества жизни пациентов: сопровождении лечения, оказании психологической помощи, поддержании мотивации к выздоровлению. Основной метод — проективная психология: метафорические ассоциативные карты и арт-терапия. Например, если человеку надо проработать факт принятия смерти родственника, берется набор картинок определенной тематики. Это не гадания, не предсказания! Но помогает, когда человек не может ничего высказать. Рыдает. Часто карты сглаживают удар. Человек постепенно начинает связанный рассказ.
Арт-терапия – замечательный метод работы с эмоциями, с раненым подсознанием. Способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, отчаяния, ненависти. Все это многие «забивают» глубоко в себе. Как от этого избавиться? Рисовать! Человек прорисовывает горе, одиночество, отчаяние. Не надо ничего о себе рассказывать. Каждый создает образ своей эмоции и проживает его.Нейронное рисование, где создаются положительные образы, которые становятся истиной для нашего сознания, тоже использую. Человек рисует мандалы здоровья, счастья, любви. Составляющие каждый определяет сам, наполняет фигурами, образами, цветом, и через нейрографические линии это интегрируется в сознание. Это на самом деле эффективный способ исцеления. То есть я ищу в своей работе методы, которые дают заряд на жизнь. Кроме арт-терапии, использую метод аффирмации Луизы Хей. Даются установки на позитивное отношение к жизни. К примеру, очень часто людям приходится любовь к себе заслуживать. Это идет с детских психотравм. Очень часто такие люди хотят быть хорошими, не говорят то, что думают.
Как вы помогаете онкобольным в период коронавируса?
Я организовала группу «Сила преображения» в социальных сетях. Оказываю адресную психологическую помощь онкобольным и членам их семей. Некоторым просто нужно услышать мой голос. Или получить сочувствие. В итоге происходит мобилизация душевных сил пациентов для полноценной активности, максимально адекватной при жизни в условиях тяжелого заболевания. Кстати, с августа 2020 года запущу проект арт-терапии для женщин с раком молочной железы.
Как можно измерить эффективность работы онкопсихолога?
Иногда это принятое пациентом решение не отказываться от классических методов лечения, более конструктивный настрой и большее доверие к лечащему врачу. Иногда — просто возможность выплакаться и выговориться. Реже в ходе подобной работы пациент составляет план ближайших действий, обсуждает, как рассказать о болезни близким.
Ваши советы онкопациентам в условиях эпидемии?
Онкопациенты – это люди повышенной группы риска. Поэтому им надо соблюдать все меры предосторожности. Не ходить без надобности в торговые центры. Но выходить прогуляться. Почаще проветривать комнату. Не отказываться от физической активности: зарядки, йоги, суставной гимнастики. Обязательно, если позволяет зрение, читать книги. Или – прослушивать аудиозаписи. Нужно что-то такое, что бы отвлекало мозг. Полезные занятия, связанные с мелкой моторикой рук. Надо наполнять свое пространство действиями: вязанием, складыванием оригами, росписью по дереву, акварелью. Не важно чем! Можно слушать музыку, смотреть любимые фильмы. Просто защищайте пространство от негатива и улыбайтесь самому себе, глядя в зеркало. Минимум три раза в день!
Читайте также: Елена Афанасьева: «Добро всегда вернется»