31 января в 10:43
  1. Общество

Жители Владимира возмущены отвратительной работой общественного транспорта

В социальных сетях - волна возмущения работой общественного транспорта во Владимире. Люди называют происходящее «транспортным коллапсом». Жалобы на слишком долгое ожидание автобусов и их ужасное состояние идут из всех микрорайонов столицы Владимирской области. Разбираемся, куда и почему исчезают автобусы.

Замерзшие на остановке

Граждане ищут виновных в сбоях работы общественного транспорта. Среди них называют и одного из ключевых перевозчиков, обвиняя его в саботаже из мести за отказ увеличить тариф, и власти всех уровней. Но выплеск эмоций в интернете на качество общественного транспорта никак не влияет. 

Утром мы отправляемся в Доброе, поговорить с ожидающими на остановках пассажирами. Остановка у пятой больницы. На электронном табло время ожидания автобусов: 18С- 20 минут, 11С -37 минут. 

- Табло не работает! Как я пришел минут 20 тому назад, так это же время ожидания и было написано. Оно не меняется. И автобуса нет. Транспорт очень плохо ходит. Мне 11С нужен, вот жду, - сообщил нам Назим Алиев. 

Рядом с ним ждет своего рейса пенсионерка с палочкой. Ходить трудно, а автобуса дождаться тоже проблема:

- Я тоже всегда социальный жду. Так они хуже всех ходят! Жду-жду, а потом сажусь на любой. Подолгу сидеть приходится - замерзаю, – жалуется Раиса Васильевна Хромова.

Хорошо, что нам ждать автобуса не нужно. Наш рейд - на редакционной машине. Едем дальше. Остановка на улице Егорова. Тут мы тоже поспрашивали у пассажиров их мнение о работе общественного транспорта.

- Сейчас везде «транспортный коллапс». Автобусы ходят, как хотят, - поделилась собственным опытом Ольга Горлова. - По-разному бывает. Больше всего нареканий на автобусы АДМ. И интервал движения не соблюдают, и качество их автобусов плохое – неудобно внутри, холодно, льет. В мороз график движения не соблюдали, и сейчас сбой большой. Приходим по расписанию, а ждем по 20-30 минут. Я сколько раз уже на работу опаздывала, а дети - в школу. Когда был сильный мороз, я стояла ровно 25 минут. Хотя мне отсюда можно уехать на автобусах NN15,23, 25,20. Но никакого не было. Дождалась только 25-го автобуса, простояв почти полчаса. Он приехал битком набитый. Опоздала на работу, замерзла и заболела. 

Работа общественного транспорта сводит «на нет» все меры, предпринимаемые для ограничения распространения коронавирусной инфекции. Переохлаждение – фактор, резко увеличивающий риск заболевания. А уж езда в переполненном автобусе, где в течение всей поездки приходится плотно контактировать со множеством пассажиров, - так и вовсе почти гарантированная возможность подхватить заразу. О какой дистанции тут можно говорить, когда народу набивается как сельди в бочке? С соблюдением масочного режима в общественном транспорте вовсе беда. Настоящий рассадник инфекции!

Кто виноват?

На отвратительную работу автобусников жалуются жители Юрьевца и Энергетика. Да и в центральной части города, где пересекается множество маршрутов, тоже не все в порядке.

«Вот я с остановки Воинский мемориал ждала около 30 минут 21с. Ни одного не было, приехал 15-й битком, пришлось ехать до «1001 мелочи», а там с соседкой по дому вызвали такси, опаздывали уже на работу. А вчера я с работы почти полтора часа не могла уехать домой, опять такси пришлось вызывать» - делится в соцсетях Алина Чиркова.

Держим путь в Коммунар. Из Доброго до Ерофеевского спуска ползем полчаса в пробке. Добрались к 09.20 - уже не рассчитываем, что сможем своими глазами увидеть час пик в Загородном, на который больше всего жалуются жители этого микрорайона. Под мостом проезжаем мимо автобуса 16С с включенной аварийкой. Сломался, стоит. На мосту свободно. Сейчас «семерки» ходят одна за другой. На остановке толпы, естественно, нет. На эту особенность работы перевозчиков, обслуживающих микрорайон указал живущий там наш коллега Николай Лившиц. 

«Дело не в пробках и сломанных автобусах. Если бы так, то день на день не приходился бы. Здесь же постоянная ерунда. Дикая логистика, выстроенная так, будто не существует ГЛОНАСС, интернета, простых сотовых, наконец. После восьми автобусы, проморившие людей на морозе, начинают бегать мелкой очередью», - написал он на своей страничке в ВК. 

То, что эту ситуацию не объяснить пробками или морозами, когда автобусы чаще ломаются, подтвердили нам и на остановке у областной больницы.

- У Биганова все работало,как часы. Хотя пробки тоже были. А новый перевозчик очень плохо работает. И летом задержки, когда никаких морозов. Иногда вообще мимо конечной остановки в Добром проходят. АДМ - худший перевозчик, который когда-либо был в городе, – припечатывает Елизавета Борисова. - Я живу в Добром. Несколько дней назад я 40 минут стояла на остановке, ждала 7С. А таксисты в это время брали 600 рублей с Доброго до загородной больницы.

