Заложники бездорожья
От Добрынского до Выселок добираемся по щебеночной дороге. Быстро разогнаться невозможно, но хотя бы не тонем. Год назад тут и вовсе — никакой! - дороги не было. Ездили деревенские по полям, выбирая, где посуше. В дожди и распутицу – проехать в Доржево, Катраиху и Выселки было огромной проблемой. Особенно, когда накатанную дорогу перепахивали по весне.
- Когда поля пахали, все наши грунтовки перекапывали, - вспоминает житель Доржево Алексей Гаврилов. - И так грязь непроезжая, еще и вспашут. На работу уехал, а возвращаешься – уже перепахали. Машины в грязи тонули.
Деревни не маленькие: в каждой - около полусотни домов. Медвежьим углом этот куст из трех деревень не назовешь. До областной столицы рукой подать. В Выселках есть железнодорожная станция. На электричке до города – 15-20 минут. По шоссейке – дольше, а до недавнего времени еще и очень ненадежно: можно было на несколько часов застрять – пока трактором не вытащат из грязи.
Больную — на санках
Совсем недавно здесь могли очень долго ждать, а то и вовсе не дождаться ни пожарных, ни скорую помощь.
- Я вызывала скорую, так машина останавливалась на дороге, а врач пешком до деревни шла. А был случай – у нас одну жительницу парализовало, звонили в Боголюбово, там сказали, что не проедут – нет дороги. Вот и везли больную на санках до станции в Выселках. А пока в Боголюбово привезли, она уже умерла, - рассказала о печальных реалиях деревенского бездорожья Тамара Кондратова из Доржево. - Сейчас хоть к концу деревни машина может подъехать. Но до нее больного нужно на руках нести. Дороги по деревне так и нет. Автолавка приезжала, когда могла доехать. А так с корытами ходили за продуктами до того места на шоссе, куда смогла автолавка доехать.
- Знаете, какие здесь пожары были? Дорог же не было. Вот тут дом стоял, сгорел, как спичка, - показывает нам в Выселках на участок через дорогу от ее дома Светлана Демидова. - Страшно было. Дома же рядом. Боялись, что перекинется. Ведрами отливали.
- Начинало с торца дома гореть, - вспоминает подробности другая соседка погорельцев Вера Володина. - Подойти не могли, сразу сильно разгорелось. Пожарных вызывали, но они приехали только когда дом уже сгорел, а на соседнем участке баня загорелась. И то машины не к самому пожару подъехали. А до этого мы своими силами тушили. У нас скважина на участке, я насос включала и обливала соседский сарай. Хорошо, что погода безветренная была, а при ветре тут все бы сгорело, и наши дома тоже.
Еще раньше в тех же Выселках сгорел дом №25 по улице Центральной. Василий Михайлович Горшков живет в доме № 23:
- Пожарные тогда приехали. Целых три машины. Зима была, смогли проехать. Но первая машина чуть не перевернулась на колее. Пока их ждали, с колодца воду носили. Все же соседский дом спасти не смогли, зато наш отстояли. Но без пожарных и наш бы дом сгорел – у соседей газовый баллон взорвался, осколки полетели, а у меня крыша толем покрыта была.
Гладко было на бумаге
- По реестру дорог здесь и по деревенским улицам чуть ли не с советских времен значатся дороги 5-й категории. Это дороги с щебеночным покрытием, дренажными и водоотводными системами, с песчаной подушкой… По факту за десятилетия балансодержатель дороги ни одного ведра щебенки сюда не привез до этого года, - рассказывает Дмитрий Сидоров, приобретший как раз тот крайний участок в Выселках, где был один из пожаров.
Балансодержатель дорог – администрация Суздальского района. Тендеры на содержание и обслуживание дорог в Боголюбовском сельском поселении разыгрывались исправно. И деньги на это из бюджета выделялись.
- Содержание дороги этой категории по регламенту подразумевает подсыпку обочин, разравнивание полотна, уборку во все сезоны. О соблюдении регламента говорить не приходится, раз здесь дорог просто не было, - объясняет Дмитрий. - В Выселках единственные дорожные работы, которые были, – это зимняя расчистка. Раза 3-4 за зиму грейдер пробивал дорогу, и больше ничего не делалось. Но условия тендеров составлены так, что районная администрация покупает у подрядчика моточасы, а не конкретные виды работ. Да еще и без разбивки на каждый населенный пункт – сразу на все Боголюбовское сельское поселение. Акт выполненных работ подписывается тоже по всему сельскому поселению.
