Школа № 36 расположена в восточном микрорайоне, на улице Добросельской. Здесь обучаются 1656 детей. На сегодняшний день это не только лучшая школа Владимира, но и самое крупное общеобразовательное учреждение региона. Многие родители стремятся отдать на обучение своих детей именно сюда. Помимо ребят из микрорайона Доброе тут обучаются школьники из самых разных уголков города и даже из соседних районов области. И ничего удивительного в этом нет. Свыше 85 процентов выпускников поступают в высшие учебные заведения, в том числе в такие престижные вузы, как МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РУДН и многие другие.
Школа имеет естественно-математический уклон. Кроме того, в рамках военно-технической специализации здесь сформированы четыре кадетских класса, где ребята постигают азы военного дела и в дальнейшем поступают в ведущие военные и технические вузы страны. Большое внимание уделено физкультуре и спорту. К услугам школьников - просторный спортзал, бассейн и спортивная площадка.
Гимн, флаг и разговоры о важном.
Восемь утра. Начало учебной недели. На школьной площадке выстроилась шеренга старшеклассников в форме цвета хаки. Это как раз те самые кадетские классы. Торжественная линейка, поднятие Государственного флага под гимн страны. Как известно, с 1 сентября прошлого года эта церемония стала неотъемлемой частью образовательного процесса во всех российских школах. Похоже, новый ритуал произвел на ребят духоподъемное впечатление, и хорошо, что это стало традицией. Так у подрастающего поколения формируются чувство патриотизма и уважение к символам государственности. И это не уникальная российская практика. Подобную картину можно увидеть во многих школах по всему миру - от Австралии, Турции и Мексики до Китая, Индии и США.
Раздается звонок, и ребята расходятся по классам. Начинаются занятия «Разговоры о важном». Это тоже составная часть патриотического воспитания и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей. Такие уроки проводятся в начале учебной недели во всех российских школах. Сценарии занятий разработаны Институтом стратегии развития образования Российской академии образования. Темы самые разнообразные - «Символы России», «День учителя», «День пожилого человека», «Избирательная система России», «О взаимоотношениях в коллективе», «День народного единства» и т.д.
Сегодня речь идет о системе воспитания в школьном образовании. В 36-й школе, как и в других учреждениях общего образования, тоже есть советник директора по воспитанию. Его задача - помочь ребятам определиться с выбором своего дальнейшего жизненного пути.
- Как вы думаете, с какими вопросами можно обратиться к советнику по воспитанию, к наставнику? - спрашивает у ребят из 8 «Г» классный руководитель Елена Чугунова.
- Спросить совета, как поступить в той или иной ситуации, - отвечает ученица по имени Илона.
- Хорошо! А как ты думаешь, чем занимается советник по воспитанию?
- Если у школьника есть проблемы, что-то не так в поведении, советник может провести с ним беседу, объяснить ситуацию, - продолжает девочка.
- Хорошо. Но вы почему-то нацелены на проблемы. С этим можно и к классному руководителю обратиться. А с чем можно обратиться именно к советнику? Илона, вот в какие ряды ты вступила в прошлом году?
- В «Движение Первых», в Совет старшеклассников.
- Скажи, пожалуйста, а может ли советник по воспитанию помогать вам находить себя в этих движениях?
- Конечно! Мы собираемся вместе. Нам ставят цели, задачи, объясняют, как поступать правильно.
- Ребята, действительно, школа - это место, где вы можете не только получать знания, это еще и территория возможностей - будь то различные мероприятия или проекты. Советники по воспитанию занимаются тем, что делают жизнь в школе более увлекательной, насыщенной, интересной.
В предвкушении Дня учителя.
Идем дальше. На уроке информатики ребята редактируют текст в формате Word, а еще изучают такой формат, как Excel. Учитель информатики Оксана Курбатова рассказала, что школьники даже осваивают навыки бухучета, учатся начислять зарплату с вычетом подоходного налога. А позже будет программирование. Как призналась Оксана Радиковна, у молодых людей уровень компьютерной грамотности традиционно высокий, так что они свои навыки, скорее, шлифуют, чем осваивают.
В другом учебном классе проходит занятие по подготовке к научно-исследовательской деятельности. Его проводит преподаватель психологии Наталья Ковальчук. Ребята выбирают темы, решают, что им ближе. Кстати, это победители на студенческой конференции Владимирского госуниверситета. Например, Даниил разрабатывает тему «Агрессивность среди подростков: виды ее проявления». И это не просто теория. Работа предполагает психологическое тестирование.
А в актовом зале вовсю идет репетиция концерта ко Дню учителя под руководством учителя музыки заслуженного работника культуры Людмилы Николаевны Беловой.
- Сегодня важный праздник, один из главных дней. Весь мир сегодня чествует своих учителей! - с выражением декламирует стих розовощекий мальчуган лет десяти.
Вся школа живет в предвкушении Дня учителя, и здесь сложились свои традиции его празднования. Ученики обязательно будут вручать педагогам цветы и открытки, изготовленные своими руками, выпустят газету «Глас лицеиста», где расскажут о своих любимых учителях и поздравят их. А еще прозвучат поздравления по школьному радио и с мультимедийных экранов.
