27 декабря 2020 в 09:33

В Суздальском районе чиновники отказываются исполнять решение суда

По документам здесь значились дороги, а в реальности - три деревни Суздальского района Владимирской области (Доржево, Катраиха и Выселки) были отрезаны от цивилизации бездорожьем. Напомнить районной власти о себе и своих правах деревенским удалось только через суд. Но даже решение суда чиновники выполнять не спешат.

Заложники бездорожья

От Добрынского до Выселок добираемся по щебеночной дороге. Быстро разогнаться невозможно, но хотя бы не тонем. Год назад тут и вовсе — никакой! - дороги не было. Ездили деревенские по полям, выбирая, где посуше. В дожди и распутицу – проехать в Доржево, Катраиху и Выселки было огромной проблемой. Особенно, когда накатанную дорогу перепахивали по весне.

- Когда поля пахали, все наши грунтовки перекапывали, - вспоминает житель Доржево Алексей Гаврилов. - И так грязь непроезжая, еще и вспашут. На работу уехал, а возвращаешься – уже перепахали. Машины в грязи тонули.

Деревни не маленькие: в каждой - около полусотни домов. Медвежьим углом этот куст из трех деревень не назовешь. До областной столицы рукой подать. В Выселках есть железнодорожная станция. На электричке до города – 15-20 минут. По шоссейке – дольше, а до недавнего времени еще и очень ненадежно: можно было на несколько часов застрять – пока трактором не вытащат из грязи.

Больную — на санках

Совсем недавно здесь могли очень долго ждать, а то и вовсе не дождаться ни пожарных, ни скорую помощь.

- Я вызывала скорую, так машина останавливалась на дороге, а врач пешком до деревни шла. А был случай – у нас одну жительницу парализовало, звонили в Боголюбово, там сказали, что не проедут – нет дороги. Вот и везли больную на санках до станции в Выселках. А пока в Боголюбово привезли, она уже умерла, - рассказала о печальных реалиях деревенского бездорожья Тамара Кондратова из Доржево. - Сейчас хоть к концу деревни машина может подъехать. Но до нее больного нужно на руках нести. Дороги по деревне так и нет. Автолавка приезжала, когда могла доехать. А так с корытами ходили за продуктами до того места на шоссе, куда смогла автолавка доехать.

- Знаете, какие здесь пожары были? Дорог же не было. Вот тут дом стоял, сгорел, как спичка, - показывает нам в Выселках на участок через дорогу от ее дома Светлана Демидова. - Страшно было. Дома же рядом. Боялись, что перекинется. Ведрами отливали.

- Начинало с торца дома гореть, - вспоминает подробности другая соседка погорельцев Вера Володина. - Подойти не могли, сразу сильно разгорелось. Пожарных вызывали, но они приехали только когда дом уже сгорел, а на соседнем участке баня загорелась. И то машины не к самому пожару подъехали. А до этого мы своими силами тушили. У нас скважина на участке, я насос включала и обливала соседский сарай. Хорошо, что погода безветренная была, а при ветре тут все бы сгорело, и наши дома тоже.

Еще раньше в тех же Выселках сгорел дом №25 по улице Центральной. Василий Михайлович Горшков живет в доме № 23:

- Пожарные тогда приехали. Целых три машины. Зима была, смогли проехать. Но первая машина чуть не перевернулась на колее. Пока их ждали, с колодца воду носили. Все же соседский дом спасти не смогли, зато наш отстояли. Но без пожарных и наш бы дом сгорел – у соседей газовый баллон взорвался, осколки полетели, а у меня крыша толем покрыта была.

Гладко было на бумаге

- По реестру дорог здесь и по деревенским улицам чуть ли не с советских времен значатся дороги 5-й категории. Это дороги с щебеночным покрытием, дренажными и водоотводными системами, с песчаной подушкой… По факту за десятилетия балансодержатель дороги ни одного ведра щебенки сюда не привез до этого года, - рассказывает Дмитрий Сидоров, приобретший как раз тот крайний участок в Выселках, где был один из пожаров.

Балансодержатель дорог – администрация Суздальского района. Тендеры на содержание и обслуживание дорог в Боголюбовском сельском поселении разыгрывались исправно. И деньги на это из бюджета выделялись.

- Содержание дороги этой категории по регламенту подразумевает подсыпку обочин, разравнивание полотна, уборку во все сезоны. О соблюдении регламента говорить не приходится, раз здесь дорог просто не было, - объясняет Дмитрий. - В Выселках единственные дорожные работы, которые были, – это зимняя расчистка. Раза 3-4 за зиму грейдер пробивал дорогу, и больше ничего не делалось. Но условия тендеров составлены так, что районная администрация покупает у подрядчика моточасы, а не конкретные виды работ. Да еще и без разбивки на каждый населенный пункт – сразу на все Боголюбовское сельское поселение. Акт выполненных работ подписывается тоже по всему сельскому поселению.

