Он родился в 1914 году. В 1933-м окончил школу ФЗУ при фабрике с квалификацией запасного помощника мастера. Затем повышал квалификацию в Ивановской школе подмастеров. Получил Грамоту ударника и был одним из активистов комсомола на фабрике. В 25 лет Анатолия выдвинули на заведующего хозяйственно-транспортным отделом.
Его женой стала Анна Ивановна Наумова. В семье родились трое детей - сын Владимир и дочки - Лидия и Алевтина.
Военным Анатолий Дорофеичев стал еще в 1939 году. После окончания военного училища - сразу в бой: сначала при освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии, затем - на войне с Финляндией в 1939-1940 годах.
Его дочь Лидия Анатольевна Кочманюк (Дорофеичева) каким-то чудом запомнила отца, хотя была еще совсем крошечной, когда он приезжал домой в Камешково после ранения на Финской войне.
«... Я точно помню: на кухне висела полка с посудой. Папа держит меня на руках, на мне пелеринка, и папа показывает мне кобальтовый чайник и рассказывает о другой посуде», - вспоминала Лидия Анатольевна в беседе с волгоградским краеведом Дэей Вразовой.
На фронт в Великую Отечественную Дорофеичев уходил, когда младшей дочери Але было всего пять месяцев.
Свои самые известные подвиги он совершил во время службы в 154-й морской стрелковой бригаде. Свою историю эта знаменитая воинская часть морской пехоты вела с октября 1941 года, когда во время обороны столицы был сформирован 1-й Московский отдельный отряд моряков.
В начале 1942 года 154-я морскую стрелковую бригаду перебросили в зону вражеской блокады Ленинграда — на выполнение сложнейшей задачи под городом Холм Новгородской области: замкнуть кольцо вокруг 16-й армии противника, тем самым закрыв фашистов в так называемом «Демянском котле». Бригада понесла тогда потери — треть всего состава. Всего там было три батальона, первым из которых командовал Анатолий Дорофеичев.
Вот что Анатолий писал жене о тех боях: «28 марта 1942 года. Здравствуйте, мои дорогие жена Аня, сынок Вова и мои маленькие дочурки Лидуся и Аля. В настоящее время я жив и здоров и продолжаю беспощадно громить коричневую фашистскую банду. Ты, наверное, читаешь в газетах и слышишь по радио о 16-й немецкой армии, окруженной советскими войсками. Вот я и нахожусь здесь. Закончили ее полное окружение, а сейчас заканчиваем уничтожение. Ты просила, чтобы я писал тебе чаще письма, но поверь, иногда прямо невозможно, а когда есть время, скорее отдохнуть, другой раз приходится не спать не одну ночь, а то за сутки 2—3 часа. В настоящее время командую батальоном. Остаюсь жив и здоров, любящий свою жену Аню, детей Вову, Лиду, Алю. Крепко обнимаю и горячо целую».
Вскоре после этого Анатолий Дорофеичев был награжден орденом Красной Звезды.
В июле 1942 года 154-ю морскую бригаду перевели на юг, на Северо-Кавказский фронт. Особенно трудно пришлось в сражениях против 4-й танковой армии генерала Гота, которую Гитлер повернул с кавказского направления на Сталинград.
В одном из боев 1-й стрелковый батальон сражался в окружении, но вырвался из него. Потом прикрывал отход бригады за Дон. За подвиги в тех боях Дорофеичева наградили орденом Красного Знамени. А уже 30 августа настал тяжелый день в истории морских пехотинцев из 154-й бригады: ей пришлось вступить в единоборство с 48-м танковым корпусом немцев, рвавшимся к Сталинграду.
Перевес был на стороне врага, и командарм приказал бригаде, в которой сражался Дорофеичев, отойти на новый рубеж. Но комбриг Смирнов из-за проблем со связью этого приказа не получил! В итоге, не смея отойти и оставаясь на прежнем рубеже, бригада потеряла 80% личного состава, уничтожив более 800 фашистов и 18 танков. Дорофеичев тогда уцелел.
Он всегда в боях был впереди - «батяня-комбат». Никогда в свои 28 лет не прятался за чужие спины. Из книги ветерана 154-й морской бригады Павла Плотникова известно, что на передний край бригада снова вышла сразу после Октябрьских праздников 1942 года и заняла участок на левом фланге армии в окрестностях Сталинграда. 3 декабря наши морпехи начали наступательные бои за хутор Елхи. Конечно, с тяжелыми потерями.
О том, как герой-комбат бесстрашно вел себя в бою и погиб, сохранился рассказ санинструктора 3-й роты его батальона Нины Казаковой:
«Рано утром третьего декабря после несильного артиллерийского и миномётного огня батальон пошёл в наступление. Было морозно, снег присыпал землю. Большинство матросов и солдат в маскхалатах. Фрицы открыли сильный миномётный и пулемётный огонь. Когда произошла заминка, командир батальона капитан Дорофеичев, в полной морской форме, без маскхалата, встал во весь рост, пытаясь поднять бойцов в атаку, и тут же его сразила вражеская пуля. Я подползла к нему. Вижу, пуля попала в рот и вышла в затылок, наверное, стрелял снайпер. Не приходя в сознание, комбат умер у меня на руках. Тело его вынесли с поля боя».
4 декабря 1942 года в Бекетовке — бывшем селе, которое стало микрорайоном Сталинграда,- товарищи с почестями похоронили комбата Дорофеичева. В гробу он лежал все в той же форме морского офицера.
Вдова героя - Анна Ивановна получила трагическое письмо от однополчан:
«Мы, командиры, боевые друзья и товарищи Вашего мужа, прошедшие вместе с ним многомесячные боевые дни на фронте Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками, сообщаем Вам, Анна Ивановна, что Ваш муж Дорофеичев Анатолий Михайлович пал смертью храбрых в героической борьбе с фашистскими разбойниками... Ваш муж, а наш боевой товарищ, был верным сыном своей Родины. Он честно и мужественно выполнил свой долг, как командир части он учил своих подчиненных личным примером мужеству и отваге, воспитывал суровую ненависть к фашистским разбойникам... Мы заверяем Вас, Анна Ивановна, и весь наш народ, что мы жестоко отомстим за смерть Вашего мужа и многих других товарищей, павших смертью храбрых на поле боя...»
Позже гроб с телом капитана Дорофеичева был торжественно перезахоронен у главного мемориала Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде.
В Волгоград в поиске однополчан отца не раз приезжала дочь Анатолия — Лидия, из Новосибирска, где она возглавила районное отделение общественной организации детей погибших участников войны «Эхо». После очередной такой поездки на Мамаев курган в 2018 году Лидия Анатольевна рассказала корреспонденту газеты «Советская Сибирь» о еще одном, самом щемящем письме. Однажды на фронт семья послала листок, на котором мать обвела по контуру прижатые к бумаге детские ладошки. Анатолий Михайлович с полевой почтой прислал этот рисунок обратно домой, а поверх обводки ладошек своих малышей написал: «Пущай эти ручки растут, и крепнут, и научатся бить врага рукой и сознанием... а ты, Аня, научи их ненавидеть врага так, как ненавижу их я вместе с тобой и весь советский народ, кому дороги наша Родина и наша независимость»...
В городе Камешково именем Анатолия Михайловича Дорофеичева названа улица, где на здании ОВД есть мемориальная доска в честь героя, — одного из многих, вставших 80 лет назад на защиту Родины.