25 октября 2020 в 09:32

Жителей Владимирской области штрафуют за несоблюдение масочного режима

Как это ни печально, «вторая волна» коронавирусной эпидемии началась, свидетельство чего — сводки управления Роспотребнадзора по Владимирской области о количестве заболевших. Никому не хочется повторения всеобщей самоизоляции и тотального закрытия учреждений и предприятий, потому что второй локдаун для экономики может стать фатальным.

Но избежать негативного сценария можно — надо лишь соблюдать дистанцию и масочный режим в местах массового скопления людей. Ведь уже доказано: если контактирующие друг с другом в масках, риск заразиться снижается до 5%. Однако не все владимирцы отличаются сознательностью — корреспонденты «ВВ» убедились в этом лично.

Верующие в заговор

Запрет обслуживания на предприятиях торговли посетителей без масок не все наши земляки встретили с пониманием. Обгоняя на улице двух дам сильно пенсионного возраста, ненароком подслушала кусочек их беседы.

- Вот во Франции тоже все запрещают, там французы такие протесты устроили, - с явным сочувствием к протестантам говорит одна старушка другой.

Понятно, что людям очень не понравилось сидеть взаперти во время первой волны эпидемии. И они боятся, что ужесточение масочного режима - это только начало новых ограничений. При этом бабушки не очень отдают себе отчет, что как раз жесткий «масочный» режим может позволить избежать более серьезных мер: закрытия предприятий на карантин и связанного с этим падения доходов работающих. Не говоря уже о неудобствах из-за недоступности привычной городской инфраструктуры – кафе, промтоварных магазинов, сферы обслуживания.

Нормальные люди сейчас возмутятся: почему я пишу об экономической целесообразности использования средств индивидуальной защиты, когда на кону здоровье и жизни людей? Да потому что не знаю, как до наших земляков достучаться! Ну не верят они в опасность новой заразы! Во всемирный заговор верят, а в пандемию – нет. Хотя статистика наглядно показывает возросшую смертность. И осложнения после перенесенной болезни очень опасны. Тем не менее те, кто непосредственно не столкнулся с тяжелыми формами коронавирусной инфекции, пополняют ряды «отрицальщиков». Так что пугать таких, например, возобновлением дистанционного обучения школьников гораздо эффективнее, чем рассказывать им о том, что число подтвержденных заражений снова неуклонно идет вверх.

Доверяй, но проверяй

Самыми дисциплинированными и сознательными оказались сегодня предприниматели, чей бизнес больше всего пострадал весной-летом из-за мер по нераспространению пандемии.

- Вчера была в «Мегаторге» с проверкой. Там охранник без масок посетителей не пускает. У входа в торговый центр стоит автомат по продаже масок. А продавцы в отделах говорят, что готовы хоть в скафандрах работать, лишь бы их не закрывали опять. У всех арендаторов торговых площадей - дети, ипотеки, остаться без работы никто не хочет, - рассказала ведущий специалист управления экономики владимирской мэрии Анна Малыгина.

Она и сегодня отправляется в рейд – проверять, как соблюдаются торговыми предприятиями города меры по недопущению распространения коварной инфекции. Рейд совместный. В нем участвуют заведующий отделом контроля областного департамента предпринимательства Денис Баландин и заместитель начальника отдела санитарного надзора регионального управления Роспотребнадзора Светлана Костина. Мы тоже присоединились к проверяющим.

Мониторинг мест массового скопления людей ведется постоянно. Даже в выходные. И будет продолжаться, пока из-за угрозы распространения эпидемии действует режим повышенной готовности.

Накануне Роспотребнадзор проверял кинотеатры. Там серьезных нарушений не обнаружено. Рассадка посетителей уже компьютером запрограммирована с учетом социальной дистанции. Сесть на кресла, находящиеся рядом, могут только члены одной семьи. Без масок в кинотеатры не пускают.

В областной филармонии приняты аналогичные меры. Посетителям на входе измеряют температуру и предлагают обработать руки дезинфицирующим средством с помощью навороченного суперсовременного агрегата.

На предприятиях общественного питания порядок такой: заходят и проходят к своим столикам посетители в масках. А вот дальше их должна защищать дистанция от других посетителей, для этого общепитовцам предписано придерживаться определенной схемы рассадки гостей.

Группа мониторинга может заглянуть куда угодно. Особенно если будет жалоба от потребителей. Накануне проверяющие выезжали вместе с полицейскими по магазинам одной из федеральных сетей. Со стороны руководства магазинов нарушений не обнаружили, а вот на четырех покупателей, пришедших без масок, полицейские составили протоколы по статье 20.6.1 КоАП. Теперь нарушителям грозит штраф от 1 до 30 тысяч рублей. Решение о наложении штрафа и его размере принимает суд.

