Напомним
Юлия Акимова - владимирская кукольница и теддистка. Интерес к рукоделию был у неё с самого детства - Юлия всё время что-то шила, вязала, вышивала и мастерила. Но её «взрослый» творческий путь начался после того, как она чисто случайно посетила салон авторской куклы «Шахматная королева» Татьяны Чугуновой-Рюминой у нас во Владимире. Мир Юлии перевернулся, ей захотелось приобрести подобную куклу, но так как это дорогое удовольствие, она решила попробовать сделать такую сама. Для обучения столь тонкому делу мастерица даже посетила несколько мастер-классов, у Татьяны в том числе. Но всё равно Юлия считает, что основному учишься на практике.
- Как бы вы описали свой авторский уникальный стиль?
- Мне кажется, что у меня ещё даже нет своего стиля. Во всяком случае, какого-то чёткого, узнаваемого. Я в постоянном поиске, ни на чём не могу остановиться конкретно. Я делаю и мишек - фантазийных или приближенных к настоящим, и кукол - в лесной тематике или современных. И пока я не могу определиться с какой-то конкретной сферой. Но, может быть, и не нужно, может, это и есть мой стиль?
- А откуда такой интерес к разным и порой противоположным направлениям?
- Меня привлекают различные техники. Мне захотелось, например, поработать с мехом, и я «окунулась» в мишку. Захотелось вылепить лицо, сшить одежду, сделать вышивку, и я делаю куклу. При этом мне интересно разные техники использовать в разном ключе.
- Что самое сложное в работе?
- Когда ты уже умеешь шить, расписывать, лепить, то самое сложное - это, наверное, закончить, не переделывая постоянно. Потому что ты хочешь сделать всё лучше и лучше, и так до бесконечности. Нужно вовремя остановиться, понять, что вот он - законченный образ.
- Откуда вы черпаете вдохновение?
- Самое «вдохновительное» вдохновение - это природа. У меня сейчас последняя куколка абсолютно «лесная» - в её образе мухоморчики, цветочки, натуральные оттенки. А недавно я занялась вышивкой, и вдохновение тоже черпала из прогулок, из природы, растений и запахов. Природа на первом месте. А так, конечно, люди. Все люди тоже своеобразные, красивые по-своему.
- Когда вы делаете куклу на заказ, вы привносите в неё что-то своё или чётко следуете указаниям покупателя?
- Тут всё в комплексе. Иногда человек хочет что-то конкретное, даже присылает фотографию. Я так делала куклу Санта Муэрто - мексиканской смерти к Хэллоуину. Кукла была будуарная, в наряде. Заказчица присылала фотографию лица, чтобы показать, какая должна быть роспись. Её я делала прям один в один. А костюм заказчица просила сделать мне самой исходя из того, что впишется в образ. Есть как авторские моменты, так и чёткие, когда уже отталкиваешься от заказчика.
- А что вам нравится больше?
- Часто задумка у клиента интересная, она вдохновляет. Да и покупатель оставляет поле для авторской деятельности. Но была и пара заказов, от которых пришлось отказаться, потому что абсолютно не моё.
- Есть у вас какая-то особенная история, связанная с куклой?
- Была такая кукла. Она одна из первых: шестая или пятая по счёту. Она сейчас живёт в Америке у нашей русской девушки, которая родом из Питера. Она, когда увидела эту куклу в продаже, почувствовала в ней что-то питерское, своё что-то. У меня с этой куклой тоже связаны какие-то личные переживания. Она называется Франко после вечеринки. Образ такой, как будто она с утра стоит на мощёной улице, в руке стакан с кофе, туш у неё потекла, коленки разодраны немного. Но при этом образ получился достаточно серьёзный, даже несмотря на такой вид. Пока для меня это одна из сильных работ.
- А можно ли и с мишками придумать какую-то глубокую историю?
- Мишки у меня больше на позитиве, такие, чтобы их можно было взять в руки, погладить, потискать. В основном это просто мишки, но бывают и сложные образы. Куклы у меня более задумчивоспокойные. Когда у куклы эмоции на лице, я от неё устаю. Если она будет улыбаться или кричать, например. Когда эмоции более сдержанные, то им можно придать любой смысл. Покупатель или я сама можем увидеть в её лице задумчивость или грусть, или другие разные моменты.
- Слышала, что вы стараетесь подбирать необычные материалы для своих мишек.
- Когда клиент хочет что-то, то тут материал подбирается индивидуально, но если я делаю мишку для себя, то всё зависит от ткани. Например, я увидела мех, и мысль пошла. У меня есть розовый мишка Пироженка, и из такого же меха три маленьких мишки. У них тоже такие сладкие названия - Конфетка, Зефирка. Часто у мишек именно от меха переходит образ.
- Вы всем своим творениям даёте имена?
- Стараюсь. Потому что имя передаёт характер, образ. А я всегда стараюсь в каждую игрушку вдохнуть жизнь. Очень большое внимание уделяю взгляду, чтобы он имел какое-то выражение. Игрушкам на заказ имя не даю.
- Придумываете ли вы своим игрушкам какую-то историю?
- С мишками, конечно, коротенько. А с куклами если сложный, большой образ, то получается целая история. Даже если я её не рассказываю, она всё равно есть, потому что, когда делаю эту куклу, я переживаю, думаю, мне нужен весь образ, настроение, атмосфера. Так просто из ткани, ниток и глины кукла не получится. Нужно что-то большее. Иногда ты заранее придумал историю, и у тебя пошёл образ, как вот, например, с Франко. А иногда кукла сама диктует его тебе. У меня был заказ на рыжеволосую куклу девочку, и я решила сделать ещё одну ей в пару. Но при работе получался мальчик и всё, прям как будто бы само всё ложится - вижу в нём парня. В итоге получился мальчик, мы вместе с моими подписчиками в «Инстаграме» придумывали ему имя. Получился Томас. Целая история сама наросла, видимо, он сам так захотел. Или, например, сейчас я делаю достаточно большой для меня проект - три куклы: девочка, мальчик, и вот с третьей я ещё не определилась. И, возможно, так и не определюсь. Они будут в костюмах птиц: фламинго, тукана и ара.
- Хотели бы вы открыть свои курсы?
- Пока я не чувствую для этого потребностей и сил. Ты должен понять, что ты всё умеешь и тебе хочется этим делиться. А мне пока не кажется, что я всё умею. У меня было несколько бесплатных мастер-классов в интернете, плюс я делала наборы для создания кукол - там были материалы, выкройки. Но когда-нибудь большой курс точно появится, потому что идеи есть.
- У нас во Владимире развита культура хендмейд?
- Развивается. Я три раза участвовала в фестивале «Реки-руки» и увидела столько людей, которые это ценят, которые это покупают. И мне кажется, что с каждым годомразвивается всё больше и больше. Но вот в плане материалов, магазинов для творчества у нас почти ничего нет. Это расстраивает. Конечно, можно заказать материалы через интернет, но иногда что-то нужно срочно. В Питере, в Москве это всё есть. Но хочется, чтобы была какая-то такая точка по продаже материалов и у нас.
Читайте также: Мария Иванова: "Моя работа, мой офис – это ноутбук и смартфон"