Туристы и тетя Надя
В деревню Кукушкино мы приехали серым осенним днем. И там сразу вспомнился одноименный пейзаж Исаака Левитана: картину «Серый день» он писал как раз на берегу Кукушкинского озера. У природы нет плохой погоды - для тех, кто умеет видеть и ценить ее красоту.
А вот нам через 125 лет после Левитана полюбоваться этой природой помешал мусор. Кучи отходов мы увидели сразу же после съезда с московской трассы на дорогу, ведущую к деревне. По обочинам щебеночной дороги – свалки, свалочки, кучки…
Хотя при въезде в деревню Кукушкино нам попалась на глаза очень приличная, огороженная контейнерная площадка. Разве не странно, что мусор при организованном его вывозе, кто-то выкидывает в лес?
- Контейнеры нам только месяца полтора как установили, - говорит местная жительница Галина Чернова. - До этого их не было. Сейчас люди довольны. Вывозят мусор хорошо. Хотелось бы еще контейнер у озера, чтобы старикам с тех улиц поближе носить было, да и отдыхающие, чтобы видели, куда свои отходы выбрасывать. На берегах после них будь здоров сколько хлама остается. Безобразно себя люди ведут: пьют, мусорят, костры жгут. Особенно летом, в купальный сезон очень много мусора они оставляют. Тетя Надя его постоянно за ними убирает.
Деревенские заботы
Тетя Надя – это староста деревни Надежда Сергеевна Марасанова. Старостой ее земляки выбирают уже 37 лет подряд. Благодаря ее неуемной энергии Кукушкино стало вполне благоустроенным населенным пунктом – отремонтированы колодцы, устроены уличные колонки, качающие воду из скважин, отсыпаны щебнем дороги. Вот только газа пока здесь нет. Топят дровами или углем.
- Мы на зиму пять машин дров покупаем. Это дороговизна немыслимая! Старикам по льготам стоимость одной машины компенсируется, но нужно для этого ездить за справками. А это для них часто проблематично. Тем более сейчас, с этой пандемией. Вот и остаются зимовать очень немногие. А так бы люди не уезжали, был бы газ, - считает Чернова.
Газ в ближайшие годы провести сюда собираются. На проект – он уже готовится – жители собрали 700 тысяч рублей по региональной программе «50 на 50». Подключится к газу изъявили желание 59 из 89 деревенских домовладений. Проекты на основе самообложения граждан – приоритетные. К тому же в деревне есть КФК, что тоже увеличивает шансы на скорейшую газификацию, которую тут очень ждут. Говорят, что тогда и молодежь тут осядет. Тем более, до города всего полкилометра. Правда близость к городу не только плюсы имеет, но и минусы. Например, магазин в деревне не прижился - нерентабельным оказался. Вот и ездят все в городские супермаркеты. Ну а деревенских стариков, которым и такие прогулки в тягость автолавка выручает: приезжает два раза в неделю.
Кстати, в Костерево за покупками ездят не только кукушкинцы, но и обитатели коттеджного поселка, что за Кукушкино расположен. А костеревцы приезжают в деревню на озеро. Вот и разбивается сельская дорога, не рассчитанная на такие нагрузки, очень быстро.
- По деревне нам дороги в этом году отсыпали щебнем. А вот участок дороги от окраины Кукушкино до городских границ – просто ужас. Весной мы там буквально тонули, - жалуются кукушкинцы.
Деревенские опасаются, что у этого кусочка дороги и балансодержателя нет, ничейный он, а потому и ремонтировать его никто не хочет.
- Есть там балансодержатель. Все зоны ответственности по дорогам у нас разграничены. Просто в районе хватает дорог, которые находятся в куда худшем состоянии. Вот ими и занимались в этом году. А в следующем отремонтируем и тот участок, который беспокоит жителей Кукушкино. Глава Пекшинского сельского поселения указания на этот счет уже получила, - заверил нас глава администрации Петушинского района Сергей Великоцкий.
Мусорное озеро
А вот с проблемой мусора на озере все обстоит гораздо сложнее. Попытки облагородить зону отдыха уже предпринимались. И ящики для мусора ставились. Но это не очень помогло. Кто-то из отдыхающих мусор, оставшийся после пикника, доносил до мусорок, а кто-то – нет. За этими грязнулями, как уже сказано, убирать приходилось старосте деревни.
