Колядки.
Колядовать в деревне в старину начинали вечером перед Рождеством, в сочельник. Вот как это описывается в книге «Календарные обряды Владимирской деревни» (сост. Владимир Дмитриев): «Наступает вечер сочельника. Тьма ложится наземь, покрывая своими тенями белые пушистые снега. Вот вспыхивает на востоке ярким трепетным светом звездочка … Зашевелилась детвора, сдерживаемая во время дня окликами родителей и соскучившаяся по своим забавам - теперь настало время ее деятельности, «Коляду петь! Пойдем с колядкой!» - кричат мальчики и девочки, выскакивая то из одного, то из другого дома. Вот их уже собралась гурьба. Откуда-то у одного малыша появилась в руках палка с приделанной соломенной звездой. «Идем!» - раздается команда, и дети нестройно направляются в первый попавшийся двор, отсюда бегут в другой, третий, четвертый ... Пришли дети во двор, качнулась звезда и полилась песня:
Коляда-миледа! –
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю
Гулять на просторе.
Забежала во двор
К Ивану Ивановичу,
К тётушке Прасковье.
Мы малёшеньки
Колядовщики,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать:
Наша-то Коляда
Ни величка, ни мала,
Прославленье принесла.
Подавайте пирог
Или денежку!
(с. Золино, Гороховецкого уезда)
«Дай кишке пирожка».
А вот что сообщали из Вязниковского уезда: «В первый вечер рождественских праздников собираются толпами небольшие мальчики и девочки, ходят под окна изб в селении, кричат «коледу»:
Коледа, коледа!
Дай кишке пирожка!
Как не дашь пирожка кишке,
Уведем корову за рога
И за задни ворота,
Привяжем к столбу,
Ушибем метлой».
За это песенникам подавали из окон «кокуры» (пресные хлебные лепешки) и пироги из ржаной муки без начинки. Все это по окончании «коледы» ее участники делили между собой поровну.
Ряженые.
Как рассказывал действительный член Статистического комитета Николай Добрынкин в очерке « О нравах и обычаях крестьян в Меленковском уезде», главное развлечение святочного вечера заключалось в ряжении: «Каждый замаскировывается так, как придумает; охотнее всего рядятся медведем, козою, домовым и прочими, по выражению крестьян, харями. Маскарадными костюмами служат: вывороченная шуба, сарафан — мужчинам и мужское платье — женщинам. Помело, ухват, лопата и другие принадлежности кухни, составляют необходимые атрибуты ряженого; сажа из печной трубы и толченый кирпич дают искусную гримировку лица».
Задача ряженого – «придав своему лицу и костюму как можно больше уродства и безобразия, внезапным своим появлением в чужой избе возбудить всеобщий страх, а потом ловкими кривляньями, забавными россказнями и прибаутками насмешить присутствующих до упаду».
Гадания на Васильев вечер.
Сейчас Васильев вечер приходится под старый Новый год. В Васильев вечер во многих селениях Меленковского уезда взрослые девушки или дети ходили под окна или в сени к соседям «кричать коляду», «таусень» и «казюльки». За это им подавали специально приготовленные «печенья домашней стряпни»: пресные лепешки, пироги и те самые «казюльки» в форме «ушастых неизвестных зверей».
В полуночный час Васильева вечера девушки гадали, стараясь узнать свою судьбу.
Например, брали с нашеста петуха или курицу, приносили в горницу и пускали на пол клевать крупу или пшено. Если будет клевать, то муж будет бойкий, а если нет, то смирный и тихий.
Или, как практиковалось в Муромском уезде гадание с петухом, гадальщицы раскладывали на столе щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь и ставили миску с водою. «Ежели затем петух клюнет крупу или хлеб, то суженый будет из богатой семьи, ежели ножницы - то портной, ежели золу - табашник, воду пить станет - муж будет пьяница, а если уголь вздумает клевать - то девушка не выйдет замуж».
А в Вязниковском уезде зафиксировано такое гадание в Васильев день: «В семействе, где есть девушка, пекут блины, и с первым блином по утру она выбегает за ворота на улицу и замечает, с которой стороны идет или едет кто, и тем определяет, откуда будет суженый жених»…
Не только на женихов гадали, но и на будущий урожай.
В Меленковском уезде «домовитые люди» в полночь Васильева дня клали на гумно или овин яровые хлеба, чтобы узнать, какой из них следует больше сеять в будущее лето, и «насевший на зерна иней предвещал урожай того хлеба».
С использованием материалов сайта www.lubovbezusl.ru.