Оказалось, многие из известных в регионе личностей постоянно сдают кровь – не только в рамках подобных мероприятий. Но все выступают за такую популяризацию донорства.
Боксера Максима Липнягова первый раз сагитировал на сдачу крови друг-борец. Очередную волонтерскую акцию Максим пропустить не мог:
- Спортсменам сложнее быть постоянными донорами, потому что во время подготовки к соревнованиям, конечно, кровь сдавать нельзя. Но когда есть возможность кому-то помочь, то я рад поучаствовать в хорошем деле.
Регуляры и новообращенные
Фотограф Константин Захаров из тех, кого называют «кадровыми» донорами. В его «досье» уже 30 донаций. До звания «Почетный донор» осталось 10. Он недавно уже сдавал кровь, поэтому сейчас его не допустят до сдачи – необходим перерыв для восстановления. Пришел поддержать своих единомышленников.
- Интерес к донорству впервые возник, когда я нашел мамино донорское удостоверение и значок. А в 2008 году услышал в новостях, что ребенку в детской клинической больнице требуется кровь моей группы, просили прийти на станцию переливания крови и помочь, - вспоминает Константин. - Так вот и сдаю с тех пор. Нравится ощущение причастности к хорошему делу. Да и атмосфера здесь очень добрая, приятно просто сюда приходить, общаться с врачами.
А вот радиоведущие Ольга Пирожкова и Илья Осеев, как и вице-спикер Законодательного Собрания Владимирской области Вячеслав Картухин сдавали кровь впервые.
– Пришел поддержать инициативу наших волонтерских организаций. Донорство - важный аспект благотворительности. Каждый день кто-то нуждается в переливании крови. Поэтому будем показывать личным примером, что это безопасно, безболезненно и, с точки зрения эмоциональной отдачи, благодарно, - сказал зампред ЗС.
Пустите в доноры!
На входе в помещение всем измеряют температуру, дезинфицируют руки и выдают маску, если нет своей. Затем отправляют в гардероб за бахилами. В таком виде уже можно идти к окошку регистратуры.
В регистратуре нужно заполнить анкету. Затем донора направляют к кабинет лабораторных исследований, там сдается анализ крови. Уровень гемоглобина проверяют сразу же. От результата зависит, допустят ли донора до сдачи крови в этот день. Низкий гемоглобин, как и низкое давление, – отвод. Ради здоровья самого же донора. Все понимают, но расстраиваются, получив отвод.
- Я постоянно кровь сдаю. И сегодня настроился. Чувствую себя отлично, а анализ показал, что гемоглобин упал. Не допустили до сдачи, - делится переживаниями донор Алексей.
Известная в городе организатор и ведущая мероприятий Алена Маркелова тоже получила отказ:
- Пониженное давление и низкий гемоглобин – вот и отвод. Но, если я не могу сама быть донором, то буду популяризировать донорское движение. У меня 10 тысяч подписчиков только в одной из соцсетей, буду использовать эти возможности, чтобы рассказывать своим друзьям о важности волонтерства, донорства.
Из кабинета лабораторных исследований желающих стать донорами направляют на беседу с врачом. Доктор-трансфузиолог интересуется у потенциальных доноров, болели ли они недавно, принимали ли лекарства, измеряли ли температуру и давление, а затем проверяет лимфоузлы. Если все в норме, то путь в ряды доноров открыт. Кстати, давление с отклонением от нормы – не всегда повод для отвода.
- Все индивидуально. Если у гипотоника нормальное рабочее давление 90 на 70/65, то это не является противопоказанием. У гипертоников тоже смотрим на индивидуальные показатели, но в любом случае, если верхняя граница выше 150 , мы не имеем права брать кровь, - говорит врач-трансфузиолог (и сама - Почетный донор) Марина Мазова.
Донором в принципе может стать любой человек с нормальным здоровьем. Но есть возрастные ограничения – к сдаче допускают людей от 18 до 65 лет. Не станет донором и тот, кто весит не больше 50 кг.
