«Выслушай меня, мама!»
… Дети и родители. Когда обрывается между ними связь, данная самой природой? Почему в наше время число обращений от детей с жалобами на жестокость и равнодушие родителей по-прежнему зашкаливает?
Эта история врезалась в память. Вместе с психологом детского телефона доверия и уполномоченным по правам ребенка во Владимирской области Геннадием Прохорычевым выехали в Суздальский район. Для того, чтобы встретиться с тремя студентками колледжа, мамами-кукушками. Они рано родили малышей, но за полгода ни разу не навестили их в доме ребенка. В итоге нашей многочасовой эмоциональной откровенной беседы одна из них, сама рано оставшаяся без родителей, стала приезжать к своему маленькому сынишке, а потом забрала к себе.
- Хороший результат! – оценивающе сказал про этот случай руководитель Владимирского Молодежного центра, психолог по образованию Артем Алексеев. – За последние полтора месяца увеличилось число обращений на телефон доверия, связанных с жалобами детей на семейное насилие. Дистанционное обучение и реакция на него родителей накаляют обстановку. У нас люди вообще мало привыкли находиться вместе. После январских праздников идет череда разводов. Думаю, что и после карантина по коронавирусу их будет много. Дети в таких ситуациях страдают в первую очередь.
Сейчас, в условиях пандемии, к традиционным психологическим проблемам добавились «спящие». Из-за вынужденного затворничества, чипизации появились новые переживания. Страхи, о которых рассказывают дети, составляют чуть ли не треть всех обращений на телефон в этом году. А мамы и папы, видимо, просто отмахиваются и не хотят выслушивать ребят.
- Наказание – это мягкий вариант, который применяют родители к детям, - рассказывает методист - психолог службы телефона доверия Сергей Худоконенко. – Но встречаются и факты жестокого обращения. В этом случае мы только с согласия самого подростка (все обращения анонимны и конфиденциальны) можем позвонить в соответствующие инстанции за помощью. Или даем телефон 112, или уполномоченного по правам ребенка. Чтобы ребенок сам обратился.
Иногда, по словам сотрудника детского телефона доверия, и родители обращаются по поводу сексуальных приставаний со стороны взрослых к их детям.
За первый квартал этого года 6 звонков на детский телефон доверия было по поводу насилия.
- Как правило, эти случаи редко становятся известны, - говорит уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев. - Я имею в виду и побои, и сексуальное насилие. Огласка происходит, если о них сообщает кто-то со стороны. Таких случаев за 10 лет моей работы было семь или восемь. Это очень сложный, закрытый аспект. Чаще приходилось наблюдать за тем, как привозят избитых детей в социально-реабилитационные центры…
Анонимно и конфиденциально
На детском телефоне доверия во Владимирской области работают сотрудники, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие специальную подготовку в области телефонного консультирования.
С первого дня своей работы служба доверия выполняет важнейшую миссию: специалисты помогают детям, подросткам и их родителям преодолевать психологические проблемы и находить выход из сложных жизненных ситуаций. Анонимно, конфиденциально и совершенно бесплатно.
Кроме того, во Владимирской области действует семейный телефон доверия: 33-33-33. Он был создан первым в России 25 лет назад.
Ежегодно психологи-консультанты в целом по стране принимают по миллиону обращений от юных и взрослых абонентов. В мае 2020 года ожидается десятимиллионный звонок.
Особенно это актуально для семей с небольшим доходом и жителей малых городов и сел, где очную помощь психолога получить трудно. А когда поддержка нужна «здесь и сейчас», звонок в психологическую службу становится единственным шансом получить квалифицированную помощь.
Ежегодно служба телефона доверия Владимирской области принимает от 15 до 20 тысяч звонков.
В 2019 году поступило 18668 звонков. Из них половина – от детей и подростков. 39,5% - с запросами на оказание психологической помощи. 26% - молчаливые звонки. 10,4% - с запросами о получении психологической помощи по Детскому телефону доверия и стационарно. 24,1% - это остальные обращения («запрос на информацию», «просто поговорить», «розыгрыши», «патологические абоненты»).
