Более 230 лет назад, 22 декабря 1790 года, произошла одна из знаменитейших и блестящих побед русской армии. В тот день пал Измаил. Окруженная валами и рвом, имевшая 260 пушек и гарнизон в 35 тысяч, крепость Измаил считалась неприступной.
Накануне генерал-фельдмаршал Александр Васильевич Суворов направил турецкому главнокомандующему Айдосле Мехмед-паше ультиматум в восточном стиле: «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление ‑ и воля. Первый мой выстрел ‑ уже неволя. Штурм ‑ смерть». Турки ответили насмешкой, а Измаил был взят в течение 6 часов.
Воины, отличившиеся в штурме, были награждены почетнейшей наградой ‑ золотым крестом с надписью: «За отменную храбрость. Измаил взят декабря 1790». Одним из награжденных был 24-летний поручик Алексей Всеволожский, лично знакомый Суворову. В рапорте Потёмкину Суворов писал о молодом поручике, что он «с отменным мужеством, храбростию и неустрашимостию отлично себя показал и заслуживает особого внимания».
Немногие знают, что Суворов и Всеволожский могли быть знакомы задолго до 1790 года. Во всяком случае, во время своего проживания в Ундоле Александр Васильевич не мог не знать своего соседа, владельца сельца Орехово помещика Матвея Всеволожского. В те времена прямая дорога от Ундола в Черкутино проходила мимо Ильинской церкви села Глухова, прихожанами которой была семья Всеволожских.
Алексей Матвеевич Всеволожский всю жизнь служил в русской армии и ходил под пулями множество раз. Одна из пуль осталась в нем с 1805 года, после сражения под Аустерлицем.
Храбрость полковника Всеволожского была отмечена в рапорте Кутузова, представлявшего героя к ордену Св. Владимира. Следующий золотой крест «За труды и храбрость» был вручён Алексею Матвеевичу в 1807 г.
В 1812 году гусары генерал-майора Всеволожского первыми встретили французов на российской границе, а затем прикрывали отходившую к Москве русскую армию. На Бородинском поле полк Всеволожского храбро защищал центральные позиции, о чем говорилось в рапортах Барклая-де-Толли и Кутузова.
В сентябре 1812 года Всеволожский почувствовал себя очень плохо. Его отправили в военный госпиталь Калуги, но лекари оказались бессильны. 14 января 1813 года генерал скончался от болезни. Героя похоронили на кладбище Лаврентьевского монастыря в Калуге. В 1921 году монастырь был ликвидирован, а могила разрушена.
По окончании войны приказом императора Александра I
в Зимнем дворце Санкт-Петербурга была создана Военная галерея 1812 года. Был составлен список 332 генералов, достойных увековечения в памяти потомков. Среди них было и имя Алексея Матвеевича Всеволожского.
Недавно подмосковный скульптор Андрей Матвеев выполнил настольный бюст генерал-майора Всеволожского, сделав первый шаг к почитанию этого славного воина. Следующий шаг ‑ за земляками-владимирцами.
Подготовил Александр Известков,
по материалам кандидата исторических наук Владимира Алексеева,
г. Петушки.