На фоне монастырских стен.
28 июня. Стартовый день Второго Конгресса национальных театров России и первого летнего Фестиваля национальных театров России в Суздале.
Конгресс открывается пленарным заседанием в большом шатре в Главном туристическом комплексе. Позади президиума – вечно прекрасный вид на крепостные стены и храмы Спасо-Евфимиева монастыря.
Потом многократно еще участники форума признаются, как символично то, что представители национальных театров России собрались в Суздале – одном из древнейших городов, с которых начиналось наше многонациональное государство.
Уровень события – федеральный! Конгресс и фестиваль прошли при поддержке Министерства культуры России, Президентского фонда культурных инициатив, правительства Владимирской области и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Именно на площадках музея показывали спектакли.
Знакомимся с главными действующими лицами. Лидером Ассоциации национальных театров является Александринский театр, который получил статус Национального драматического. Главные роли в ассоциации играют ее председатель - художественный руководитель Александринки Валерий Фокин, в представлениях не нуждающийся, и деятельный молодой директор этого знаменитого петербургского театра Сергей Емельянов.
Конгресс второй по счету, ассоциация национальных совсем молодая – создана два года назад, когда прошел первый конгресс в Якутске. Там-то, в Саха-Якутии и было решено в будущем сопровождать конгресс летним фестивалем национальных театров под открытым небом. И вот руководители Александринки, еще сотня участников конгресса из почти 50 национальных театров России и почетные гости собрались в Суздале. А театры привезли свои постановки.
На конгрессе были представлены своими театральными деятелями Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская и Чувашская республики, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округа. Плюс впервые приехали зарубежные участники - из Азербайджана, где тоже активно развивают национальный театр и хотят сотрудничать с российскими коллегами.
А появились все эти значимые гости в Суздале фактически по приглашению губернатора Александра Авдеева.
Как рассказал Александр Авдеев, всё началось с его знакомства с директором Александринки.
- Я очень благодарен Сергею Емельянову, потому что мы познакомились примерно год назад и буквально месяц назад подписали соглашение о проведении фестиваля. Это уже начало крепкой дружбы, - сказал Александр Авдеев.
А кроме того, по словам губернатора, это еще один шаг в развитии дружбы Владимирской области с Санкт-Петербургом.
Для Валерия Фокина конгресс в Суздале стал проверкой на прочность молодой Ассоциации национальных театров после двух лет ее существования.
- Нам очень важно подвести итоги и понять, что мы сделали за эти два года ассоциации. Не просто так перечислить какие-то факты, а понять сущность: мы добились действительно каких-то движений, объединяющих действий? Об этом, конечно, хочется и поговорить, порассуждать Самое главное, конечно, подумать о том, как нам действовать дальше, - сказал худрук Александринки.
Среди важнейших задач Валерий Владимирович выдвигает подготовку молодежи на смену многоопытным корифеям национальных театров – нового поколения театральных режиссеров и менеджеров.
- Нам очень важно, чтобы нас подхватывала молодёжь - именно в движении национальных театров. Нам надо, так сказать, правильно, художественно направлять эту смену. И надо в нашем национальном движении доверять молодёжи, - уверен Фокин.
Кстати, вся программа проходила под брендом еще одного проекта - Национальной театральной школы. Везде на конгрессе ее символ — стилизованная мудрая сова. Проект ведет директор Александринского театра Сергей Емельянов. А партнерами выступают вузы, прежде всего СПбГУ и РГИСИ. А также правительства регионов.
В этом году идет как раз второй сезон Всероссийского просветительского проекта «Национальная театральная школа 2.0». Проект направлен на повышение роли профессионального сообщества многонациональной российской сцены в процессах трансформации культурного ландшафта регионов страны. В рамках школы работает и драматическая лаборатория для национальных театров, в которой занимаются молодые творцы.
Вечный двигатель.
Пленарное заседание конгресса решили озаглавить «динамично», отражая суть явления: «Национальный театр – вечный двигатель». Модератором выступила член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям, президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге.