Рейд по магазинам

Сегодня проверяющие выбрали для мониторинга магазины сети другого крупнейшего ретейлера. Конкретные адреса проверок определяют прямо в машине. Начали с магазина рядом с остановкой на улице Полины Осипенко.

Утром в торговом зале народа мало. В основном - пожилые люди. По громкой связи повторяются призывы соблюдать дистанцию, правильно носить маски, пользоваться дезсредствами. Кассиры - в масках. Покупатели, как правило, тоже. Только у большинства маски спущены под нос. Маска есть? Номинально есть! Но вот толку от нее при таком использовании очень мало. А людям, похоже, все равно.

Директор магазина Анастасия Жукова показывает проверяющим журналы термометрии и уборки помещений, демонстрирует запас средств индивидуальной защиты. Маски сотрудники меняют каждые два часа. Есть коробка с бесплатными одноразовыми масками для посетителей. Стоит она прямо у входа в торговый зал. Претензий к работникам торговли со стороны членов мониторинговой группы не возникает.

Пока идет эта беседа, в магазин зашел молодой человек без маски, но, увидев проверяющих, достал маску из кармана и надел ее. А так бы, наверное, маску достал, только если бы на кассе его отказались обслужить.

- Покупателей, принципиально отказывающихся носить маски в магазине, еще достаточно. С каждым днем меньше, но тем не менее, - посетовала директор магазина. - Сейчас негатив со стороны покупателей пошел на спад. Но конфликты возникают. Кто-то соглашается надеть. А есть такие, кто идет на принцип – разворачиваются и уходят. Говорят, что это самоуправство, что мы нарушаем их конституционные права. На этой неделе большинство покупателей уже подготовлены, приходят в масках и более лояльно воспринимают просьбы надеть средства индивидуальной защиты.

Судя по тому, что мы наблюдали, до сознания владимирцев серьезность ситуации и степень ответственности каждого за сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих так и не дошла. Просто люди решили, что проще «пойти на уступки» и обзавестись маской, которую надевают только по требованию и под угрозой отказа в обслуживании. А по залу гуляют либо вовсе без масок, либо с масками на подбородке. Как с таким отношением можно предотвратить распространение эпидемии?

Хамы против закона

В конфликт с хамством удалось попасть и нам. Фотокор, снимая торговый зал (общественное место!), захватил объективом девушку, которая маску надевать и не собиралась. Ведь на кассе рассчитывалась ее мать. Так эта дама кинулась на нас с ругательствами, обзывая фашистами - наряду с другими ругательствами. Если опустить хамские выкрики, то из объяснений по существу там прозвучало только то, что ее дочка в маске задыхается. Вот ни капли сочувствия у меня это не вызвало. Я сочувствую тем дисциплинированным продавцам, которые весь день работают в маске. Перетерпеть 15-20 минут, пока делаешь покупки, - не такая великая проблема. Ну а если совсем невмоготу, то жди у магазина, пока мама отоварится. И да: я не хочу и не буду сочувствовать людям, которые в грош не ставят здоровье окружающих. Это ведь точно такое же хамство, пусть и без открытой ругани.

Между прочим, малыши, которых родители за ручку водят, без масок почти сплошняком. Родители уверены, что ребенок здоров? Но дети часто переносят коронавирусную инфекцию бессимптомно. Могут сами заразиться и других заражать...

Ну а теперь минутка правового ликбеза.

- Роспотребнадзор дал подробное разъяснение, что отказ предпринимателями в обслуживании граждан без масок в ситуации угрозы распространения эпидемии не является нарушением прав потребителей и гражданских прав. Это, наоборот, защита прав граждан на охрану их здоровья. В первую очередь принимаемые меры, в том числе законодательные, направлены на защиту людей и минимизацию рисков для экономики. В условиях режима повышенной готовности власти регионов имеют полномочия принимать меры, необходимые для предотвращения распространения эпидемии. А наши рейды – это профилактика нарушений федерального и регионального законодательства с учетом текущей санитарно-эпидемиологической ситуации, - прокомментировал Денис Баландин.

Почему никто не удивится, если в магазине или кафе откажутся обслуживать голого человека, нарушающего общественный порядок? И никто не будет вступаться за его якобы попранные права? Тогда почему такое неприятие вызывает отказ обслуживать в условиях эпидемии людей, чье пренебрежение СИЗ представляет угрозу для окружающих?

