Краткая история «русского камня».
Именно так иностранцы называли жемчуг, первые исторические сведения о добыче которого в русских реках относятся к XV веку. А самые первые упоминания о жемчуге на Руси встречаются в древнерусских летописях. Так, в одном из древнейших русских летописных сводов - Ипатьевской летописи упоминается пожар 1185 года во Владимире, когда сгорело множество изделий, расшитых золотом и жемчугом. В стародавние времена отечественная добыча этого драгоценного камня поражала промышленным масштабом: более 150 рек поставляли жемчуг, от Волги до Жемчужного ручья и бассейна Онежского озера и Заонежья. К слову, до начала XX века Россия имела статус жемчужной страны.
Ситуация изменилась к концу XIX века - не только из-за хищнической добычи, но и из-за изменения экологии. Сказалось заболоченность берегов, сплавление лесов, замутнение воды минеральными взвесями и другие факторы. Падение было резким - в 1860 году жемчуг экспортировали из России на 182 тысячи рублей, а спустя десять лет - всего на 1,5 тысячи.
- Жемчуг сортовой в России добывали с XV века до XIX века. Уже с момента создания СССР целенаправленной добычи жемчуга не велось. Если говорить о самом древнем экспонате в нашей коллекции - есть серьги XVI века. Но упоминание о сортовом жемчуге, которым расшивали различные дворянские мантии, - вовсе с X века, - подчеркнула научный консультант выставки Надежда Рыбалова. Она добавила, что самая последняя работа (представленная на выставке) датируется началом XX века. Это икона с ризой, расшитой монахиней из Суздаля.
Речной жемчуг лучше всего разглядывать на провинциальных портретах, изображающих купчих и богатых крестьянок XIX века. Как правило, они происходят из Архангельской, Олонецкой, Тверской, Новгородской и Псковской губерний – северных земель, где головные уборы роскошно отделывали речным жемчугом. Жемчуг шел на отделку шапок, обуви, каймы, рукавов как мужской, так и женской одежды. Эти костюмы можно представить по портретам-парсунам XVII века, изображающим царей и цариц.
Невозможно представить и историческую живопись второй половины XIX века на тему Руси без воссоздания драгоценных уборов из крупных круглых жемчужин. Все это можно увидеть на полотнах таких живописцев как Константин Маковский, Александр Литовченко, Григорий Седов, Николай Неврев, Сергей Соломко и т.д.
Купить лошадь или кокошник?
Жемчужное шитье можно условно разделить на два крупных направления: светское и церковное.
На выставке преобладает церковное шитье, но часть композиции непременно понравится ценителям светского искусства, констатировала Рыбалова:
«Когда советская власть пришла, в фонды музея отдавали церковную утварь. Если говорить про светские экспонаты, то они всегда из этнографических экспедиций. Кокошники - это очень дорогие украшения, их передавали из поколения в поколение. Если семья разорялась, а у бабушки или жены оставался кокошник-шишак, то можно было его продать. Стоил около 7 тысяч золотых».
Кокошник-шишак - один из центральных и самых красивых экспонатов. На изделии могло быть до 30 шишек (иногда число доходило до 40). Эти шишки означали плодородие и достаток. Стоимость знаменитых каргопольских кокошников, украшенных дорогим жемчугом, в конце XVIII века могла доходить до 60 лошадей. В начале XX века стоимость кокошника составляла 50-70 рублей - примерно 1 лошадь. Если крестьянская семья не могла себе его позволить, то брали взаймы. Кокошники бережно хранили и передавали по наследству.
Сотрудник Российского этнографического музея Вера Холодная рассказала о техниках жемчужного шитья. На выставку в ВСМЗ из Санкт-Петербурга привезли 41 экспонат. Это головные уборы, серьги, небольшое количество пуговиц, пояс от костюма донской казачки и одно - единственное кольцо второй половины XIX века. Самая распространенная техника - сажение по бели. Начиная с XV века, как правило, жемчуг нашивается не на ткань, а на настил, выполненный либо из белого шнура в один или два ряда, либо из белых ниток, «бели». Вторая техника - низание, то есть нанизывание жемчуга на нитку без ткани, сквозной сеткой, что имело много общего с кружевной работой и нередко с ней сочеталось. В XVI и XVII веках было очень распространено на древней Руси золотное плетеное на коклюшках кружево. Нередко в кружево вплеталась жемчужная нить.