Отследить и проконтролировать, сколько, на какие деревни и на что конкретно было истрачено бюджетных денег, без привлечения надзорных органов весьма затруднительно. Но можно сказать, что законодательство все эти годы местными властями нарушалось. Для всех дорог, значащихся в реестре, есть нормативы по периодичности ремонта, по стоимости обязательных работ. А раз самих дорог не было, то и нормативы эти никак выдерживаться не могли.

Суд да дело

Бездорожье так достало жителей, что они начали подавать иски в суд. Суды встали на их сторону, признав, что в деревнях ни разу не проводилось никаких дорожных работ, и обязав власти Суздальского района сделать дороги такими, какими они значатся на бумаге.

Вняв постоянным жалобам муниципалов на скудность их бюджетов, на помощь пришла областная администрация. В прошлом году из областного бюджета постановлением губернатора выделили субсидию на проектирование и строительство автодороги Лемешки-Сокол-Добрынское-Катраиха-Выселки-Доржево. Сумма субсидии - без малого 110 млн. Дорогу сделали в том же году. Даже павильоны остановочные поставили. Хотя автобус до этих деревень пока не пустили. От Добрынского и до Выселок дорога пока в щебеночном исполнении. Местные очень рассчитывают, что со временем будет асфальт. Ведь агротехника, работающая на полях, очень быстро разобьет щебеночную дорогу.

Уже год, как до деревень стало возможным добраться в любой сезон и в любую погоду. А вот дальше… Дальше – по деревням - дороги должны были делать муниципалы. Но и они исполнять свои обязанности не торопились. Несмотря на решение суда и на то, что самую затратную часть их обязательств взвалила на себя область.

Больше всех повезло Катраихе. Новая дорога, сделанная на областные деньги, прошла прямо по деревне. В Доржево и Выселках все оставалось по-прежнему. Дмитрий Сидоров поделился с нами фотографией дороги, идущей по задам деревни – колеи из грязи, в которых стоит вода.

- До октября ездили по этой «дороге», потому что по Центральной улице было совсем не проехать, - прокомментировал фото Дмитрий.

По Выселкам дорогу вдоль двух улиц – Центральной и Новой - должны были сделать к 30 сентября. Но к этому сроку даже работы не начались.

- Я звонила в район, мне отвечали, что денег нет из-за короновируса. Но ведь эпидемия только в этом году, а деньги на дорогу выделялись каждый год. А где дорога все эти годы была? – совершенно справедливо спрашивает Светлана Демидова. Кстати, в июле ее муж упал с крыши, ремонтируя дом. Вызвали скорую. «Хорошо, что до нас они доехали. К тому времени уже до деревни дорога была сделана областью, по деревне ехали вдоль домов, под окнами. А вот обратно скорая поехала по дороге — и застряла в глине, часа два «сидела», пока не вытащили».

Для «галочки» или для людей?

И все-таки жители Выселок сумели «дожать» власти района. 5 октября в деревне появились дорожники. Но мало того, что администрация Суздальского района не уложилась в отведенные решением суда сроки, так и работы, предписанные судом, были выполнены некачественно.

- Просто завезли щебень и разровняли. Не убрали строительный мусор – толь, кирпичи и прочее, чем жители пытались засыпать лужи. Не сделали песчаную подушку, не обустроили дренажные траншеи. При этом улица Центральная даже до конца не засыпана щебнем, а на улице Новой вообще ничего не делали, - перечисляет Дмитрий Сидоров.

- Сделали только 500 метров по Центральной, даже до крайних домов не довели. А по уму дорога должна быть до платформы, - считает Сергей Страхов.

- Нужна дорога к станции – люди ездят на работу, а летом дачников полно, - поддерживает его Вера Володина.

Круглый год со станции на работу и на учебу отправляются не только жители Выселок, но и те, кто живет в Катраихе и Доржево. Когда строили платформу, ее даже пандусом оборудовали. Так положено по стандартам. Только в реальности все это похоже на изощренное издевательство: в распутицу до станции и здоровому человеку добраться не просто, что уж говорить об инвалидах.

- Еле-еле хоть такую дорогу пробили. Сейчас и скорую можно вызвать, а то останавливались где сухо, на шоссе. Дальше - как хочешь… Никак до нас цивилизация не доходит, - сетует Володина.