Как раз из-за веса не допустили к донации одну из активисток движения «Волонтеры-медики».
- Ну что делать. Будем ее откармливать, - смеется руководитель движения в регионе-33 Ирина Лопанова.
На лежак – и расслабиться!
После получения допуска от врачей путь донора - в отделение заготовки крови и ее компонентов. Это отделение располагается на втором этаже и напоминает то ли салон космического корабля из фантастических фильмов, то ли солярий с несколькими рядами кресел-лежаков и хитрой аппаратурой.
Если цельную кровь сдают 7 минут, то сдача компонентов крови – плазмы, эритроцитов, тромбоцитов – процедура длительная. Занимает не менее 40 минут, а иногда и более часа. Поэтому требуется много кресел, чтобы люди не ждали в очереди, - объясняет Почетный донор РФ, старшая медсестра отделения Ирина Марова.
Зато препараты при таком заборе компонентов крови получаются самыми чистыми и качественными. Сразу же при заборе крови специальные аппараты автоматически ее центрифугируют, разделяют на фракции, фильтруют, отбирают только нужные компоненты, отделяя лейкоциты, которые могут спровоцировать у реципиента иммунную реакцию.
Цельную кровь тоже разделяют на фракции. Зал переработки цельной крови – тут же, за стеклянной стенкой. Фракции замораживают. Плазму отправляют на длительную карантинизацию. Другие компоненты крови долго не хранятся, но через сутки приходят анализы крови доноров - и на их основании производится выбраковка. Качественные препараты передаются в отделение экспедиции. В этом отделении находится хранилище и криобанк с редкими фенотипами.
Экспедиция дежурит круглосуточно: кровь может понадобиться для экстренных операций в любой момент. Сейчас Владимирская область полностью обеспечена компонентами крови. Но были и другие времена.
- Я сдаю кровь с 2004 года, - говорит координатор проекта «Защита потребителя» Молодежного Союза юристов Ольга Успенская. - Это семейная традиция. Моя тетя была Почетным донором. И для меня с детства донорство было чем-то обыденным и естественным. Сама стала донором, когда заболел близкий человек. Я тогда столкнулась с тем, что в гематологии постоянно требуется кровь. Никогда бы не подумала, что химиотерапию можно отложить из-за того, что не хватает крови для переливания. Сейчас такого уже нет, но раньше случалось, что людям отказывали в лечении, дожидаясь нужной крови. Вот тогда и прочувствовала, как это важно, чтобы кровь для переливания у врачей была всегда. С тех пор сдаю кровь постоянно. У меня отрицательный резус. Так что моя кровь всегда востребована.
Кстати, семейную традицию продолжает сын Ольги Антон – он тоже донор.
Кровью не торгуют!
- Донорское волонтерство развивается стремительно. Меня это очень радует. Я больше 20 лет работаю на станции переливания крови. Вижу, что отношение к донорству стало более ответственным. Нынешние доноры следят за своим здоровьем, подготавливаются к донации, соблюдают диету, - поделилась наблюдениями старшая медсестра отделения заготовки крови и ее компонентов Ирина Марова. - Они начитаны, подготовлены, идут сознательно помогать больным, спасать жизни других людей, а не потому, что их заставили, отгулы пообещали или оплату
Вопрос о деньгах у всех, кто имеет отношение к донорству, вызывает резко негативную реакцию. Доноры и гематологи в свое время дружно выступали за отмену сдачи крови на платной основе.
- Кровью торговать нельзя! Она не может быть разменной монетой! – уверена руководитель Владимирской региональной общественной организации «За развитие регионов. «Региональная инициатива» Светлана Георгиева.
Эта организация совместно с региональным отделением движения «Волонеры-медики» и Областной станцией переливания крови на средства президентского гранта реализует проект «Протяни руку жизни», популяризирующий в молодежной среде донорское волонтерство.
