17 января 2021 в 11:52

Сын священника из Владимирской губернии стал символом медицинской доблести

Бывший белый корпус губернской больницы, где работал хирург Орлов
Перед Новым годом депутаты ЗС при поддержке губернатора Владимирской области и прокуратуры учредили новую областную награду - медаль имени хирурга Орлова «За медицинскую доблесть». Это хороший повод вспомнить о том, каким был легендарный владимирский врач Николай Алексеевич Орлов, ставший символом медицинской доблести для нашего региона.

Сын священника

Николай Орлов (1874-1942) был очень многогранной и творческой личностью, внес огромный вклад в развитие земской медицины. За что его особенно уважали и ценили современники: «Николай Алексеевич никогда не ограничивался рамками узкой врачебной деятельности. Он всегда живо откликался на все вопросы общественной жизни».

В число талантов доктора Орлова входило и владение литературным словом, о чем говорят его статьи во владимирской прессе, выступления на съездах деятелей земской медицины. Однако изначально Орлову на роду было написано стать священником: он был единственным сыном очень авторитетного протоиерея из села Аньково Юрьевского уезда Владимирской губернии (потом это село отошло в состав Ивановской области) Алексея Владимировича Орлова. Служителями церкви были и его дед, и прадед из села Верхний Ландех Гороховецкого уезда.

Не удивительно, что Николай Орлов, который родился 16 октября 1874 года, сначала окончил духовную семинарию во Владимире. Трудно сейчас сказать, почему он решил не идти по стопам отца, а стал врачом. Но так делали многие дети священников в конце XIX века, тем более что с основами медицины они знакомились еще в семинарии.

Учеба в Томске

Удивляет еще одна строка из биографии хирурга Орлова. Он окончил медицинский факультет Томского университета. Почему поехал учиться из Владимира в Сибирь? Оказывается, в тот момент выпускнику семинарии пришлось бы для поступления в большинство университетов сдавать экзамены за курс гимназии. А Томский университет был молодым вузом (открылся в 1888 году), с недобором выпускников гимназий, поэтому стал тогда максимально доступным для семинаристов. Им оставалось только успешно написать сочинение и сдать экзамен по латинскому языку, чтобы стать студентами. Но при этом на факультете быстро сформировалась сильная хирургическая школа. Лучших профессоров привлекали в новый сибирский вуз окладом в 1,5 раза больше, чем в Москве, Киеве или Казани. В Томской университетской больнице в 90-е годы XIX века в год делали намного больше операций, чем даже в Москве. А среди наставников Орлова был профессор Салищев, который в 1899 году впервые в мире с благоприятным исходом и без осложнений ампутировал пациенту ногу с половиной таза.

Николай Алексеевич Орлов

Хирург на съезде

Вернувшись во Владимир, Орлов почти 40 лет проработал хирургом в земской губернской больнице, ставшей потом областной. Тогда она располагалась у Князь-Владимирского кладбища. Во Владимире к тому времени уже собрались серьезные хирургические силы — такие, как доктора Богоявленский и Воскресенский, но молодой Орлов благодаря таланту быстро стал видным деятелем земской медицины.

Например, на XII съезде членов и представителей земских учреждений по врачебно-санитарной части во Владимирской губернии в мае 1907 года он озвучил проблемы земской губернской больницы:

Во-первых, крайне необходима постройка нового помещения для кухни. Здание теперешней кухни было рассчитано на 130 человек, в настоящее время в нем готовится 1200 порций. В результате невозможная теснота. Кроме того, здание очень старое, ремонтировать его невозможно, и необходимо устройство именно нового помещения. Второе — необходима замена керосинового освещения электрическим во всей больнице...

Массаж и хирургия

В 1909 году в одном из корпусов губернской больницы открылась фельдшерско-акушерская школа — будущий Владимирский медицинский колледж. И врач Орлов вместе с другими коллегами стал преподавать: на первом курсе - массаж, на втором — хирургию. Пока не грянула революция.

К 1927 году школа повысила статус до медицинского техникума, а Орлов — до заведующего учебной частью. И это в тот момент, когда девушек сурово изгоняли с учебы в медтехникуме за принадлежность их родителей к «лишенцам» из «враждебного» духовного сословия. Но ценность доктора Орлова была так велика, что советские идеологи закрыли глаза на его происхождение.

Пропаганда донорства

Орлов настоял, чтобы во Владимире в 1932 году появился первый пункт (филиал) переливания крови, и сам его возглавил. А в 1937 году основал первый онкологический пункт в городе.

О том, как будущая станция помогла во время Великой Отечественной войны, говорить не приходится. О важности запасов крови и донорства он просто и доходчиво писал в местной газете «Призыв» в июле 1941 года: «Можно жить без рук, без ног, даже без желудка, селезенки и почек. Но утрата половины количества крови ставит человека на грань между жизнью и смертью, а потеря крови больше половины – смертельна. При всех больших кровопотерях, от какой бы причины и из какого бы органа они не происходили, – единственным спасительным средством является переливание крови от здорового человека – так называемого донора».

Орлов поделился своим врачебного опытом операций по переливанию крови: «В моей памяти сейчас встают многие сотни обескровленных больных, которым помогла эта операция... Вот молодой рабочий, раненный бандитом в шею сзади из револьвера. Пуля прошла навылет и вышла из полости рта, поранив крупный сосуд в глотке. Молодой крепкий человек из-за обильного кровотечения из раны, совершенно бледный, лежит как пласт, поверхностно дышит, пульса на руке почти нет, не отвечает на вопросы. Сейчас же производим переливание крови от нашего донора и перевязку сонной артерии на шее. Все работники операционной видели, как тут же на лучевых артериях больного появился пульс, порозовели бледные губы. Через две недели больной выписался. Мы видели его через три недели по выписке – он здоров, работает на производстве. Следовательно, только возмещение утерянной крови и прекращение дальнейшей кровопотери перевязкой сосуда спасли человека от близкой и неизбежной смерти».

После таких разъяснений доктора Орлова тысячи владимирцев шли во время войны в доноры, хотя сами голодали.

Улица хирурга

Николай Алексеевич не пережил голодного и самого кровавого года для владимирских госпиталей: 6 ноября 1942 года заведующий хирургическим отделением умер.

Коллеги, элита тогдашней Владимирской медицины — доктора Белов, Контор, Взоров, Герасимов вспоминали, каким уникальным и универсальным врачом был Орлов: «Десятки тысяч проделанных им операций, в том числе таких, как удаление всего толстого кишечника, швы на раны сердца, операции при водянке мозга, искусственного пищевода и др., могли служить украшением любой столичной клиники...».

… Доктора Орлова похоронили со всем возможным в разгар войны почетом на Князь-Владимирском кладбище. В 1954 году рядом упокоилась его жена — заслуженный врач РСФРСР Валентина Дмитриева Орлова-Абакумовская (1889-1954).

Еще в 1952 году именем хирурга Орлова назвали улицу во Владимире. К моменту учреждения медали имени хирурга Орлова плита на могиле знаменитого врача выглядела уже так запущенно, что депутаты и волонтеры решили надгробие обновить. Причем, без привлечения бюджетных средств. «ВВ» уже сообщали, что эта инициатива обсуждалась на ЗакСобрании и не нашла возражений. Что не удивляет - ведь речь идет о враче, ставшем образцом медицинской доблести.

Читайте также: Как врачи Владимирской губернии боролись с эпидемиями

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…