- Проблем много. Забыли нас. Только судом о себе напомнили властям. Сельская администрация изображает деятельность. Вот прорубь прорубили. Подъезд к пруду вроде бы расчистили. Но воды в пруду нет! Его же надо чистить. А у нас все для галочки делают, - возмущается Сергей Вдовин. - Тут тины по колено. Когда в Катраихе пожар был, здесь воду брали. Две машины заправились, а потом лед провалился. Всю воду выбрали. А этим летом вообще воды не было, дождей мало. Да скоро тут один ил будет!

Огород воды

На заросший и мало пригодный не только для купания, но и для пожаротушения пруд пожаловались нам и в Доржево. Здесь проблем еще больше, чем в Выселках. Если хоть какую-то, пусть и частично дорогу по Выселкам все-таки сделали, то в Доржево - ничего. Хотя по этой деревне суд вынес решение еще раньше, чем по Выселкам.

- Обещали сделать дорогу этой осенью, не сделали. Теперь обещают весной. Только и слушаем обещания. Все говорят «денег нет», - говорит Тамара Кондратова. - По деревне не проехать. В воде живем. Раньше там, где сейчас поля, лес был, а как его свели, деревня стала тонуть. Теперь до июля полный огород воды. Только с июля сажать можно.

Воду с огородов доржевцы отводят канавками. В итоге на улице воды становится еще больше. А что делать? Своих сил сделать нормальный водоотвод вдоль всей деревни к пруду у селян нет. А вот при строительстве дороги вдоль улицы такой водоотвод обязателен. Хотя опыт Выселок показал, что ГОСТами избранные районом подрядчики запросто пренебрегают, там дренажные кюветы вдоль дороги даже и не планировали делать.

Без дорог и с перекосом фаз

Зимой прочувствовать все «прелести» бездорожья сложнее. Но ходить по деревне лучше, держась поближе к домам. По центру улицы – замерзшая и припорошенная снежком колея. Под снегом ее не видно, так что я чуть не подвернула ногу. Но для доржевцев зима – чуть ли не лучший сезон.

- Сейчас хоть пройти можно. А весной не пройти и не проехать. Если нужно строиться, то стройматериалы можно только месяца три в году привезти, - рассказывает о преимуществах зимы Алексей Гаврилов. - Ну и зимой у нас дорогу все-таки чистят. А вот в дожди… Как межпоселковую дорогу сделали, так хоть больше надежды стало и на пожарных, и на скорую помощь. Легче стало и до Выселок добираться. Единственный транспорт – электричка – оттуда идет. Тут у нас работы нет, в город люди ездят. И микроавтобус школьный теперь ездит. Только школьников на дороге высаживают, а дальше — опять пешком, по грязи.

Зимой грязи нет, можно и на оперативность экстренных служб рассчитывать, и завезти необходимые в хозяйстве вещи. Хотя проблемы есть и сугубо зимние: из-за отсутствия газа отапливаются дома либо дровами, либо электричеством.

- Перекос фаз у нас большой. Половина деревни – на трех фазах, а с краев - по одной фазе. Как раз там люди греются электричеством. У них напряжения не хватает. Ничего не тянет. Когда электричества не хватает, у них ни отопления, ни воды – сейчас же все насосами качают. А у нас постоянно все перегорает. Воюем с сетями, чтобы нормально все сделали. Да пока безрезультатно, - пессимистичен Гаврилов.

Доржевцы не верят очередным обещаниям сделать дорогу по деревне весной. Можно, конечно, еще раз в суд обратиться с иском о привлечении к административной ответственности должностных лиц из районной администрации. Но все тяжбы - за свой счет, а люди здесь небогатые.

Вот что точно не волнует деревенских, так это принцип независимости местного самоуправления. Они знают, где и чьи полномочия, знают, что благоустройство и обеспечение инфраструктурой их деревень – это ответственность района. Но районные чиновники все равно для них олицетворяют государство...

Читайте также: Кошмар Левитана, или как сейчас живет вдохновившая мастера деревня

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 23:59 Два человека госпитализированы после ДТП на трассе «Александров-Балакирево»
На трассе в Александровском районе Владимирской области вечером 7 мая произошло лобовое столкновение автомобиля «Лада Ларгус» и внедорожника «УАЗ». За медицинской помощью обратились 4 человека, двое из них отделались лёг…
вчера в 19:09 Муромлянина, решившего рассказать о «бомбе» роботу, оштрафовали на 200 тысяч
В Муроме суд вынес приговор крайне необычному телефонному террористу: мужчина решил «пошутить» о возможном теракте в разговоре с роботом колл-центра.