Для актеров такой «соцреализм» в исходном материале - потрясающий подарок, но одновременно - и тест на пригодность. Сразу скажу — Анна Лузгина и Александр Аладышев сдали его на «суперотлично», представив местным театралам владимирскую версию «Солнечной линии» в постановке белорусского режиссера Дмитрия Тишко. Премьерные показы — с явным успехом! - прошли в галерее «Флигель» во Владимире, где зрители — на стульчиках, в креслах-мешках и даже на напольных подушках смотрели за разворачивающейся семейной разборкой героев на расстоянии трех-четырех шагов от них.
Кстати, такой крохотный с театральной точки зрения формат пространства — тоже дикое испытание для исполнителей, потому что вот так — ошеломительно близко от чужих глаз — у них не было ни единой возможности расслабиться даже на секунду, ведь зрители сразу это почувствовали бы — что Вернера заменил Аладышев, а Барбару — Аня... Мы видели мельчайшие оттенки их мимики, каждый намек на жест, каждую слезинку и каждый элемент дрожи... Но они зацепили нас сразу. Зацепили и не отпускали до самого конца. Внешне самоуверенный, но раздираемый усталостью и внутренними сомнениями Он - и трогательная, дрожащая, на грани прорыва рыданий, от которых ее удерживали только микст из раздражения и отчаяния, Она.
«ВВ» уже рассказывали об истории создания этого спектакля — подружившись онлайн на локдауне в прошлом году, режиссер и актеры договорились о совместном проекте. Александр Аладышев, уже имевший к этому времени опыт работы на не традиционных площадках (постановка Линаса Зайкаускаса «Назову себя...» в одном из владимирских баров), выбрал необычное место, «подгоном» интерьера которого «под спектакль» творческое трио занималось самолично. Когда мы только устраивались на места в импровизированном зрительно-сценическом зале (их там, кстати, два — и в обоих были зрители), то до самого начала действия сомневались, что ребятам удастся передать экспрессивно-психованную атмосферу пьесы Вырыпаева. Не в них сомневались - они-то безусловно талантливые, а, скорее, в их отваге и решимости пойти до конца и продемонстрировать все оттенки обоюдных усилий морально добить второго человека, треснуть больнее — еще больнее - и еще больнее... И, одновременно, достучаться до него... Саша, Аня, простите нас за эти сомнения!
Конечно, надо отдать должное первоисточнику — это блестящий материал, при всей своей неоднозначности (с абсценной лексикой, цветистыми и местами невероятно остроумными оскорблениями, интимной и драчливой сценами — из-за чего, кстати, спектаклю присвоен рейтинг 18+). Но именно актеры наполняют даже самый благодатный материал своими эмоциями. У Аладышева с Лузгиной сделать это получилось невероятно искренне. Причем, совместная семейная история явно добавила пикантности всему, что мы увидели в «Солнечной линии» в их исполнении: Александр и Анна были женаты, они - родители чудесного сынишки и в жизни очень тепло и доброжелательно относятся друг другу. Строго говоря, зная их обоих больше десяти лет, я до этого показа и представить себе не могла, что увижу, как в принципе уважающий женщин Саша за волосы волочет визжащую Аню по полу, и что услышу, как она — апофеоз милой и интеллигентной девушки — выкрикивает в его адрес характеристику отборным матом... Впрочем, если вы еще не видели «Солнечную линию», не стоит думать, что это - одна из постановок «эпатажа ради». Нет — это настоящая, мощная драма в полный рост, в эпизодах которой каждый может узнать себя, потому что все мы когда-то были, есть или будем несчастны в отношениях с теми, кого нам повезло или не повезло встретить и полюбить. А еще это способ посмотреть на свою реакцию в формате «дошли до ручки» со стороны — и, за что создателям пьесы и спектакля особенное спасибо, понять, что даже после кошмара может оставаться шанс не профукать любовь к чертовой матери. Если, конечно, любовь есть. Отличная постановка. Одна из лучших, что я видела — причем, не только во Владимире.