- Россия – совершенно уникальная страна, у которой явление национального театра имеет двойственное начало: с одной стороны, национальный театр – театр всего государства, с другой – это театры народов страны. Александринка объединила под своей эгидой национальные театры регионов огромной страны, произошёл следующий этап развития национальных театров – и на этом фундаменте единства теперь строится новая история многонациональной российской сцены, – сказала Маргарита Лянге в начале заседания.
Национальное, но не националистическое.
В президиуме конгресса – Александр Авдеев, Валерий Фокин, Сергей Емельянов и очень значимый гость: сенатор Петр Тултаев, представляющий в Совете Федерации парламент Мордовии, бывший министр культуры этой республики. Петр Тултаев выступает также председателем Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации.
Наша страна - многонациональная страна, и каждый из наших народов имеет уникальную историю, самобытную культуру, неповторимый язык. И каждый из наших народов стремится, чтобы его культура, его язык не просто сохранялись, но и, конечно же, развивались и вот в этой важнейшей задаче роль национальных театров несоизмеримо высока. Сегодня национальный театр - это уникальное явление для каждого из наших народов. Конгресс проходит в стариннейшем русском городе Суздале. Мне кажется, это символично, потому что русский народ, русский язык, русская культура имеет особый вклад в становление и укрепление государства Российского. Создание Ассоциации национальных театров России стало возможным во многом благодаря людям, которые очень неравнодушны, и прежде всего, замечательному, очень известному театру - Александринскому, - сказал сенатор.
Петр Тултаев произнес мысль, которая очень важна для понимания движения национальных театров:
Национальное - это не националистическое. Это талантливое, самобытное, профессиональное, это настоящее.
Да и о каком национализме можно говорить, когда национальные театры разных регионов объединились по призыву русской национальной Александринки!
Еще одна тема обсуждалась как ключевая — о языках. Ведь спектакли национальных театров - разноязыкие.
Во многом мы разные – по менталитету, ощущению жизни, жизненному темпераменту, но мы – одна большая российская семья. В последние годы очень много интересного появилось в национальных театрах, и это результат взаимодействия. Тема национальных театров неразрывно связана с чистотой языка. Люди относятся к нему как к оазису языковой чистоты, и одновременно это языковая лаборатория, – отметил по этом поводу сенатор Пётр Тултаев.
- Мы обсуждаем совершенно разные вызовы. Говорим о сохранении языка, национальной культуры через театр, о совместных творческих проектах регионов. В России театр беспрецедентно востребован, особенно интересен зрителям национальный театр – всем категориям и на любом языке. Сегодня происходит ренессанс театрального движения, – уверен Сергей Емельянов.
Суздаль — культурная столица
И снова — о Суздале! С подачи Маргариты Лянге зашла речь о том, как культурная составляющая в Суздале работает на привлечение туристов.
Объяснил Александр Авдеев:
- Суздаль – столица культурной жизни не только Владимирской области, – России. Здесь бережно сохранена многовековая история нашей страны. Любой человек найдёт здесь ответы на вопросы в сфере культуры, искусства, истории, археологии. В целом в этом году более 100 мероприятий происходит в Суздале. За этот год в тысячелетнем городе можно действительно погрузиться практически в любое столетие, получить там максимум знаний и понять: Россия была, Россия есть, Россия будет. Национальная культура – это душа народа, а историческое наследие – культурный потенциал региона. Культура и искусство дарят главное, за чем едет любой турист, – незабываемые впечатления.
И как много крупных событий Суздаль может вместить одновременно!
Вот даже в ГТК, кроме конгресса национальных театров, отовсюду звучала музыка — то баян, то духовые. Это занимались участники летней творческой школы фонда «Новые имена» и фестиваля ALMA MATER под руководством Дениса Мацуева.
Так что в субботу вечером, 29 июня, любителям искусства в Суздале пришлось сделать трудный выбор: идти ли в Спасо-Евфимиев монастырь на масштабный Гала-концерт с участием Дениса Мацуева и других звезд музыки. Или в тот же вечер направиться в Суздальский кремль, где был представлен знаменитый спектакль Александринского театра и Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви». Это была премьера специальной версии для открытых пространств. И центральное событие фестиваля национальных театров.