В школе пройдет день самоуправления. Старшеклассники проведут уроки для учеников начальных классов и среднего звена. Учителя немного отдохнут в свой профессиональный праздник, а школьники почувствуют, что такое педагогическая профессия, и, возможно, кто-то из них решит связать свою жизнь с учительством.
И, конечно, праздник не обойдется без праздничного чаепития с пирогами. В школу придут учителя-ветераны, которые находятся на заслуженном отдыхе. День учителя - это в какой-то степени и день ностальгии, день теплых встреч и воспоминаний.
Учителя - это душа школы.
Кабинет директора школы Елены Кувшиновой заставлен различными кубками и наградами. Это результат заслуг учебного заведения, его педагогов и воспитанников. К слову, Елена Борисовна во главе школы уже 21 год, что тоже говорит о многом. Между тем звание лучшей школы города - не только почет, но и большая ответственность. Я поинтересовался у директора, не давит ли такой груз ответственности.
- Конечно, давит. Это действительно огромная ответственность. Одно дело - взойти на пьедестал и совсем другое - удержать лидерские позиции. Да, это сложно. Надо все время быть в тонусе, на пике современных тенденций развития образования, а иногда работать на опережение. Наша школа придерживается этих принципов. Мы стараемся осваивать всё новое. В нашей школе лицейские физико-математические, естественно-научные, кадетские и социально-экономические классы появились во Владимире в числе первых.
- У вас есть вузовские преподаватели?
- Мы - опорная школа Владимирского госуниверситета, поэтому у нас работают два вузовских преподавателя, кандидаты технических наук. Это Николай Садовский, декан факультета довузовской подготовки ВлГУ. Второй преподаватель - Сергей Абрахин, выпускник нашей школы. Они готовят с детьми проекты по информационным технологиям, ведут профориентационную работу, довузовскую подготовку. На Дне науки ребята защищают эти проекты, с 8-го по 11-й класс бесплатно посещают физико-математическую школу ВлГУ. У нас заключены договоры с детским технопарком «Кванториум» и центром поддержки одаренных детей «Платформа-33». Ребята занимаются прототипированием, создают технические модели устройств, включая квадрокоптеры и 3D-моделирование, занимаются робототехникой. Отдельное направление - биоквантум. Школьники учатся работать с микроскопами, узнают, как выращивать клеточные культуры, знакомятся с современными биотехнологиями. Сотрудничество с центром «Платформа-33» на базе Владимирского института развития образования касается проведения олимпиад, подготовки детей к ним. Ребята посещают лагеря для одаренных детей.
Такое сотрудничество дает самые положительные результаты. В прошлом учебном году среди учащихся 36-й школы было 93 победителя и призера городских олимпиад, 15 из них - призеры и победители областных олимпиад. Есть победители и призеры олимпиад всероссийского уровня по таким предметам, как физика, астрономия и информатика.
Как рассказала директор Елена Кувшинова, на средства выигранного гранта школа приобрела современную мебель и отремонтировала классы, а за счет средств областного бюджета до конца года будут приобретены цифровые лаборатории по физике, химии и биологии и оборудование для организации занятий по робототехнике. Так, например, с помощью цифровых лабораторий школьники получат дополнительные возможности для проведения исследований, опытов и лабораторных работ, что в конечном счете позволит ребятам получать более глубокие знания. Всё это станет базой для организации многопрофильной мастерской «Перспектива», где школьники будут заниматься научно-исследовательской деятельностью по естественно-научным и техническим направлениям.
- Елена Борисовна, расскажите о ваших заслуженных учителях.
- У нас три заслуженных учителя. Это преподаватель физики Юрий Иванович Малафеев, учитель математики Ирина Михайловна Исаева и учитель технологии Лариса Сергеевна Николаева. Они подготовили огромное количество талантливых учеников, которые добились больших результатов в жизни. Но и другие наши коллеги не менее талантливые. У нас много учителей, награжденных ведомственными наградами, грамотами и благодарностями, есть почетные работники общего образования.
Средний возраст наших педагогов - 45 лет. Учителя достаточно молодые и в то же время опытные. Но я бы отметила и педагогов старшей возрастной группы. Они дадут фору молодым. Наши самые опытные учителя - Лариса Сергеевна Николаева и Александр Семенович Олейник. Да, им за семьдесят, но энергии им не занимать. Лариса Сергеевна, например, в этом году стала победителем областного конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование». И столь высокие результаты она показывает не первый год.
В прошлом году к нам пришли работать 11 молодых специалистов, и большинство из них мы удержали благодаря институту наставничества. За каждым молодым специалистом закреплен педагог-наставник, который ведет его в течение двух лет, всячески поддерживает, делится опытом. Это помогает молодому учителю аттестоваться на первую или даже высшую квалификационную категорию.
- О чем вы мечтаете, Елена Борисовна?
- Мечтаю провести в школе капитальный ремонт, чтобы она выглядела более современно. Ведь нашему учреждению уже 45 лет. Смотрю, какие сейчас строят современные школы, и по-хорошему коллегам завидую. В таких условиях педагогам работать гораздо комфортнее, да и детям приятнее учиться там, где всё новое и современное. Но школа - это, конечно, не стены, а талантливые педагоги, которые любят детей и свою профессию. Учителя - это душа нашей школы.