- Нельзя волонтерство превращать в заработок, - говорит Георгиева. - Потому что тогда в доноры пойдут люди, нуждающиеся в деньгах, которые не следят за своим здоровьем. Отнимут рабочее время у всех сотрудников станции, на них будут потрачены деньги, предназначенные для исследований, а в результате их кровь окажется непригодной к переливанию и ее просто выкинут. А пациент не дождется в критический момент переливания. Поэтому донорство должно быть бескорыстным. Доноров нужно воспитывать. А это очень ответственная миссия. К такому же выводу пришли 62 страны мира, где донорство совершенно безвозмездное.
В нашей стране за сдачу крови полагается компенсация на питание – 500 рублей. С учетом того, что донору разрешают сдавать кровь раз в три месяца, заработать на донорстве точно не получится. Но это к лучшему: на станцию приходят люди, движимые стремлением спасти чью-то жизнь.
Не курить, не объедаться!
Диета донора – очень важная часть сознательного волонтерства. Накануне сдачи крови нельзя есть жирное, молочное, мясное. С вредными привычками тоже нужно расстаться.
- Что поели, все у нас в крови. Хилезную кровь сразу видно - жирная, ее переливать нельзя, она просто застрянет в фильтре. По плазме и никотин мы сразу видим, если донор нас обманул и курил перед донацией. Если ты пришел сдавать кровь, а не соблюдал диету, то ты не помог, а просто выбросил свою кровь, - разъясняет Ирина Марова. - Перед донацией – только легкий завтрак. Да и самому донору легче. Если ты наелся, кровь приливается к желудку, и мы еще пол-литра откачаем. Вот и обморок.
Пол-литра – это небольшое преувеличение. Доноры вместе с первичным анализом сдают 450 мл крови за один раз. А вот все остальные нюансы – принципиальны. Поэтому важна пропаганда ответственного донорства, чем занимаются общественники и сотрудники станции переливания крови.
На станции есть выездная бригада, которая не только организует сбор донорской крови по области, но и выполняет просветительскую миссию. В день акции бригада работала в Юрьев-Польском районе. А за год у нее набирается по 180 выездов. И это работает - ежедневно на станцию приходит около 60 доноров.
- Кровь нужна всегда. Но донорство должно быть организовано планомерно, под потребности лечебных учреждений, без всплесков и без разовых сдач гигалитров крови, - убежден главврач Областной станции крови Дмитрий Находкин. - Стихийно к нам приходят первичные доноры. Но и они могут через наш сайт записаться на определенное время. Мы стремимся распределять потоки. Постоянные доноры приходят по записи или по вызову. Или, когда видят наш «светофор» на сайте - желтый или красный цвет напротив определенной группы крови означает, что она заканчивается, больницы разбирают.
Когда сдача - “в кайф”
Добрые дела возвращаются добром. Донорство спасает не только жизни больных людей, но порой и самих доноров.
- Моя подруга, кадровый донор, однажды попала в аварию, - рассказала Ольг Успенская. - Потеряла очень много крови. Когда пришла в себя, врач ее спросил, не донор ли она. И объяснил, что с такой кровопотерей, которая была у нее, не выживают. Точнее, не выживают обычные люди, у которых организм не натренирован восстанавливаться именно при потере крови. А у доноров организм «умеет» быстро активизировать систему кроветворения. И я сейчас, объясняя молодежи плюсы донорства, рассказываю, что в некоторых ситуациях донорство может спасти жизнь самому донору.
Донорство стимулирует следить за своим здоровьем, вести правильный образ жизни. Каждая донация улучшает обмен веществ в организме. Регулярное донорство снижает в 5-10 раз риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. В итоге кадровые доноры дольше живут.
- После первой сдачи крови я удивился тому, насколько легче стал себя ощущать. Словно молодеешь лет на десять и скидываешь с десяток килограмм, - улыбается наш коллега Илья Архипов. - Ощущение - будто отрываешься от земли. Мне понравился этот кайф. Хочу еще раз его испытать.
Читайте также: Главный пульмонолог ОКБ рассказал об особенностях лечения коронавируса