3 июля 2021 в 10:55

ОГЭ выявил серьезные проблемы с математикой у владимирских школьников

Фото: Марина Киселева
Как только во Владимирской области завершился основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике, в редакцию стала поступать информация о том, что в нашем регионе этот экзамен провален. Например, во Владимире, из 3000 девятиклассников его не сдали 700 школьников. В одной из школ ОГЭ завалили 26 учеников из трех девятых классов.

Это то, что нам известно из достоверных источников (с подтверждающими данные документами), хотя они и настаивали на анонимности — по понятным причинам. Так что проигнорировать ситуацию мы не могли. Тем более похожая информация поступала и из других районов области — и не только области: 14 июня “Регнум” опубликовал материал «Трагедия для миллионов семей» — в России обсуждают массовый провал на ОГЭ». А наши источники говорили, что на пересдаче показатели будут «натягиваться» любыми способами.

Оперативно получить официальные данные о ситуации по телефону нам не удалось. Редакция направила письменный запрос на имя директора областного департамента образования Ольги Беляевой и продублировала свой вопрос Ольге Александровне на ее же пресс-конференции. Кстати, на момент проведения пресс-конференции в интернете уже было море публикаций, говоривших о провале ОГЭ по математике по всей стране (от четверти до половины выпускников 9-х классов не справились с экзаменационными заданиями; если забить в поисковике «провал ОГЭ» - выходит 10 млн результатов).

- Действительно по России девятиклассники сдали не очень хорошо, - согласилась Беляева. - Об этом пишут разные источники. Правда, не ссылаются на официальные данные. Они, как и вы, ссылаются на некую информацию.

Что касается анонимности наших источников, то, кажется, ни для кого не секрет, что и директора школ, и ответственные чиновники на местах заинтересованы в благостной отчетности. Поэтому люди не хотят портить себе жизнь и от своего имени свидетельствовать о реальном положении вещей, особенно если работают в системе.

По официальной статистике, озвученной на пресс-конференции директором областного департамента образования, во Владимирской области после первой пересдачи ОГЭ по математике неудовлетворительных оценок только 5,5%. До пересдачи их было около 11%.

- Когда мы подводим итоги в целом, то смотрим не на промежуточные результаты, а на конечные, - подчеркнула Беляева. - И то, что сегодня у нас где-то 5- 5,5% ребят, которые не смогли справится с работой, это тоже промежуточные результаты. Что касается города Владимира, я не могу сейчас конкретно сказать цифры. По области первоначальные 11% не сдавших - это высокий процент. Но ведь это не отобранные дети, как в 10-11 классах. Они не так замотивированы. Это обычные ребята, которые по-разному относятся к учебе. Это, конечно, вызывает некое беспокойство, хотя это не 20%, как было давно. Лет 7-10 назад у нас была очень сложная ситуация с математикой. Мы тогда предприняли колоссальные усилия. Учителей математики заставили пройти курсы повышения квалификации. Организовали индивидуальные консультации для школьных команд. И сделали хороший скачок. У нас с профильными классами были раньше проблемы. А сейчас на уровне России, не хуже. Другое дело, что математика обычная, не профильная, и сейчас требует внимания. Где-то в пределах 45-50% ребят написали ОГЭ на четверки и пятерки, остальные – на удовлетворительно. То есть и здесь мы можем говорить о том, что система образования справилась с задачей. Математика – особый предмет. Она требует детального объяснения, понимания, системной работы. Если ученик хоть какой-то один элемент не усвоит в начале, он всю жизнь будет получать если не двойки, то тройки точно. Если ты что-то однажды не понял, всю жизнь так и будешь не понимать. К тому же прошлый год был тяжелый для учеников, полгода учились дистанционно. И в этом году был тяжелый период. Мы понимали, что по математике так и будет. Это ожидаемый результат.

Но! При всем уважении к Ольге Александровне и огромной работе, которую департамент образования проводит по модернизации школ области, все же отмечу, что как раз показательнее первичные результаты. Именно они говорят о качестве преподавания предмета намного красноречивее, чем результаты пересдачи. Ведь пересдача – это очень часто либо натаскивание на результат, либо натягивание результата.

Что касается ссылки на тяжелый год из-за дистанционки, то, например, очень любопытно, что директор Городского информационно-методического центра г. Владимира Лариса Горбачева еще 7 октября прошлого года на региональной дискуссионной площадке "Учитель будущего - какой он?" заявляла, что дистанционка во Владимире пройдена хорошо, все справились - и учителя, и дети, а спорные моменты возникали только из-за нежелания родителей помогать своим детям с учебой.

Получается, по мнению директора департамента, дистанционное обучение создавало сложности (с чем мы в «ВВ» как раз склонны согласиться), а по убеждению директора ГИМЦ — все прошло хорошо? А что хорошо-то? На основании какого экспертного заключения сделан такой вывод? Мы заглянули на сайт городского ГИМЦ, на список его руководства и сотрудников — и обнаружили диковинную вещь. На 26 методистов в учреждении - директор с целым пулом (6 человек!) замов. Для сравнения: у губернатора 7 замов, у председателя правительства РФ — 10. Больше, чем у Ларисы Горбачевой? Ну так и уровень задач и ответственности несопоставим. У мэра Владимира Андрея Шохина — 5 замов! Но самое смешное, что в списке методистов ГИМЦ нет куратора отношений с преподавателями математики! Есть методисты, курирующие физкультуру, ОБЖ и черчение, но нет математики! Может, поэтому на сайте ГИМЦ мы не смогли найти никаких методических рекомендаций от методистов по организации обучения математики в дистанционном формате, кроме опыта работы самих учителей. По другим предметам такие рекомендации имеются. Так нужна ли во Владимире математика?

Основания не доверять официально озвученным результатам ОГЭ у нас есть. И хорошие аргументы для этого прозвучали как раз на пресс-конференции. Так, по признанию Беляевой, дистанционка почему-то совершенно не повлияла на результаты ЕГЭ. Ни по гуманитарным предметам, ни по профильной математике.

- Очень хорошо в этом году сдали профильную математику. По сравнению с прошлым голом результаты высокие: 2 человека получили 100 баллов. От 80 до 100 баллов набрали 20%. В целом говорить о том, что слабее стали сдавать экзамен ребята из-за того, что они пережили двойную пандемию, нельзя. Результаты весьма достойны.

Можно, конечно, списать такое разное влияние фактора дистанционки на разную степень замотивированности учащихся. Но как при этом объяснить то, что ЕГЭ по математике оставили только в качестве профильного – для тех, кто нацелен на поступление в технические вузы, отменив в качестве обязательного как раз из-за дистанционки? При этом понизив балл, достаточный для оценки «удовлетворительно»...

И, конечно, хотелось бы знать не только число отличников. Победы наших кварторианцев (более 97 побед на уровне России, 23 победы международного уровня), разумеется, повод испытывать гордость. Но это отдельная «каста», а не общеобразовательный уровень. А вот перечень побед на заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников снова наводит на невеселые размышления. Среди победителей и призеров – только гуманитарии.

И только ли дело в том, что не хватает учителей математики или их заинтересованность не позволяет добиваться результатов? Может, что-то неладное в самой системе преподавания математики в школе? Иначе откуда по всей стране провалы на экзаменах? Почему уже несколько лет подряд в интернете родители учеников делятся ссылками на скачивание учебников 50-х-60-х годов прошлого века, по которым дети намного лучше осваивают точные предметы, чем по современным программам, и лучше сдают ЕГЭ?

Теперь о главном. Для родителей важны возможности детей, их счастливый билет в благополучное будущее. А его намного вероятнее вытянуть тем, кто в ладах с математикой. При повальной цифровизации «всего и вся» гарантированные трудоустройство и доход будут у тех, кто свяжет свою профессиональную карьеру с IT-технологиями. То есть - кому в школе качественно преподавали математику. Пока получается, что половина школьников от этой возможности отсекается.

Возможно, ситуация поменяется. В декабре прошлого года Владимир Путин поручил кабмину установить приоритет математики и информатики в школьных учебных планах. Срок исполнения поручения - до 1 сентября 2021 года. Президент убежден: чтобы быть лидерами в сфере искусственного интеллекта, нужно быть лидерами в образовании. Уверена, что он имел в виду реальное качество образования, а не подправленную или натянутую статистику.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…