«ВВ» уже рассказывали, что в нашем регионе активно внедряются медиативные техники в сфере здравоохранения в рамках пилотного проекта «Не навреди!» автономной некоммерческой организации «Центр конструктивных решений» и регионального минздрава. Задача медиатора - помочь сторонам наладить конструктивный диалог и найти взаимовыгодное решение конфликта. Пилотный проект получил поддержку Фонда президентских грантов.
В частности, в рамках проекта в городской поликлинике № 1 г. Владимира и Гусь-Хрустальной центральной районной больнице открылись кабинеты бесконфликтного общения «Согласие 03», где оперативно разрешаются конфликты на ранних стадиях. Кроме того, в регионе организованы занятия и тренинги по медиации среди руководителей и персонала медицинских учреждений.
Как отметил заместитель регионального министра здравоохранения Алексей Богатырев, задача пилотного проекта - снижение уровня социального напряжения в сфере здравоохранения и повышение авторитета медицинских работников среди пациентов.
- По статистике, свыше 70 процентов конфликтных ситуаций в медицинских учреждениях происходят из-за неналаженных коммуникаций между медперсоналом и пациентами. Немаловажное значение имеет и финансово-экономическая составляющая, которая отражается на системе здравоохранения в виде судебных исков и штрафов, - сообщил заместитель министра.
По словам директора АНО «Центр конструктивных решений» Светланы Неплох, цель проекта - создание системы профилактики конфликтов в региональном здравоохранении. Проект охватил три целевые группы - студентов Владимирского базового медицинского колледжа, сотрудников и руководителей медицинских организаций. В общей сложности состоялось десять тренингов, в которых приняли участие 139 человек.
Кроме того, на базе Ивановского филиала РАНХиГС прошел трехдневный курс повышения квалификации для сотрудников, которые начнут работать в кабинетах «Согласие 03». Также состоялся областной обучающий семинар для руководящего состава медицинских организаций.
Светлана Неплох сделала акцент на важности правильного общения медицинского работника с пациентом.
- На сегодняшний день мало быть только «хорошим» специалистом. Пациент всегда обращает внимание на стиль общения врача. «Хороший» медик, по мнению пациента, тот, который выслушал, уделил внимание, всё понятно объяснил. И даже если лечение не принесет желаемого результата, пациент будет относиться к доктору более лояльно, - прокомментировала Светлана Юрьевна.
Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова высказалась за другое определение - «врач, которому доверяют».
- Врач не может знать всё. Но доверие очень важно, когда пациент понимает, что доктор плохого не посоветует. Умение общаться - новая профессиональная компетенция, и это касается не только врачей. Медиативная техника хороша тем, что нет проигравших. Она позволяет сторонам конфликта выйти победителями и наладить доверительный контакт, - подчеркнула омбудсмен.
- Навыки бесконфликтного общения требуют отработки на уровне тренингов. Механизм такого общения необходимо довести до автоматизма. Возникла конфликтная ситуация - медицинский работник должен тут же адекватно отреагировать. Надо двигаться дальше в этом направлении, и тогда мы выйдем на иной, более эффективный, уровень общения медицинских работников и пациентов. В этом тоже залог хороших показателей общественного здоровья, - отметил президент Врачебной палаты Владимирской области Анатолий Ильин.
Стороны сошлись во мнении, что региональной системе здравоохранения необходимо и в дальнейшем выстраивать эффективную систему профилактики конфликтов. Было отмечено, что в перспективе кабинеты «Согласие 03» также откроются в других медицинских организациях, а обучение навыкам бесконфликтного общения продолжится.