Из рода Донаури
В 1842 году Петр Донауров сменил на посту владимирского гражданского губернатора «умного грека» Ивана Куруту. Того самого, который так благоволил ссыльному вольнодумцу Герцену. Так вместо дворянина греческого происхождения губернию возглавил потомок знатного грузинского рода Донаури, представителей которого у нас стали называть Донауровыми.
Донауровы переселились в Россию в XVIII веке. Еще тогда дед владимирского губернатора запросил подтверждения своего знатного происхождения у царя Теймураза, и тот специальной грамотой подтвердил, что Донаури - род действительно знатный, причем, из грузинских армян. Первым продвинулся на самые высоты российской власти отец владимирского губернатора - Михаил Иванович. Он стал секретарем, личным библиотекарем и особо доверенным лицом императора Павла I, а затем - сенатором.
Ставшие русскими дворянами Донауровы получили в России и свой герб. Вот его описание: «В щите, имеющем золотое поле, перпендикулярно изображена голубая полоса и на оной по краям две шестиугольные серебряные звезды, а посредине число 96». Внизу на ленте — девиз: «Тебе единому!». Есть версия, что «96» на гербе обозначает 1796 год, когда вступил на престол Павел I, так возвысивший своего приближенного.
Будущий губернатор родился 17 февраля (1 марта по новому стилю) 1801 года. Глядя на портрет уже пожилого Петра Донаурова надо представить, что свой пост во Владимире он получил, когда ему был всего 41 год. Про него тогда говорили: «...Губернатор человек еще молодой и порядочный».
К тому моменту позади у него уже было окончание элитного Пажеского корпуса, несколько лет военной службы в лейб-гвардии Конном полку и боевой опыт. Донауров в молодости служил вместе с будущими декабристами. Однако в день их восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года он был на стороне Николая I и даже ходил в сабельные атаки на своих взбунтовавшихся сослуживцев, чем заслужил официальное «благоволение» нового императора.
Затем участвовал в подавлении еще одного восстания, польского, в 1830-1831 годах. Там бои были куда более масштабные, включая очередной штурм Варшавы. За победу над мятежными поляками мундир Петра Донаурова украсили боевые награды. Однако он вскоре покинул военную службу, и быстро продвинулся на гражданской, сначала - как ревизор.
Творческая семья
Многие Донауровы отличались тягой к творчеству. Сестра Петра Донаурова Мария была талантливой художницей, искусно копировала картины классиков. Один из братьев, Иван, ярославский вице-губернатор, гражданскую службу совмещал с сочинением стихов и музыки, а его сын Сергей, племянник владимирского губернатора, вообще стал популярным сочинителем романсов в Петербурге. Одно время Сергею Донаурову за партитуры платили втрое больше, чем его хорошему знакомому - молодому Чайковскому. Да только Сергей не считал себя «профи» в музыке, а развивал дипломатическую карьеру. При этом написал не только романсы, но и две оперетты, которые ставились в императорских театрах.
Творческие способности и интересы помогли владимирскому губернатору Петру Донаурову оставить зримые следы во Владимирской губернии. Именно при нем в 1844 году во Владимире открылся Александринский детский приют для детей из бедных детей, действовавший до самой революции.
Донауров организовал строительство новых каменных зданий исправительного Арестантского отделения — будущего Владимирского централа. В 1848 году он возглавил борьбу с эпидемией холеры, которая унесла по Владимирской губернии более 23 тысяч жизней. В том числе умирали знатные люди. Однако все могло быть хуже, если бы губернатор не мобилизовал все силы на то, чтобы остановить заразу, обеспечить карантинные меры и правопорядок. По итогам противостояния холере Петр Михайлович получил заветную для высокопоставленных чиновников награду - Орден Святой Анны I степени. При Донаурове завершилось строительство важного шоссе на Нижний Новгород.
В 1850 году этот же губернатор удачно организовал путешествие через Владимирскую губернию сыновей Николая I – великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича с остановкой во Владимире. Две ночи их высочества провели в губернаторском доме. Программа визита была традиционной для почетных гостей: Успенский собор с фресками Рублева, тюремный замок, детский приют, бал в дворянском собрании и т.д. Из Владимира они отправились в Суздаль, Юрьев-Польский и Переславль-Залесский. Губернатору за хороший прием в подарок от царевичей досталась золотая табакерка, украшенная бриллиантами.
Однако от деревянного дома Александринского детского приюта не осталось и следа - на его месте теперь здание УМВД. То новое шоссе на Нижний утратило значение после постройки железной дороги. Эпидемии еще не раз требовали от владимирских губернаторов экстренных мер. Почетные гости во Владимире и Суздале не переводятся и по сию пору.
И все-таки два явления нашей жизни можно считать «памятниками» губернатору Петру Донаурову во Владимире: это театр и картофель.
Картофельный губернатор
В те годы власти всячески поощряли, а то и принуждали земледельцев к культивированию картофеля. Крестьяне недопонимали значение этой культуры, не умели ее выращивать, хранить клубни. В ответ на принуждение даже устраивали картофельные бунты.
Донауров взял распространение картофеля под личный контроль. Не ограничиваясь публикацией наставлений о разведении картофеля во «Владимирских губернских ведомостях», он сам составил книжку-инструкцию по теме и приказал разослать по губернии. Подключил даже местную полицию... В итоге правительство заметило прогресс в развитии картофелеводства в губернии и за «успешные распоряжения к разведению картофеля» губернатор заслужил очередное монаршее благоволение от царя. А вскоре и орден св. Владимира III степени.
Театральный старт
До губернаторства Донаурова театральные представления во Владимире были отрывочными и периодическими: то заедет на гастроли крепостной театр, то привлекут внимание домашние или ученические постановки.
Именно губернаторская чета Донауровых, увлекавшаяся в том числе сценическим искусством, поддержала появление во Владимире постоянной театральной труппы со своим зданием. У истоков владимирского театра стояли антрепренер Борис Соловьев и актер Иван Лавров, которые получили поддержку начальника губернии.
Стимулировала на это губернатора его супруга. А женат Донауров был на фрейлине двора Наталье Алексеевне Хитровой. И, конечно, Донауровы ориентировались на запросы владимирской публики.
Главное, тогда появилось первое специальное театральное здание во Владимире. Пусть то был наспех построенный деревянный «балаган», который через два года полицмейстер признал ветхим и «приговорил» к сносу. Но вскоре возвели более основательный, пусть и деревянный - театр у Золотых ворот.
«Владимирские губернские ведомости» в 1848 году сообщили: «Прошедшей осенью устроен, наконец, во Владимире постоянный театр».
После Владимира
Успехи Петра Донаурова в качестве губернатора во Владимире позволили ему пойти на повышение. После девяти лет работы в нашей губернии он был назначен гражданским губернатором Санкт-Петербурга, прослужив в этой должности до 1855 года.
Затем еще несколько лет был товарищем (то есть заместителем) государственного контролера и сенатором. Умер в Санкт-Петербурге от болезни сердца в 1863 году. Память о себе во Владимире Петр Михайлович оставил добрую, как человек «любезный» и «находчивый».
Читайте также: Владимирский губернатор полюбился молодёжи вечеринками с карточной игрой и возлияниями