- Вот все годы, что здесь живу, собираю по берегам озера мусор и вывожу его мешками на своей старенькой «оке», - сетует Надежда Марасанова. – Устроили помойки даже в кабинках для переодевания. Да что помойки! Туалет там устроили! Я главу поселения прошу: заберите вы эти раздевалки, я хоть тут все уберу. И в зарослях тоже туалет устроили. И машины моют в озере, будто больше негде! А ведь когда-то тут вода чистейшая была. Пока колодцы не сделали, вся деревня брала воду из озера.
Остовы кабинок смотрятся на осеннем берегу сиротливо и неуместно. На них буквы «М» и «Ж», что, видимо, и наталкивает купальщиков на мысли о туалете. Внутри кабинок – кучи мусора. Такой пейзаж вряд ли бы вдохновил Исаака Левитана.
- А раньше сюда экскурсии возили. По левитановским местам. Ну и на само озеро полюбоваться. Озеро у нас интересное, но опасное. Карстовое. Раньше им гидрологи столичные интересовались, - вспоминает Надежда Сергеевна. - Тут глубина до 20 метров доходит. Я знаю, потому что для тех гидрологов замеры делала и данные отправляла. Со стороны деревни купаться просто опасно вот из-за этих глубин. Тонут тут люди.
В купальный сезон ставят предупреждение о запрете купания. Но разве оно кого останавливает?
Городским - отдых, деревне - проблемы
Впрочем, сезон купания давно прошел. А мусор остался. И продолжает прибывать. Ведь, кроме купальщиков, сюда едут туристы другого рода — любители пикников, рыбалки... Но еще если бы пикники всегда были трезвыми, а рыбалка законной!
- Нам мальков присылали для зарыбливания озера. Ничего хорошего сделать нельзя! – возмущается Марасанова. - Сразу же браконьеры налетели. Везде сетей понаставили! День и ночь покоя не давали. Со всех сторон на машинах. По улице дорогу разбили, поле уничтожили - дорогу там накатали. Костры постоянно жгут. У нас вот тут мостки на озере были – поломали на дрова. У меня часть забора с угла поломали и сожгли. Я уже по ночам не сплю. Выхожу смотреть – нет ли где костров. В прошлом году на соседней улице баня от них сгорела.
Между озером и крайними домами деревни – стена сухостоя. Немудрено, что огонь от костра легко может добраться до усадеб.
- Да жаловались мы уже неоднократно, но мало помогает, - делится наболевшим староста. - МЧСовцы наши обращения после проверок поддержали. Предписания выдали главе поселения – сухостой убрать, окюветить деревню. Но какое там! Даже старую аварийную березу на улице спилить все никак не удосуживаются. А заросли эти за последние годы появились. До этого берег был чистым. Мы следили, каждую весну все чистили. На свои средства окювечивали дороги, окашивали село. Но уже сил не хватает, не молодеем, и доходы у пенсионеров не те, что у работающих. А молодежи только бы отдыхать.
Как спасти «левитановский пейзаж»
Надежда Марасанова уверена, что будь на «городском» берегу озера обустроенная зона отдыха, то проблем с экологией не прибавилось, а вовсе даже наоборот.
- Там все есть. Даже колонки с водой. И берег там песчаный, а на нашей стороне суглинок и ил. Сделайте для людей нормальные условия, они и не будут тут по кустам мусорить! Все равно от купания люди не откажутся. Так пусть купаются там, где безопаснее и под приглядом!
Районные власти тоже уверены, что костеревцы и дачники как купались в озере, так и будут купаться.
- Ну это же очевидно. У нас позиция такая, что, если запретить невозможно, нужно купание сделать безопасным, а пляж – благоустроенным. Но пока этому мешают запреты Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры. А так бы мы и средства нашли на благоустройство пляжной зоны. Да и негативной нагрузки на экологию меньше бы стало, - уверен Сергей Великоцкий. – Люди бы, пусть и не сразу, но привыкли не бросать мусор где попало и жечь костры там, где этого нельзя делать. Нынешний мусор мы, конечно, уберем. Каждый год убираем несанкционированные свалки. И тратим на это примерно миллиона по два по каждому сельскому поселению. Эти деньги могли бы пойти на ремонт дорог, на детские площадки, но - благодаря несознательным гражданам - улетают в мусор в буквальном смысле слова. Низкая экологическая сознательность граждан нам дорого обходится.
Хотелось бы надеяться, что разумный компромисс, который устроит и костеревцев, и деревенских, и муниципальные власти, и надзорные органы все же найдется. А пока «левитановские места» просто стыдно гостям показывать. Да и перед памятью великого художника тоже как-то неудобно. Разве нет?
Читайте также : В Камешкове жители целой пятиэтажки терпят бедствие из-за беспредела чиновников