Реальность таких диких расценок подтверждают посты в соцсетях. Марина Манова пишет: «Сегодня утром вызывали такси. 600-700 рублей просили за поездку Лакина-Доброе». Полторы тысячи в день на проезд по маршруту «дом-работа-дом» мало чей семейный бюджет потянет. А если еще и детей в школу на такси отправлять…

Системный сбой

В чем все же причина сбоев в системе городских пассажирских перевозок? Председатель Объединения пассажиров России, член Общественного совета при министерстве транспорта Илья Зотов уверен, что проблема системная, а не ситуативная. И связана она даже не с морозами, пробками и эпидемией, хотя все это - факторы, ее усугубляющие.

- Корни проблемы, с одной стороны, в нехватке полномочий по контролю за перевозчиками у организатора перевозок, то есть - у мэрии. А с другой стороны, в недостатке квалифицированных управленцев на предприятиях, занимающихся пассажирскими перевозками, - считает Зотов.

По мнению эксперта, действенных рычагов, чтобы держать ситуацию под контролем, у городской администрации сейчас нет. Зайдя на маршрут, перевозчик может «чудить» практически безнаказанно, ссылаясь на различные причины. Реальные или надуманные. Холода, например, - причина надуманная. То, что у нас зимой бывают морозы, не великое открытие. Своевременное обновление подвижного состава и профилактические ремонты, подходящее сезону топливо, наличие резерва – все секреты четкой работы зимой транспортникам известны лучше, чем пассажирам. Но все это требует постоянных вложений в поддержание технического состояния автобусов на должном уровне. А если на этом постоянно экономить, то ломаться машины будут не только в морозы.

А вот ответ на вопрос, почему перевозчики экономят на критически важных вещах, не столь однозначен. Думается, не только из желания выжать как можно больше прибыли любым способом. Во всяком случае, не все предприниматели, занимающиеся перевозками, так действуют. Те, кто пришел в этот бизнес всерьез и надолго, сами заинтересованы в том, чтобы их автопарк был больше, современнее и дороже, чтобы капитализация компании увеличивалась. 

Добитые карантином

Но все дорожает – от самих машин до запчастей и топлива. А доходы у перевозчиков упали из-за эпидемии, введения режима самоизоляции и массового перевода работающих на удаленку. К падению пассажиропотока можно было приспособиться. Намного хуже, что неизвестно, чего дальше ждать. Планировать расходы при абсолютно не прогнозируемых доходах - неоправданный риск для бизнеса. 

- Такая ситуация складывается по всей стране, - констатировал Зотов. - Не только во Владимире. Из многих регионов поступают жалобы, что автобусы выходят на линию неисправными. Финансовое состояние транспортных предприятий сегодня совсем не радужное. Не хватает оборотных средств. Перевозчики, по сути, три месяца не работали, или – что еще хуже – работали вхолостую. Пассажиров не было. Итог – экономия на всем – на ремонтах, на оплате труда сотрудников. Те стали увольняться. Сейчас по стране острая нехватка водителей. 

Вот и ответ на недоумение владимирцев, сообщающих в соцсетях, что на конечных остановках автобусы стоят часами, в то время, когда пассажиры на маршруте не могут их дождаться. 

Так что если с городских маршрутов вдруг уйдет ключевой перевозчик, а такие слухи упорно циркулируют по Владимиру, то ожидать, что его место тут же займет сильная и ответственная компания, наивно. Конкуренция низкая, в очередь никто не выстраивается. Рынок пассажироперевозок сейчас не особо привлекателен.

Спасет ли положение поднятие тарифа? Перевозчики, напомним, просили увеличить стоимость поездки до 31 рубля. Мэрия к ним не прислушалась. Мнения пассажиров разделились. Кто-то согласен с необходимостью повышения стоимости проезда, лишь бы транспорт ходил бесперебойно, а кто-то - нет. Не согласны с таким - на 7 рублей - ростом цены билета и в Объединении пассажиров России. Во-первых, слишком резкое для города повышение, а во-вторых, если не будет стабильного пассажиропотока, то и оно не спасет. Если с увеличенными интервалами вне времени пик, как с антикризисной мерой, мириться можно – лишь бы люди в принципе не остались без транспорта, то всегда идти на уступки перевозчикам по тарифам – не самый оптимальный вариант. 

Менять систему!

Выход в Объединении пассажиров видят в переходе на систему брутто-контрактов. 

Суть этой системы в том, что муниципалитет разыгрывает не «право вступления во владение маршрутом», а нанимает перевозчика для обслуживания маршрута. Плата за проезд поступает в бюджет. В конце месяца или по истечении другого срока, оговоренного контрактом, городская администрация оплачивает работу перевозчика на маршруте. Условия контакта по каждому маршруту прорабатываются индивидуально, с учетом его протяженности и пассажиропотока. Решаемы и проблемы с финансированием деятельности транспортных предприятий до начала получения денег по акту выполненных работ. Например, с помощью беспроцентных займов из бюджета или банковских кредитов. 

