- Дмитрий Николаевич, почему именно сейчас начинаются эти преобразования ? И в чем прежде всего заключается цель этих преобразований?
- Наверное, сама жизнь подсказывает определённые изменения в муниципальном управлении. Условия для их реализации имеются - наличие правовой основы, запроса от жителей и готовность муниципалитетов. На текущий момент у нас существует двухуровневая система местного самоуправления. Есть уровень района, и есть уровень поселений: городских и сельских. В законе полномочия органов власти района и поселений разделены. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, свой представительный орган, как бы мини-парламент.
Например, в границах Собинского района - 12 поселенческих муниципальных образований. То есть действует 12 бюджетов, 12 налоговых систем, более 100 депутатов. При разделении полномочий на два уровня жители не сразу могут определить, обращаясь в органы власти, например, за какие дороги отвечает район, за какие поселения? По каким вопросам обращаться в сельскую или городскую администрацию, а по каким в районную?
Преобразование означает концентрацию власти на одном уровне - района, исключая уровень городских и сельских поселений. Поэтому когда федеральное законодательство позволило проводить такие процедуры, как преобразование района в единый муниципальный округ, то и в нашей области появились инициативы в этом направлении.
- Почему именно Собинский и Меленковский районы становятся пилотными в преобразовании в муниципальные округа?
- Любое преобразование района означает проведение выборов в его представительный орган. В этом году по плану в сентябре должны пройти выборы в Советы народных депутатов Собинского, Меленковского и Муромском районах. Для того чтобы не проводить выборы дважды с небольшим интервалом, появилась инициатива о преобразовании в ближайшие месяцы, до сентябрьских выборов. Кроме того, в этих территориях созрела ситуация для преобразований. Руководство районов, депутатский корпус к ним готовы. На самом деле, это большая работа. И на примере первых районов, которые станут едиными округами, можно будет показать и другим районам те плюсы, которые дает такое преобразование.
- В чем же эти главные плюсы?
- Для управления территорией районного масштаба гораздо удобнее и эффективнее единый бюджет, единый генплан, единые правила землепользования и застройки, с едиными нормативами. Единый имущественный комплекс – дороги, коммунальное хозяйство и так далее.
Для жителей главный плюс в том, что не будет путаницы с полномочиями по тем или иным вопросам, спрашивать люди будут только с администрации округа. Обращаться к местной власти по принципу одного окна.
- Районная власть сможет более оперативно распоряжаться средствами и аккумулировать их на решение наиболее злободневных задач, которые нужно решать в первоочередном порядке. Да и просто даже будет меньше бюрократии, когда в каждом поселении поселении нужно принимать свои нормативные акты. Это касается и гражданской обороны, и землепользования. В муниципальном округе будет единая база документов.
Экономия будет и в том, что не нужно проводить выборы в поселенческие Советы. Причем, на уровне поселений люди зачастую не сильно хотят идти в депутаты. Иногда и безальтернативные выборы приходится проводить. Так что в округе местные отделения партий, самовыдвиженцы будут бороться на выборах в один представительный орган.
- Вопрос в том, не останется ли «одно окно» районной или, по-новому, окружной власти доступным только в административном центре округа? Не придется ли людям туда ездить со своими вопросами из всех деревень?
- В смысле доступа к органам власти для жителей ничего не меняется. Вместо главы администрации поселения в том же здании, на том же рабочем месте будет работать начальник территориального отдела администрации округа, вместе с другими сотрудниками этого отдела. Только глава администрации поселения станет уже сотрудником окружной администрации. Полномочия у них сохранятся примерно те же. И по всем вопросам, уже независимо от их уровня, как житель обращался в сельскую администрацию, так и будет обращаться в территориальный отдел. Привык, скажем житель села Черкутино ходить в свой сельсовет, так и будет ходить по этому же адресу - в территориальный отдел.
- Поэтому аргумент, что власть отдалится от населения в случае преобразования в единый округ, — неверен. Жители ничего не теряют от этих преобразований. А приобретают более эффективную работу власти. Люди уже не будут как раньше часто получать ответ от муниципального служащего: «Это не наши полномочия».
- Не придется ли менять документы с адресом? Что будет с льготами, которые имеют жители сельской местности?
- Нет, ничего не меняется. Изменение адресов тоже не произойдёт. Административно- территориальное устройство сохраняется: города, поселки, села, деревни. Сохраняются и все льготы, которые привязаны к проживанию в сельской местности. В том числе льготные тарифы.
- Где-то в сети промелькнуло сообщение, что «упраздняются два района области» - Собинский и Меленковский. Получается совсем не так.
- Не так. Районы не упраздняются. И юридически, и фактически они сохраняются. Изменяется их организационно-правовая форма.
- А вот Муромский район начал процесс схожий, но все-таки имеющий свои особенности?
- Да, здесь жители выдвинули инициативу объединения Муромского района с округом Муром. Применяется несколько иная юридическая схема, потому что преобразование идет путем присоединения территории района к городскому округу. В Муромском районе проживает 15 тысяч жителей. Экономически Муром и район очень тесно связаны. Объединение позволит снять многие проблемные вопросы, возникающие между сопряжёнными территориями. Когда, скажем, за участки одной дороги отвечает и городской округ, и район. Поэтому Муромский районный Совет выступил с инициативой по объединению района с округом Муром. Процесс может завершиться уже в июне.
- Если при таких преобразования есть задача увеличения эффективности, возникает вопрос: удастся ли сохранить то количество муниципальных служащих, которое есть сейчас в поселениях? Не сократят ли штаты на местах?
- Наша принципиальная позиция заключается в том, чтобы сохранить приближённость власти к жителям, поэтому сокращать управленческий аппарат не будем. Это важно знать и всем жителям, и самим муниципальным служащим.
- В других регионах тоже подобные процессы уже происходят. Что показывает их опыт?
- Да, мы изучали опыт Нижегородской, Тамбовской областей. Смотрели, каким образом выстроена организация новой муниципальной власти и с какими там столкнулись сложностями. И убедились: сохранение власти на местах крайне важно, чтобы не потерять взаимодействие с жителями. Поэтому решили, что сокращений управленческого аппарата не будет. В остальном же опыт нижегородцев и тамбовчан говорит о том, что рисков в преобразованиях нет.
- Какова процедура преобразования районов?
- Прежде чем мы выйдем на практический этап, необходимо получить обратную связь от жителей. Поэтому на местах проходят публичные слушания. После общественного обсуждения с участием активных жителей, депутатов, сельских старост, последует выход с районного уровня на областной — рассмотрение проекта областного закона по каждому из преобразуемых районов. Каждый проект будет вноситься в Законодательное Собрание. Окончательное решение за ним. В дальнейшем пройдут сентябрьские выборы в Советы Собинского и Меленковского округов. Переходный период, когда администрации в поселениях будут действовать, продлится до конца 2024 года.
- А что касается других районов на будущие годы?
- Будем активно использовать опыт пилотных районов, советоваться с жителями, с руководителями органов местного самоуправления. И по мере готовности к решениям возможно будет дальнейшее преобразование районов в единые муниципальные округа.