В школу – с топором
Вечными проблемами, с которыми приходится сталкиваться психологам-консультантам, являются превратности первой любви, ссоры с друзьями и родными, школьный стресс и страх перед сдачей ЕГЭ, буллинг и депрессия на грани суицида. Звонки на эти темы составляют большую часть обращений подростков.
На первый план сегодня выходят взаимоотношений со сверстниками.
К сожалению, ранимый подростковый возраст и опасные группы в соцсетях часто подталкивают к опасной черте.
По словам Сергея Худоконенко, очень много звонков по поводу групп смерти было год назад. На базе Молодежного центра во Владимире организован киберпатруль. Молодые ребята отслеживают в интернете такие подозрительные группы с призывами детей к суициду и предложениями приобрести снюсы. Информация сразу же передается в УВД и Роскомнадзор. Сейчас все происходит оперативно, и подобные группы в соцсетях закрываются в течение суток.
…И вот новые случаи. На прошлой неделе в Вязниках при попытке суицида погиб 13-летний мальчик. И тут же еще одна беда в Муроме – опять по недогляду взрослых – в отделение реанимации попал подросток, который прыгал по вагонам поездов. Ему тоже 13 лет. Стало известно, что ребенку грозит ампутация обеих ног…
- Внутри плачу, когда слышу о таком несчастье с детьми, а снаружи приходится держаться, иначе не смогу работать, - говорит Геннадий Прохорычев.
Нередко причиной суицида становится травля и агрессия со стороны детей или взаимоотношения с учителями. Вновь появившийся «синдром чучела» очень страшен. Всего в мире, по данным общественного телевидения России, 35% детей подвергается травле. В России – 27%. В каждом классе есть своя жертва. Учителя часто замалчивают эту проблему, а детям говорят: «разбирайтесь сами». Кстати, на вопрос, обижали ли вас в школе, 45% взрослых людей отвечают «да».
- Это невежество – когда педагоги закрывают глаза на буллинг, - считает Геннадий Прохорычев. – Мы часто выезжаем в школы региона по таким жалобам. Замечу: многое зависит от директора школы!
Уполномоченный по правам ребенка напомнил недавний случай, когда ученик одной из владимирских школ пришел в школу с топором. Учительский коллектив не обращал внимания, что ребенка травят. Да и сам парень оказался из сложной семьи. Но руку помощи никто протянуть не попытался.
- Когда мы пришли разбираться, то в школе нам выдали увесистую папку на мальчика – с жалобами на то, что он плохого совершил, - рассказывает Геннадий Прохорычев. – Меня это возмутило до глубины души. А хорошего-то что ребенок ничего не сделал? Где папка с хорошими делами? Все собрано для того, лишь бы от него отделаться. А надо наблюдать и предотвращать случаи травли.
История закончилась хорошо. Ребенка, по просьбе уполномоченного, взяли в одну из лучших гимназий города. И сейчас он неплохо учится, активно участвует в общественной жизни. При встрече парнишка сказал о своем важном открытии: «Не знал, что бывают добрыми все: и учителя, и дети!» Все просто: милосердию и проявлению солидарности взрослые могут научить детей только личным примером.
Конкретно:
Проблемы, по которым звонят на Детский телефон доверия:
- Психическое состояние, здоровье (стресс, тревога, страх, депрессия, тяжелое заболевание) - 22 %
- Личностные проблемы (смысл жизни, неуверенность, одиночество) - 18,4 %
- Семейные отношения - 12,4 %
- Проблемы общения и отношений - 9,4 %
- Любовные переживания - 7,4 %
- Проблема кризиса, жизни и смерти (потеря, смерть близких, горе, суицид) - 11,3 %
- Проблемы социальной адаптации - 7,2 %
- Учебные, профессиональные проблемы - 3,6 %
- Проблемы зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая, эмоциональная) - 3 %
- Проблемы насилия в семье, школе, отношениях - 2,8 %
- Проблемы сексуальной жизни - 2,5 %
Читайте также: Во Владимирском реабилитационном центре дети оказались в полной изоляции