Сейчас контрольные полномочия муниципалитетов размыты. Могут «пальчиком погрозить» перевозчику за плохую работу, могут постращать, что не допустят на маршрут. Потом. Когда-нибудь. Если найдут замену. А при брутто-контракте будут наказывать перевозчика рублем. Сорвал график движения – недополучил деньги. 

Схема уже отработана в других регионах и доказала свою эффективность. От перевозчика требуется выполнение условий контракта: сделать определенное количество выездов, соблюдая нужный интервал движения, предоставить оговоренный контрактом подвижной состав в технически исправном состоянии. Выполнил условия – получи деньги. При таком подходе исчезает деление маршрутов на выгодные и не выгодные, уходят в прошлое гонки автобусов, уменьшается количество аварий на дорогах, пассажиры получают качественное обслуживание, а перевозчик - гарантированную оплату, даже если пассажиров на маршруте мало. 

- У транспортных компаний появляется возможность планировать обновление подвижного состава, развивать предприятие. Потому что им понятно, сколько денег и когда они получат, - перечисляет преимущества брутто-контрактов председатель Объединения пассажиров России. - А город при этой схеме получает стабильность работы транспортной сети, сохранение социально значимых, но «не выгодных» маршрутов» и устойчивый тариф. Может ввести практику пересадок без доплаты в течение определенного промежутка времени. Можно перейти и к бескондукторной схеме, как это сделали в Москве и Нижнем Новгороде, где пассажиров высокими штрафами приучили, что лучше платить. 

При этом на временной дистанции муниципальный бюджет тоже остается в выигрыше. Городские власти получают полный контроль за перевозками, а сам рынок становится прозрачным. 

Повышение тарифа само по себе ситуацию в корне не поменяет. Плату за проезд уже не раз повышали, и через какое-то время мы снова сталкивались с теми же проблемами – срыв графиков движения, старые автобусы, угрозы перевозчиков уйти с рынка, если их требования не будут выполнены. Пора этот порочный круг разрывать. 

ОФИЦИАЛЬНО

А вот что сказал «по теме» Александр Карпилович, начальник управления по связям с общественностью и СМИ: 

- Маршрутная сеть городского общественного транспорта (число маршрутов, класс и количество транспортных средств, интервалы движения автобусов и троллейбусов, время начала и окончания перевозок) формируются в соответствии с объективным пассажиропотоком. Заключая контракты с отделом транспорта и связи, перевозчики берут на себя обязательства обслуживать маршруты квалифицированными экипажами, технически исправным транспортом и по утвержденным расписаниям. Отдел транспорта и связи администрации города Владимира проводит проверки соблюдения условий контрактов. Пассажиры могут сообщить о нарушениях в работе перевозчиков по телефонам отдела транспорта и связи: 53-31-35, 45-02-54. По итогам мониторинга перевозчикам выдаются предписания на устранение выявленных нарушений, с последующим контролем исполнения. В качестве объяснения нарушения графиков движения перевозчики, как правило, ссылаются на поломки своих машин, дорожно-транспортные происшествия, заторы на дорогах. Понятно, что от подобных ситуаций никто не застрахован, однако они не могут носить системный характер. 

Ответственность перевозчика в рамках заключенного контракта определена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Крайняя мера - расторжение контракта. Законом не предусмотрен контроль заказчика за текущим финансовым состоянием исполнителя контракта. В случае расторжения контракта новый контракт заключается с другим перевозчиком в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе. Сегодня система брутто-контрактов действует буквально в единицах российских городов, а, например, в Архангельске от нее отказались: как показала практика, переход на брутто-контракты обременителен для бюджета и далеко не всегда повышает качество услуг пассажирам общественного транспорта. Тем не менее, отдел транспорта и связи администрации города Владимира отслеживает опыт наших коллег в других городах для возможного введения брутто-контрактов во Владимире. 

Читайте также: Цены на проезд в общественном транспорте Владимира оставили без изменений

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Жители Владимира жалуются на новую дорожную развязку на улице Сперанского вчера в 20:10
Во Владимире уже две недели открыт проезд Сперанского – автомобильная дорога, соединившая улицы Сперанского, Василисина и Нижняя Дуброва с улицей Чапаева.
Летчики с Владимирской земли 80 лет назад героически защищали небо над Москвой вчера в 16:00
5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной армии под Москвой — переломный момент обороны столицы. Тогда, 80 лет назад, многие владимирцы отважно отстаивали столицу - и на земле, и в небе. Троих героев мы всп…
Владимирская общественность выступает против дистанционного образования вчера в 13:17
Неопределенность ситуации с прогнозами по эпидемической обстановке во Владимирской области заставляет наших земляков опасаться, что в будущем некоторые меры, в том числе дистанционное обучение, могут стать обыденностью.…