Приют для бездомных животных в Гусь-Хрустальном был создан по решению городского суда в 2010 году. На протяжении 12 лет учреждение обслуживали разные МУПы, которые регулярно - друг за другом - банкротились. Нехватка денег была всегда, говорит зооволонтер Анна. Чаще «выкручивались» с помощью неравнодушных к судьбам хвостатых бездомышей людей. А за счет государственных средств покрывалась зарплата сотрудникам, коммунальные услуги и, частично, питание. На ветпрепараты и хозтовары денег не оставалось. Более того, последние несколько лет городские чиновники заявляют: «У нас приюта нет». Оказалось, учреждение якобы не имеет документального подтверждения существования.
«ВВ» попросили прокомментировать ситуацию главу города Гусь-Хрустального Алексея Соколова, отправив информационный запрос в пресс-службу городской администрации. Спустя два дня молчания нам дали понять: оперативного ответа не будет, так как градоначальник очень занят на «буквально одном за другим мероприятиях». А вот накануне его заместитель Геннадий Сигаев в эфире коллег из ГТРК вызвал еще больше вопросов у представителей приюта. Финансовую помощь, как сказал в беседе с журналистами чиновник, город готов предложить только если зоозащитники организуются в некоммерческую общественную организацию. По сути активистам предложили передать их подопечных в «частные» руки. По словам Сигаева, местный приют не считается муниципальным, а «полномочий муниципального образования по содержанию приютов и содержанию у них безнадзорных животных законом не предусмотрено».
Судя по всему, городские власти нашли «лазейку» после того, как полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных передали в ведение департамента ветеринарии региона. Впрочем, в собственности областной администрации находятся только здание и земельный участок приюта в Гусь-Хрустальном, за которые платят аренду местные власти. Несмотря на то, что в конце марта врио замгубернатора Александр Ремига анонсировал планы по строительству 5 межмуниципальных приютов для бездомных животных в регионе, пока не идет речи о вливании средств в уже существующие объекты. Хотя в 2021 году департамент ветеринарии организовал отлов, стерилизацию и вакцинацию почти 1500 бездомных животных. Это почти в 2 раза больше, чем в позапрошлом году сделали органы местного самоуправления (до 2021 года это была их зоной ответственности). Всего в 2021-м на организацию мероприятий в сфере обращения с животными без владельцев выделили 32,3 млн рублей.
В конце декабря 2021 года в департаменте ветеринарии по распоряжению врио губернатора состоялась встреча гусевских зоозащитников, городских властей и представителей «белого дома». За «круглым столом» разговор удалось направить в нужное русло, по крайней мере, так считает заведующая приютом Светлана Климова. По итогу главе Гусь-Хрустального было поручено урегулировать проблемы приюта. Но потом активисты убедились: радоваться не стоило… За месяц дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Продолжились «сухие» отписки, а животные с их наблюдателями брошены на произвол судьбы.
– Нас практически загнали в угол, ситуация критическая. Статуса у приюта нет, хотя он является муниципальным и создан по решению суда. В течение одиннадцати лет зарплата и коммунальные услуги оплачивались. Документы на приют были, но мы их в глаза не видели. А сейчас выяснилось, что их вовсе нет? Тогда почему за все эти годы этот факт не был выявлен? – удивляется заведующая приютом Светлана Климова, которая уже больше 20-ти лет помогает бездомным животным.
Со слов женщины, с трудоустройством в приют тоже постоянно возникали проблемы. В новом году она и еще восемь сотрудников снова остались без работы:
«Когда приют создали, всех трудоустраивали на один год с полным соцпакетом. Потом стали брать на работу на три месяца по трудовому договору. Такая ситуация длится около четырех лет. Последние полгода нас устраивают и вовсе на один месяц по договору подряда, без записи в трудовую книжку. Конечно, ни отпуск не предусмотрен, ни больничный, ничего. В конце декабря истек срок очередного договора. Мы были уволены», – говорит Светлана Владимировна.
В качестве примера непонимания ситуации городскими чиновниками Светлана Климова приводит прошлогодние заявки по выбору поставщика услуг приюту на площадке электронных торгов. Зоозащитница подчеркивает: в большинстве техзаданий расчет количества содержания в приюте чуть больше двух десятков бездомных животных, когда в реальности их больше 400. На эти цели выделялось около одного миллиона рублей ежеквартально – средств на питание практически не хватало. «Когда местные власти выставляли на торги заявку на поиск поставщика, то шли от обратного. Не умножали количество животных на число по нормативам содержания, а исходили от начальной суммы прибытия. Вот и получалась такая цифра по количеству животных», – объяснила Климова. По расчетам сотрудников, на достойное существование учреждения по всем нормативам необходимо примерно 36 миллионов рублей на год. В 2021 году из бюджета выделили около 4 млн рублей, из которых часть средств, по словам активистов, не довели до приюта. Заложенной на первый квартал суммы в размере 1,4 млн может хватить лишь на коммунальные услуги и зарплату работникам.
Тем временем, жители продолжают обращаться в приют с мольбами пристроить собаку или кошку. Вольеры битком забиты: брать «новеньких» некуда и кормить их не на что. Заведующая говорит, что у них живут, в основном, пожилые собаки и животные-инвалиды, за которыми необходим усиленный уход. С улиц «бродяжек» никто не собирает. Прежде чем принять животное в новый дом, его обследуют у ветеринара и лечат. Сейчас исключение делают лишь для животных, получивших увечья, например, попавших под колеса авто. Нередко приют вынужден принять на свою опеку собак, которые могут представлять опасность для окружающих.
– Вы не представляете, сколько звонков поступило после Нового года. Сколько было «потеряшек» и отказников. Вот две овчарки пришли с закрывшегося охранного предприятия. Говорят, мол, не возьмете, на улицу их выпустим. Бывает, звонят и просят забрать ротвейлера, к примеру. Если мы не сможем взять, то его могут просто выкинуть за дверь. Кто решает эту проблему? Только мы. А тут такие «пинки» от властей, – с разочарованием сказала наша собеседница.
Оставить ситуацию со статусом приюта как есть – значит обречь животных на голодную смерть или того хуже… Найти «частные» руки тоже непросто. Немало представителей зоозащитных обществ из Владимира уже отказались приютить у себя гусевских собак и кошек. «Им своих некуда девать», – сетуют работники приюта. Вероятный исход ужасен – почти полтысячи беззащитных животных могут просто ликвидировать. Если в ближайшее время городские власти не смогут решить проблему, зооактивисты намерены обратиться в правоохранительные органы и правительство РФ. «ВВ» намерены следить за развитием ситуации.