Оцените, насколько историческое событие: впервые подобная версия «Блаженной Ксении» была показана 10 лет тому назад в Вологодском кремле, в 2021 году – в Псковском кремле. И вот в 2024 году — Суздальский кремль. Каждый раз это удивительный, абсолютно новый опыт.
Валерий Фокин, репетируя спектакль о Блаженной Ксении в Суздале, жалел только о нехватке времени для наилучшего воплощения спектакля именно здесь.
- Любой режиссер всегда жалеет, что ему не хватает времени. И мне жалко, что не хватает времени. Именно потому, что я чувствую, как можно много от этих стен набрать. Как многое можно сделать, придумать, сочинить для этого спектакля. Здесь вся земля, все стены, вся память - она живая. Не просто в архитектуре, ею все пронизано. Но времени нет. Нам завтра играть, - делился Валерий Владимирович перед началом конгресса и фестиваля.
Традиции предков.
Но «Блаженная Ксения» от Александринки была на второй день фестиваля. А в первый день мы с конгресса поспешили в Музей деревянного зодчества, где в рамках фестиваля прошли спектакли трех театров — из Мордовии, Калмыкии и Чувашии.
Прямо посреди изб и туристических групп актеры Мордовского национального драматического театра из Саранска, одетые в национальные костюмы, готовились представить спектакль «Традиции предков».
- Нашему театру 90 лет, и мы играем на трёх языках: мокшанском, эрзянском и русском. Очень востребованы наши спектакли, и это важно. Национальный театр должен жить ради того, чтобы молодёжь знала свои корни, – сказала заслуженная артистка Республики Мордовии Елена Гудожникова.
Она мокшанка, а рядом с ней соратница по сцене Галина Гришуткина, эрзя. Это две наиболее массовые ветви мордовского народа. Артистки рассказывают, что в спектакле они будут говорить на эрзянском. Эти два языка мордвы сильно отличаются, есть еще местные диалекты, однако в театре используют литературную версию обоих языков.
В Саранске театр оснащен возможностью слушать синхронный перевод во время спектакля. Но на открытой площадке в Музее деревянного зодчества ведущая предварительно рассказывала на русском, о чем пойдет речь. А речь шла о колядках, о сватовстве с торгом за невесту. И так далее.
Артисты старались донести каждую деталь национального колорита. Например, молодой актер Павел Михайлов сам освоил игру на знаменитой и очень простой с виду мордовской тростниковой свирели, по-эрзянски — «нудей». И теперь Павел внес звук этого древнего инструмента в полотно спектакля.
Артисты из Мордовии не только показали свои традиции, но и вовлекли зрителей в действо — интерактивно, современно. Так что все уж точно выучили, как поздороваться по-эрзянски: «Шумбрат!»
Далее в Музее деревянного зодчества были показаны спектакли «Кровавый трон» («Ойраты мои, ойраты…») Национального драматического театра имени Басангова из Калмыкии и «Раб дьявола» («Шуйттан чури») Чувашского академического драматического театра имени Иванова.
На следующий день, еще до «Блаженной Ксении» в Кремле, Александринский театр показал в Суздале творческую широту: Новая сцена имени Мейерхольда сыграла на площадке Мира Центра электроакустический концерт Петра Макарова & SymphoCat «Северная сюита».
Это было на фестивале.
А на конгрессе в субботу прошли панельные сессии. Их темы показательны: «Будущее национального театра: баланс Традиции и Инновации», «Цифровизация как средство сохранения национальной идентичности», «Просвещение и образование: национальные театры как точки рождения новых смыслов». Вот такие актуальные темы обсудили театральные деятели в Суздале.
И не только в Суздале были события конгресса. Но и во Владимире!
В заключительный день состоялся так называемый питчинг проектов выпускников драматургической лаборатории Национальной театральной школы во Владимирском областном театре. Питчинг (от английского «pitch» — выставлять на продажу) — презентация авторами театрального проекта с целью нахождения театров, готовых осуществить этот проект.
Так что идеи молодых творцов, показанные на Владимирской земле, несомненно, получат воплощение на сценах национальных театров.