- Дух, когда и почему вы решили пойти на специальную операцию?
Когда была объявлена частичная мобилизация, я просто не мог не отреагировать. Не мог сидеть дома, пока молодые пацаны жизнями рискуют. В сентябре 2022 года пошел в военкомат добровольно и заключил контракт.
А что поделать, когда Родина зовет? Значит, надо идти. Если мы все будем отсиживаться дома, или, как некоторые, бежать за границу, враги же придут к нам. Бои в Курской области это подтверждают. Мы не можем этого допустить.
Нас, мужиков, матери для чего рожают? Чтобы мы защищали женщин, стариков и детей. А вдруг так называемые мужики бегут, бросают не только страну, но и своих матерей, понимаешь? В обычной жизни все «герои», «мажоры», а когда чуть коснись служба с опасностью для жизни - они побежали! Неприятно на душе от того, как эти «мажорики» теперь спокойно где-то гуляют.
- Как семья отреагировала на решение пойти на СВО?
- Переживание, конечно, было у всех близких: у жены, мамы, сестры, детей. Но и гордость у них за меня чувствовалась.
- А Вам самому страшно не было, когда контракт заключали?
- Страх - он есть у всех абсолютно. Надо его как-то задвинуть на задний план. Набраться храбрости, встать и пойти служить своей Родине.
- Военный опыт у вас был до спецоперации?
- Только срочная служба. А потом 20 лет гражданской жизни и мирные профессии: работал в технической экспертизе и даже кинологом. Сегодня могу сказать только огромное спасибо своим командирам срочной службы, которую я проходил в дивизии имени Дзержинского. Причем два года по призыву служил, а это совсем другая выучка, чем сейчас, когда служат один год. Я тогда от командиров драгоценный опыт получил. И убедился в этом, когда спустя 20 лет снова пришел и взял в руки оружие. Настолько все было знакомо, как будто я и не уходил из армии!
- С освоением современного военного оборудования проблем не было?
- Нет. Когда, например, ты хорошо знаешь автомат, а на него повесили новый прицел или тепловизор, - это всё элементарно освоить.
- В каких войсках пришлось воевать?
- В мотострелковой части, по моей воинской специальности. Мне доверили стать командиром отделения. Сначала мы были в «оборонке». А потом и штурмы начались, освобождение поселка, бои за каждый дом. Тогда я не думал о себе, а только о своей группе. Главное, чтобы из моих ребят никого не потерять. Хотя без потерь не обошлось... Военных действий без раненых и погибших не бывает. И нашей победы тоже.
- Поддержку от земляков чувствовали на фронте?
- Были посылки из дома, конечно. А еще очень помогало волонтерское сообщество «Азбука добра». Нам передавали через белгородских волонтеров гуманитарную помощь, теплые вещи и многое другое. Например, очень пригодились в холодное время привезенные из Киржача газовые горелки и баллоны. Костер-то на позиции не разведешь... Волонтеры старались передать всю эту помощь прямо нам в руки, доставить непосредственно в нашу часть, чтобы всё быстрее и точнее пришло именно нам. Хотя это было непросто по понятным причинам.
И здесь семью поддерживали. Военкомат тоже помогал со своей стороны: когда родственники приходили что-то узнать о нас, им никогда не отказывали.
Очень приятно было нам получать на фронте письма от детей, ветеранов со словами поддержки. Сразу чувствуешь, что делаешь в бою дело, за которое наш народ тебе благодарен.
- Как получили ранение?
- