Из инфографики можно увидеть динамику по количеству учащихся, получивших неудовлетворительный результат по ОГЭ (с 2018 по 2021 год). Результаты ЕГЭ в расчет мы не брали. Девятиклассники, не сдавшие ОГЭ, в 10-й класс не принимаются. То есть до 11-го класса «доходят» более мотивированные ученики, соответственно сдают ЕГЭ успешнее. В 2020-м ОГЭ был отменен из-за коронавируса. Данные за 2021 год до сих пор не опубликованы на сайте городского управления образования. Однако, согласно сведениям нашего источника, в этом году экзамен по математике во Владимире провалили 700 учеников. Результаты сдачи по русскому языку редакции выяснить не удалось. Не стал ли такой показатель итогом дистанционки?
В областном центре функционирует профильная организация по повышению квалификации педагогов – МБОУДПО «Городской информационно-методический центр». Учреждение призвано помогать учителям адаптироваться к новациям и минимизировать трудности при организации образовательного процесса. ГИМЦ регулярно отчитывается об «эффективной муниципальной модели методического сопровождения педагогов», «качественном выявлении профессиональных дефицитов» и «освоении новых подходов в концепции преподавания». В прошлом году на региональной дискуссионной площадке «Учитель будущего - какой он?» директор учреждения Лариса Горбачева заявила об успешном прохождении дистанционного обучения во Владимире. Увы, реальность опровергает утверждения.
Что такое ГИМЦ и для кого он существует?
Редакция «ВВ» в течение нескольких недель пыталась узнать эту информацию, как говорится, из первых уст. Заинтересовали задачи и цели учреждения, периодичность педагогических мероприятий, разработанные методики для повышения квалификации учителей, объемы финансирования, комплектация штата сотрудников, качественные и количественные показатели муниципальных услуг.
В первую очередь направили запрос в Управление по связям с общественностью и СМИ администрации города Владимира. В ответ получили сухую «отписку» с рекомендацией за сведениями о деятельности подведомственной Управлению образования организации обратиться на ее официальный сайт.
Попытка получить ответы на вопросы непосредственно у руководителя методического центра при личной встрече тоже не удалась. Каково было удивление, когда, явившись в назначенное время по адресу, наш корреспондент вдруг узнает о срочном вызове директора в управление образования. После в телефонном разговоре Лариса Илиодоровна (директор - прав Ред.) не решилась озвучить сведения, сославшись на большую занятость перед началом учебного года.
В итоге решили испытать удачу в третий раз и 12 августа направили письмо в сам ГИМЦ. Через 6 дней «ВВ» получили абсолютно поразительный ответ с советом перенаправить запрос первому адресату - в мэрию. Круг замкнулся.
Такие «увиливания» как со стороны горадминистрации, так и руководства ГИМЦ очень настораживают. К слову, согласно ст. 5.39 КоАП неправомерный отказ организации в связи с поступившим запросом в информации, предоставление которой предусмотрено федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из информации на сайте узнаем, что МБОУДПО «ГИМЦ» было создано 1 октября 1990 года. В 2013-м тип учреждения изменили на автономное, а через 4 года организация обретает статус бюджетной. В качестве учредителя выступает муниципальное образование города Владимира, а функции и полномочия выполняет Управление образования, которое формирует госзадание в соответствии с видами деятельности и выделяет субсидию на их реализацию. Основной вид деятельности (как следует из выписки ЕГРЮЛ) – «образование профессиональное дополнительное». Есть два вспомогательных: «подготовка кадров высшей квалификации» и «деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки».
В Уставе же перечислено сразу 6 блоков видов деятельности – аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультативная, а также в области информатизации и научного обеспечения развития системы образования. Причем каждый из этих пунктов включает около 30 подпунктов с такими глаголами, как «ознакомление», «изучение», «мониторинг», «методическое сопровождение», «формирование», «взаимодействие», «консультирование», «популяризация» и «прогнозирование». Почти ни слова об образовании профессиональном дополнительном. Подобное жонглирование общими понятиями дает размытое представление о целях и задачах.
Несмотря на то, что в документах, как и в названии организации, часто фигурирует понятие «образование» и «образовательный процесс» и она занимается согласно ЕГРЮЛ профессиональным повышением квалификации, образовательная деятельность центром не ведется из-за отсутствия лицензии.
Чем же тогда занимается ГИМЦ?
В плане работы на 2020-2021 годы, который был опубликован 2 декабря 2020 года (очень оперативно!), нацелились на поддержку работников систем дошкольного и школьного образования. Здесь и блоки с поэтичным названием «Августовские встречи», где анализируют прошлогодние итоги, рекомендации по сопровождению духовно-нравственного и патриотического воспитания, взращивания интереса к книге, психологии одаренности учеников, формирования у детей позитивных установок к труду… (Не хватает только мотивации к субботникам и поездкам «на картошку»).
Педагогические встречи сосредоточены не на теоретических и практических темах или же разборе типичных ошибок при выполнении заданий, а скорее – на творческом подходе и психо-эмоциональной поддержке. Например, планы мероприятий по математике расписаны на целых 8 страниц, однако полезные легко пересчитать по пальцам. Очень мало профильных семинаров по дистанционному обучению и основным моделям сюжетных заданий. И те основаны на опыте работы самих учителей, а не методистов центра. Такая картина сложилась не только в математике, но и в географии, физике, чего нельзя сказать про иностранные языки, биологию, химию, ОБЖ и музыку. Есть даже мероприятия для школьных библиотекарей, психологов, логопедов и дефектологов.
Между прочим, в итоговых сборниках управления образования подчеркнули задачи на 2019 год для ГИМЦ: как раз уделить особое внимание математике и русскому языку при организации методической помощи педагогам по подготовке учеников к ОГЭ. После пандемического года об этом запамятовали, но на 2021 год организацию обобщенно озадачили только увеличением охвата учащихся на городских массовых соревнованиях, в том числе ГТО; совершенствованием системы взаимодействия с учителями физической культуры.
Как таковой методической базы практических знаний, судя по всему, ГИМЦ не предлагает. Эту информацию подтверждают учителя, с которыми на условиях анонимности пообщались «ВВ».
«Центр предлагал только наработки отдельных педагогов города или методички учёных-педагогов из разных вузов. Методобъединения в последнее время проводились в виде вебинаров, но участвовать в них чаще всего не удавалось, так как они начинались в 14:00, в это время ещё шли уроки, потом внеурочная деятельность, «надомники» и т.д. Методик по дистанционному образованию мы не получали никаких», – рассказывает учитель русского языка и литературы.
Еще один представитель школы сообщил, что семинары разработаны по схеме проблема-решение, часто не объединенные в систему. Методики по работе в пандемию педагог счел «условно полезными». Основная масса, по его словам, доступна на интернет-портале.
Открываем главную страницу сайта. В глаза бросаются публикации: «Применение 3D-ручки в процессе обучения технологии», «Выявление одаренности ребенка», «Использование современных технологий при выполнении кулинарных работ» и так далее. Увлекательно и полезно. Но неужели разобрали все проблемные моменты, чтобы настолько отклоняться от глобальных тем? Такой подход больше напоминает клуб по интересам, а не профессиональную организацию повышения квалификации учителей.
Сколько это стоит городскому бюджету?
План финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год вскрывает цену вопроса: на незатейливые цели из горбюджета выделяется около 15,5 млн рублей. Из них больше 14 млн расходуется на оплату труда. На 2020-2021 год планы не представлены, хотя это противоречит постановлению Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». На базе ГИМЦ работает 27 методических объединений педагогов и три профессиональных сообщества. Средний возраст штатных педагогических работников - 50 лет. Лариса Горбачева возглавляет ГИМЦ с 2017 года. В работе ей помогают сразу 6 заместителей. В структуре педсостава не наблюдаем методистов, курирующих работу с преподавателями географии и математики. При этом открытых вакансий на сайте на момент написания публикации не было.
Своеобразным «чеком» профессиональных курсов можно считать сертификат гособразца. Из-за отсутствия лицензии, по нашим данным, в ГИМЦ такие не выдаются. Учителя, прошедшие «курсы», получают сертификаты с печатью учреждения и подписью директора.
Что касается муниципального задания (о его наличии известно из устава), оно даст понимание о качественных и количественных результатах ГИМЦ. Но редакции так и не удалось заполучить копию этого эфемерного документа. На сайте администрации города Владимира в структуре Управления образования почему-то отсутствует раздел с муниципальными заданиями в отличие от того же Управления культуры и туризма. Опубликован только отчет о выполнении муниципального задания за 2013 год (затем, видимо, сотрудники управления образования забыли пароль для входа на сайт).
На портале методического центра в плане финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год в строке субсидирования на выполнение муниципального задания заявлена муниципальная программа «Развитие системы образования города Владимира». В этой программе ГИМЦ упоминается в контексте образовательных организаций - исполнителей. Про мероприятия по повышению квалификации педагогов школ речи не идет. Говорится лишь о долях кадров в дошкольных учреждениях до 2018 года.
Каковы результаты?
Случайность это или нет, но как только наша редакция заинтересовалась деятельностью ГИМЦ, на его официальном сайте обнародовали отчет за 2020/2021 годы. В нем уточняется, что за указанный период около 4 тысяч педагогов приняли участие в 491 педагогической встрече, на долгосрочные курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО ВО ВИРО направлено 2867 педагогов и руководителей, на краткосрочные тематические и проблемные курсы – 2507. Получается, бюджетный ГИМЦ со своим штатом в 30 сотрудников – своего рода трамплин для сертифицированных курсов повышения квалификации?
В отчете о результатах самообследования – итоги работы в пандемию. Приведем примеры методических продуктов за это время: «Уроки физической культуры в режиме онлайн», «Возможности персонального сайта учителя при организации дистанционного обучения по музыке», «Использование ЭУ в начальной школе»…
Среди шквала отвлекающих лекций нашли несколько полезных, но их составили по какому-то выборочному принципу: «Готовность педагога как основной фактор успешной реализации инклюзивного образования в начальной школе», «Подготовка к ЕГЭ по химии в условиях дистанционного обучения», «Реализация программы «Технология» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Организация педагогической деятельности в условиях режима самоизоляции». Снова упустили часть точных наук, а творческим уделили повышенное внимание.
Сейчас в ГИМЦ программу поддержки методических объединений разработали до 2025 года. Вместе с тем 1 сентября во Владимире открылся региональный центр непрерывного повышения профмастерства педагогических работников. Центр будет координировать научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров Владимирской области. Минпросвещения с этого года апробирует новую систему аттестации: в российских школах появятся учителя-методисты и учителя-наставники. Эти новости вызывают еще больше вопросов о целях существования в городе нелицензированной образовательной организации повышения квалификации педагогов, на содержание которой ежегодно выделяется больше 15 млн рублей из горбюджета.