Напомним, ранее губернатор Александр Авдеев рассмотрел вопрос по ситуации с распространением гусениц непарного шелкопряда в регионе на оперативном совещании совместно с руководством Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области, региональным Министерством лесного хозяйства, главами городов и районов.
Непарный шелкопряд образовал очаг на территории Гусь-Хрустального района, в том числе в зону распространения попал нацпарк «Мещера». Вредитель также был обнаружен на землях госземзапаса (торфяные непроходимые месторождения, фактически заброшенная территория), лесного фонда и муниципальных образований. В конце 2022 года состоялось тематическое координационное совещание, ответственные лица приступили к разработке проекта обоснования с методикой и технологией обработки. Цена вопроса – 2 тыс рублей за один гектар наземным способом, то есть почти 6,7 млн рублей, отметил министр лесного хозяйства Евгений Малышев:
«Для территории нацпарка «Мещера» необходимо получить заключение специализированной научной организации. Госземзапас – зона ответственности муниципальных властей. Внепланово расходовать средства резервных фондов возможно только на чрезвычайные ситуации, а здесь ее нет. Карантина нет по данным Россельхознадзора».
Непарный шелкопряд – традиционная часть экосистемы нашего региона, добавил Малышев. В этом году численность популяции под воздействием внешних факторов и теплой погоды увеличилась на территории соседних регионов.
– К катастрофе вспышка популяции не привела и не приведет, это естественный процесс, который склонен возобновляться или полностью исчезать под воздействием внешних факторов. В прошлом году наблюдали объедание листьев в эпицентрах, но деревья восстановились и не достигли степени прекращения роста, – заверил министр.
Директор ФГБУ НП «Мещера» Сергей Теплухов подчеркнул, что при химобработке препаратами есть риск уничтожения других представителей флоры и фауны, например, гусениц краснокнижных бабочек, поэтому нужно правильно соотнести все риски:
«К концу августа выйдем с предложением по общему плану на следующий год, а популяция, возможно, уже пойдет на спад. Сейчас специалисты наблюдают естественную гибель [гусениц непарного шелкопряда]. Ведь когда идет рост популяций, есть и заболевания среди них. Также появились естественные враги шелкопрядов – насекомые, которые их уничтожают».
Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям Константин Чистяков согласился с предыдущим спикером:
«Аккуратно надо рассматривать вопрос о применении ядохимикатов в природной среде. Мы можем столкнуться с исчезновением даже видов птиц. Зачем, если мы не видим масштабной угрозы? Вспышки периодически бывают по всей стране. Шелкопрядов видов много, но не все они являются карантинными. Есть перечень, утвержденный Евразийской комиссией. Данный вид – не карантинный, распространен повсеместно, соответственно специальных мер [для его уничтожения] в рамках закона не предусмотрено. Он находится в природной среде».