Студия существует уже 25-й год, причем почти все участницы сплотились в коллектив практически со старта. Базируется в Центре культуры и досуга в Суздале. Раньше организацией руководила Альбина Болотова, теперь процесс возглавила самобытная мастерица Надежда Комова.
– Многие из нас даже не представляли, что это - мы были далеки от лоскутного шитья. Я педагог начальных классов, еще у нас есть юристы, бухгалтеры и представители других профессий. Но всех нас объединил интерес, творчество, мы все делали что-то своими руками, кто-то немного шил… У меня мама – портниха, привлекала к делу. Сейчас лоскутное шитье - наш основной вид деятельности. В основном все вышли на пенсию, занимаемся домашними делами, и вдруг такая отдушина, когда можно собраться всем вместе и поговорить, что-то придумать и сделать своими руками, – поделилась с «ВВ» собеседница.
Главная любовь мастериц – это аппликация, когда на большой отрезок ткани пришивают фрагменты какой-то фигуры или орнамента. В такой технике сделана не только центральная работа выставки – «Суздаль – древо жизни», но и многие другие. На полотне изображен быт местных жителей, каким он был сто лет назад, который сохраняют и по сей день: пашут землю, занимаются кузнецким и гончарным делом, производят ткань на ткацком станке, мамочки растят детей, а торговцы продают знаменитые суздальские огурцы. На панно можно узнать Суздаль по известным архитектурным памятникам – Музею деревянного зодчества, собору Рождества Пресвятой Богородицы и другим. На создание этой работы у мастериц ушел год.
– Каждую деталь, даже самую маленькую, не просто надо вырезать, а сначала подвернуть, затем тщательно пришить потайным швом. У нас в студии – примерно семнадцать человек, но этой работой усиленно занимались около десяти, – рассказала Надежда Комова. По ее словам, перед созданием любой работы сначала необходимо совместно с художником сделать эскиз и определить размер будущего панно. К слову, кроме аппликации рукодельницы работают в техниках барджелло, крези, акварель.
Работы суздальских мастеров лоскутного шитья выделяются обилием сюжетных деталей и сказочных композиций, уверена ведущий специалист областного центра народного творчества Светлана Савельева.
– В основном у всех геометрические узоры представлены, а у нас сюжеты! Посмотрите на эту работу, где изображен советский двор, как здесь много деталей. Кроме того, они очень умело работают с зеленым цветом, который вообще очень сложный. Сколько оттенков зеленого использовано на этом полотне с полем, – отметила Савельева.
Сейчас ткани слишком сочные и сильно бросаются в глаза, комментирует Надежда Комова. Говорит, что сложность проработки еще заключается в том, что все лоскуты надо подобрать таким образом, чтобы сгладить переходы и создать объем: «Художнику в этом плане проще, он соединил краски, разбавил их водой, и оттенок стал светлее, а здесь же надо перетряхнуть все запасы и подобрать нужный цвет. Мы все вместе работаем. Если надо коричневый, все приносим и подбираем».
Мастерицы из «Добродеи» сохраняют древние традиции. Из исторических сведений известно, что до середины XVIII века все ткани в России изготавливались вручную на ткацких станках. Процесс выращивания культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, из-за чего ткани делали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке благодаря развитию машинного производства в России все больше начали входить в домашний обиход недорогие пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ситцевое полотно было значительно шире домотканого, поэтому после раскроя одежды у хозяек оставалось множество лоскутков, которые шли на удлинение детской одежды, украшение подолов рубах, рукавов и оплечий. Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома. Сейчас же машинную сборку используют для ускорения пришивания лоскутов и создания сложных узоров (вышивки) на полотнах.
Суздальские рукодельницы выставляли свои работы практически по всей России и даже за рубежом – в Париже и Минске. Например, работу «Суздаль – древо жизни» представляли на конкурсе «Лоскутная мозаика России», который проходил в июле-августе впервые во Владимире, до этого – в Иванове. Мастерицы участвовали в фестивале «Малые города России» в Суздале, после чего их пригласили на выставку в Тобольск, на фестиваль «Янтарная осень» в Калининград. Дважды выставлялись на фестивале «Текстильный букет» в Минске. В столице Франции стали участниками вечера для эмиграции в посольстве, где с лоскутными изделиями представляли Владимирскую область.
Сейчас у «Добродеи» в планах масса идей. Пока что на стадии эскизов - проект, посвященный 1000-летию Суздаля. Мастерица Надежда Комова видит в памятниках архитектуры детали, напоминающие лоскутное шитье:
«Например, изразцы на воротах Ризоположенского монастыря. Хотим перенести на полотно в технике барджелло. Так же сделаем Никольскую церковь». Еще в студии запланировали создать работу к 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Интересная инициатива в Год семьи, которая сплотит пожилых людей со своими внуками: «Дети рисуют – бабушки шьют».