Отследить и проконтролировать, сколько, на какие деревни и на что конкретно было истрачено бюджетных денег, без привлечения надзорных органов весьма затруднительно. Но можно сказать, что законодательство все эти годы местными властями нарушалось. Для всех дорог, значащихся в реестре, есть нормативы по периодичности ремонта, по стоимости обязательных работ. А раз самих дорог не было, то и нормативы эти никак выдерживаться не могли.
Суд да дело
Бездорожье так достало жителей, что они начали подавать иски в суд. Суды встали на их сторону, признав, что в деревнях ни разу не проводилось никаких дорожных работ, и обязав власти Суздальского района сделать дороги такими, какими они значатся на бумаге.
Вняв постоянным жалобам муниципалов на скудность их бюджетов, на помощь пришла областная администрация. В прошлом году из областного бюджета постановлением губернатора выделили субсидию на проектирование и строительство автодороги Лемешки-Сокол-Добрынское-Катраиха-Выселки-Доржево. Сумма субсидии - без малого 110 млн. Дорогу сделали в том же году. Даже павильоны остановочные поставили. Хотя автобус до этих деревень пока не пустили. От Добрынского и до Выселок дорога пока в щебеночном исполнении. Местные очень рассчитывают, что со временем будет асфальт. Ведь агротехника, работающая на полях, очень быстро разобьет щебеночную дорогу.
Уже год, как до деревень стало возможным добраться в любой сезон и в любую погоду. А вот дальше… Дальше – по деревням - дороги должны были делать муниципалы. Но и они исполнять свои обязанности не торопились. Несмотря на решение суда и на то, что самую затратную часть их обязательств взвалила на себя область.
Больше всех повезло Катраихе. Новая дорога, сделанная на областные деньги, прошла прямо по деревне. В Доржево и Выселках все оставалось по-прежнему. Дмитрий Сидоров поделился с нами фотографией дороги, идущей по задам деревни – колеи из грязи, в которых стоит вода.
- До октября ездили по этой «дороге», потому что по Центральной улице было совсем не проехать, - прокомментировал фото Дмитрий.
По Выселкам дорогу вдоль двух улиц – Центральной и Новой - должны были сделать к 30 сентября. Но к этому сроку даже работы не начались.
- Я звонила в район, мне отвечали, что денег нет из-за короновируса. Но ведь эпидемия только в этом году, а деньги на дорогу выделялись каждый год. А где дорога все эти годы была? – совершенно справедливо спрашивает Светлана Демидова. Кстати, в июле ее муж упал с крыши, ремонтируя дом. Вызвали скорую. «Хорошо, что до нас они доехали. К тому времени уже до деревни дорога была сделана областью, по деревне ехали вдоль домов, под окнами. А вот обратно скорая поехала по дороге — и застряла в глине, часа два «сидела», пока не вытащили».
Для «галочки» или для людей?
И все-таки жители Выселок сумели «дожать» власти района. 5 октября в деревне появились дорожники. Но мало того, что администрация Суздальского района не уложилась в отведенные решением суда сроки, так и работы, предписанные судом, были выполнены некачественно.
- Просто завезли щебень и разровняли. Не убрали строительный мусор – толь, кирпичи и прочее, чем жители пытались засыпать лужи. Не сделали песчаную подушку, не обустроили дренажные траншеи. При этом улица Центральная даже до конца не засыпана щебнем, а на улице Новой вообще ничего не делали, - перечисляет Дмитрий Сидоров.
- Сделали только 500 метров по Центральной, даже до крайних домов не довели. А по уму дорога должна быть до платформы, - считает Сергей Страхов.
- Нужна дорога к станции – люди ездят на работу, а летом дачников полно, - поддерживает его Вера Володина.
Круглый год со станции на работу и на учебу отправляются не только жители Выселок, но и те, кто живет в Катраихе и Доржево. Когда строили платформу, ее даже пандусом оборудовали. Так положено по стандартам. Только в реальности все это похоже на изощренное издевательство: в распутицу до станции и здоровому человеку добраться не просто, что уж говорить об инвалидах.
