Во Владимирской области в общеобразовательных коррекционных школах обучаются 3372 ребенка с особенностями развития. Из них 1400 – с инвалидностью. Часть посещает школу, часть учится на дому.
- Профориентационная подготовка – одно из самых сложных средств интеграции ребенка с инвалидностью в социум, - отметила директор департамента образования Ольга Беляева. – В начальной школе ребят учат первым трудовым навыкам: держать молоток, ножницы, заправлять постель. В 5-7 классам у школьников появляется интерес к профессиональному образованию. В 8-9 классах происходит уточнение образовательных запросов. 30% идут учиться в 10 класс. 65% ребят продолжают образование в учреждениях среднего профессионального образования. Часть по состоянию здоровья остается дома с родителями.
В вузы из детей-инвалидов поступают выпускники школ-интернатов для глухих и незрячих. Они становятся хорошими психологами, массажистами и даже IT-cпециалистами.
Дети с инвалидностью наравне с другими участвуют в проекте «Билет в будущее», проходя тестирование и первые профессиональные пробы.
Однако из 21 спецучреждения лишь 11 коррекционных школ реализуют программы профессионального обучения, создаются особые условия в мастерских. То есть в течение одного года дети получают элементарную подготовку по какой-то специальности. Они осваивают поварское, швейное, гончарное, декоративно-прикладное и другие направления. Выбор обусловлен интересами самой школы и учреждениями профобразования, которые располагаются поблизости и с которыми заключаются договоры о партнерстве.
За два года 2,5 тысячи учеников коррекционных школ получили возможность учиться в новых условиях (для этого из областного бюджета выделены 50 млн рублей) плюс получать профподготовку. Этим занимаются, к примеру, Омофоровская, Мстерская, Владимирская, Лухтоновская, Покровская, Меленковская, Александровская специальные школы.
350 выпускников посетили в прошлом году ресурсно-информационный методический центр на базе Владимирского технико-экономического колледжа, где прошли диагностику, посмотрели презентации профессий и получили грамотные консультации специалистов.
Кроме того, популярным становится олимпиадное профессиональное движение «Абилимпикс». Владимирская область – в числе 30-ти лучших по результатам участия в этих состязаниях. В первый год было 32 участника от региона, в этом году – 79.
- Мальчишки и девчонки, имеющие серьезные отклонения в здоровье, которым трудно забраться даже на одну ступеньку, занимают первые места по швейному, столярному делу или бисероплетению! - рассказала Ольга Беляева. – А некоторые даже становятся победителями национального этапа конкурса. Они понимают, что трудовые навыки – это их успех в будущей взрослой жизни.
Участники комитета высказали пожелания по поводу того, чтобы с ребятами при выборе будущей профессии работали трудовые реабилитологи, подсказывая наиболее перспективные для них направления. А уполномоченный по защите прав ребенка Геннадий Прохорычев попросил увеличить спектр специальностей для ребят из коррекционных школ.
- Учреждения системы профессионального образования готовы сотрудничать, но готовность ограничивается пока намерениями, - ответила на это директор департамента образования. – По правилам, дети-инвалиды должны обучаться в группах по 8-12 человек, а у колледжей другие цифры по госзаданию.
И еще одна проблема остается нерешенной: по новому законодательству, выпускники коррекционных школ имеют право бесплатно учиться только по одной специальности. Обучение, как правило, длится 10 месяцев. Получать вторую специальность ребята могут только платно. И родителям приходится платить, чтобы дети, которым не исполнилось 18 лет, не оставались сидеть дома в изоляции.
- Таким ребятам надо подсказывать, где им откроются хорошие перспективы, - отметил вице-губернатор области Сергей Шевченко. – Я знаю, насколько это важно, потому что у самого отец был инвалидом-опорником, но всегда работал. Необходимо, чтобы к обучению и трудоустройству выпускников с инвалидностью подключались и муниципалитеты, обеспечивая целевые направления от организаций.
Читайте также: Во Владимирской области появится гончарная мастерская для особенных детей