Заместитель губернатора Аркадий Боцан-Харченко сказал, что «ситуация на рынке пассажирских перевозок сложилась неблагоприятная», «коммерческие перевозчики уходят с рынка», а «ни муниципалитеты, ни регион по отдельности не смогут обеспечить высокие стандарты пассажирских перевозок».
По его словам, «в марте государственная корпорация развития «ВЭБ. РФ» выступила с предложением о реорганизации пассажирских перевозок на основе государственно-частного партнерства. Вариантов может быть много, включая заключение концессионного соглашения, сказал вице-губернатор: «Необходимо образовать систему, которая позволила бы компенсировать убытки на одних маршрутах за счет прибыли на других».
Основной докладчик, заместитель директора Департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области Николай Теняков, отметил, что ситуация с пассажирскими перевозками сложная, но не критичная по сравнению с соседними регионами.
«Мы давно формируем лоты, в которые включаются маршруты с прибылью и убыточные, – сказал Теняков, – наши перевозчики к этому уже привыкли».
Департамент рассмотрел несколько вариантов решения проблемы автоперевозок. Согласно одному из них, концессионеру передаются коммерчески привлекательные автовокзальные комплексы, а все остальные остаются государственными.
«Это по сути означает либо банкротство предприятий, входящих в ГУП «Владимирский автовокзал» – ведь все автостанции убыточны – либо увеличение нагрузки на областной бюджет», – заметил Теняков.
Наиболее приемлемый вариант, сказал он, это передача всех автовокзальных комплексов концессионеру. Однако непонятно, как концессионер будет получать прибыль, поддерживая и развивая имущественный комплекс, если до сих пор ГУП «Владимирский автовокзал» остается убыточным, задался вопросом Теняков. И сам же ответил на него: «Кто-то должен компенсировать убытки: либо пассажиры, либо бюджет».
По данным департамента, «из 48 пригородных маршрутов только 13 работают по регулируемому тарифу, а остальные – по «нерегулируемому», причем из этих тринадцати маршрутов девять дотируется по минимуму: на 9 млн рублей в год».
«Но если дотировать согласно приказу Минтранса № 158 от 2019 года о начальной максимальной цене контракта, это выльется для бюджета в десятки миллионов рублей», – отметил Теняков.
«Кто будет платить, это первое», – тем же вопросом задался глава администрации Ковровского района Вячеслав Скороходов: «Рост регулируемых тарифов никогда не превысит уровень инфляции, а нужно покупать новые автобусы или брать их в лизинг, а у перевозчиков нет на это средств. Нужно решать этот вопрос или мы дождемся банкротства некоторых предприятий».
Заместитель главы администрации округа Муром Евгений Воронов, не отрицая возможности сотрудничества с «ВЭБ. РФ», сказал, что в Муроме готовы принять в муниципальную собственность автотранспортные предприятия и вокзалы:
«Мы считаем, что на муниципальном уровне можно обеспечить более эффективную работу, чем это сможет сделать региональный оператор».
«Подвижной состав прошел все сроки годности, автотранспортные предприятия уже отказываются от маршрутов, каждый год растут расходы районного бюджета», – указал глава администрации Меленковского района Андрей Пантелеев.
По его словам, предприятия сейчас не способны приобретать новые автобусы даже через лизинг. Негативно сказались и новые требования к техосмотру автобусов: частники уже предупредили, что с сентября прекращают перевозки, у них «элементарно нет денег, чтобы выдержать новые требования».
На совещании выступили представители ряда других муниципальных образований и депутаты Законодательного собрания Владимирской области.
Подводя итоги, Аркадий Боцан-Харченко сказал, что «состоялся содержательный и конструктивный обмен мнениями, выработана общая позиция представителей областной администрации, Законодательного собрания и муниципалитетов».
По итогам совещания будет направлена рекомендация губернатору Владимирской области официально обратиться в «ВЭБ. РФ» о возможном участии Владимирской области в программе модернизации системы пассажирских перевозок.
Читайте также: Во Владимире перевозчик "АДМ" уходит еще с шести маршрутов