А мы тем временем продолжаем рейд по магазинам той же сети. Картина примерно везде одинаковая: все предписанные санитарные меры предприятия соблюдают, разве что настенные дозаторы дезсредств придется поменять. Тест показал, что они просто опасны: одна из посетительниц, пытавшаяся продезинфицировать руки, безуспешно жала на кнопку, в итоге дозатор сорвался со стены, выдав фонтан антисептика. Сотрудница Роспотребнадзора решила лично убедиться, в рабочем ли состоянии этот прибор — штуковина не сработала на нажим кнопки, а затем брызги полетели в лицо проверяющей.

- Какой кошмар! Хорошо, я в очках была. Иначе бы ожог глаз запросто заработала. Замените дозаторы на более безопасные, - распорядилась Светлана Костина, вытирая глаза, в которые все же попала часть дезраствора.

Воспитание штрафами

А вот с покупателями - беда. Маски либо под носом, либо в карманах.

- Ой, я забыла. Сидела сейчас на лавочке, очки потеют из-за маски. Я ее приспустила на улице. А так-то маску нужно носить, чтобы других не заразить и самой не заразиться, - соглашается покупательница Галина Васильевна.

Ей вторит другая пожилая посетительница магазина, доставшая маску только после напоминания.

- Страшное дело этот ковид. Неизвестно, чего от него ждать, - говорит она. – Но в ней трудно дышать, задыхаюсь, поэтому часто снимаю, а потом забываю.

А вот откуда забывчивость у молодой женщины и подростка, вошедших в магазин без масок и «вспомнивших» о них, только увидев проверку и журналистов?

К административной ответственности привлекаются не только несознательные покупатели, но и - по статье 6.3 часть 2 КоАП - предприятия торговли, нарушающие предписания Роспотребнадзора и законодательство. Для ИП предусмотрены штрафы от 30 до 50 тысяч рублей. Для юрлиц - от 100 до 300 тысяч рублей. Штрафные санкции могут быть приняты к самому предприятию в том числе за обслуживание посетителей без масок.

А у нас в маршруте - торговый центр «Маяк» в Юрьевце. Сюда мы едем «прицельно». Посетитель магазина пожаловался, что там без масок и сотрудники, и посетители.

На входе в торговый зал есть охранник. Но посетители проходят без масок. Одного «страж» после замечания догнал и попросил надеть маску, другую девушку пропустил.

- Охранник просто растерялся из-за вашего прихода. На вас отвлекся, - пытается объяснить директор магазина.

Сотрудники ТЦ носят маски под носом. Да и без того видно, что тут не сильно обеспокоены санитарной безопасностью: в туалете нет мыла. Говорят, воруют. А настенные дозаторы почему-то не догадались смонтировать. Не оказалось в магазине и графика уборки. А вместо журнала о ее проведении проверяющим принесли листок только за текущий день. Появилось подозрение, что листочек заполнен только сейчас. На просьбу показать такие же чек-листы за два предыдущих дня руководитель предприятия сослалась на то, что листы испортились и уборщица их выкинула.

Документов, доказывающих соблюдение предписаний Роспотребнадзора, у магазина в Юрьевце не оказалось. Что и было зафиксировано в протоколе осмотра. По нему составили протокол о нарушениях, а вопрос наказания будет решаться в судебном порядке.

Уже вечером этого же дня захожу в «Атак» в ЦУМе. На кассе прямо передо мной расплачивается дама без маски. И никто ей никаких претензий не высказывал. Обслужили...

Транспорт как рассадник

С магазинами хотя бы понятно, на основании какой нормативной базы можно повышать социальную ответственность предпринимателей и покупателей. А как быть с общественным транспортом?

Распространение вируса там даже более вероятно. Как говорят врачи, для заражения нужно определенное количество инфицирующих агентов. Наибольшая вероятность заболеть, если на вас чихает зараженный или если вы находитесь рядом с больным более 15 минут. В магазинах такой длительный контакт гипотетически возможен только в очереди к кассам. А в транспорте люди находятся рядом и более длительное время. Да и рассадка с соблюдением дистанции там проблематична. Особенно в час пик. При этом больше половины пассажиров без масок. Зачастую не носят маски и кондукторы. Одна из сотрудниц «ВВ» ехала на первом троллейбусе 15 октября днем в Доброе — и примерно из 40 человек в масках были всего трое плюс кондуктор...

- Обязательно будем проверять общественный транспорт, - заверила Светлана Костина. - Водителей и кондукторов мы можем стимулировать соблюдать санитарные требования, а вот пассажирам пока лишь рекомендовано носить защитные маски во время поездки. Но люди и сами должны заботиться о своем здоровье.

А может, уже пора пойти по пути Москвы и в принципе, пока такая обстановка, запретить пользоваться общественным транспортом пассажирам без масок?

Читайте также: Жители Владимира ежедневно часами стоят в дорожных пробках

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…