- Еле-еле хоть такую дорогу пробили. Сейчас и скорую можно вызвать, а то останавливались где сухо, на шоссе. Дальше - как хочешь… Никак до нас цивилизация не доходит, - сетует Володина.
- Проблем много. Забыли нас. Только судом о себе напомнили властям. Сельская администрация изображает деятельность. Вот прорубь прорубили. Подъезд к пруду вроде бы расчистили. Но воды в пруду нет! Его же надо чистить. А у нас все для галочки делают, - возмущается Сергей Вдовин. - Тут тины по колено. Когда в Катраихе пожар был, здесь воду брали. Две машины заправились, а потом лед провалился. Всю воду выбрали. А этим летом вообще воды не было, дождей мало. Да скоро тут один ил будет!
Огород воды
На заросший и мало пригодный не только для купания, но и для пожаротушения пруд пожаловались нам и в Доржево. Здесь проблем еще больше, чем в Выселках. Если хоть какую-то, пусть и частично дорогу по Выселкам все-таки сделали, то в Доржево - ничего. Хотя по этой деревне суд вынес решение еще раньше, чем по Выселкам.
- Обещали сделать дорогу этой осенью, не сделали. Теперь обещают весной. Только и слушаем обещания. Все говорят «денег нет», - говорит Тамара Кондратова. - По деревне не проехать. В воде живем. Раньше там, где сейчас поля, лес был, а как его свели, деревня стала тонуть. Теперь до июля полный огород воды. Только с июля сажать можно.
Воду с огородов доржевцы отводят канавками. В итоге на улице воды становится еще больше. А что делать? Своих сил сделать нормальный водоотвод вдоль всей деревни к пруду у селян нет. А вот при строительстве дороги вдоль улицы такой водоотвод обязателен. Хотя опыт Выселок показал, что ГОСТами избранные районом подрядчики запросто пренебрегают, там дренажные кюветы вдоль дороги даже и не планировали делать.
Без дорог и с перекосом фаз
Зимой прочувствовать все «прелести» бездорожья сложнее. Но ходить по деревне лучше, держась поближе к домам. По центру улицы – замерзшая и припорошенная снежком колея. Под снегом ее не видно, так что я чуть не подвернула ногу. Но для доржевцев зима – чуть ли не лучший сезон.
- Сейчас хоть пройти можно. А весной не пройти и не проехать. Если нужно строиться, то стройматериалы можно только месяца три в году привезти, - рассказывает о преимуществах зимы Алексей Гаврилов. - Ну и зимой у нас дорогу все-таки чистят. А вот в дожди… Как межпоселковую дорогу сделали, так хоть больше надежды стало и на пожарных, и на скорую помощь. Легче стало и до Выселок добираться. Единственный транспорт – электричка – оттуда идет. Тут у нас работы нет, в город люди ездят. И микроавтобус школьный теперь ездит. Только школьников на дороге высаживают, а дальше — опять пешком, по грязи.
Зимой грязи нет, можно и на оперативность экстренных служб рассчитывать, и завезти необходимые в хозяйстве вещи. Хотя проблемы есть и сугубо зимние: из-за отсутствия газа отапливаются дома либо дровами, либо электричеством.
- Перекос фаз у нас большой. Половина деревни – на трех фазах, а с краев - по одной фазе. Как раз там люди греются электричеством. У них напряжения не хватает. Ничего не тянет. Когда электричества не хватает, у них ни отопления, ни воды – сейчас же все насосами качают. А у нас постоянно все перегорает. Воюем с сетями, чтобы нормально все сделали. Да пока безрезультатно, - пессимистичен Гаврилов.
Доржевцы не верят очередным обещаниям сделать дорогу по деревне весной. Можно, конечно, еще раз в суд обратиться с иском о привлечении к административной ответственности должностных лиц из районной администрации. Но все тяжбы - за свой счет, а люди здесь небогатые.
Вот что точно не волнует деревенских, так это принцип независимости местного самоуправления. Они знают, где и чьи полномочия, знают, что благоустройство и обеспечение инфраструктурой их деревень – это ответственность района. Но районные чиновники все равно для них олицетворяют государство...
Читайте также: Кошмар Левитана, или как сейчас живет вдохновившая мастера деревня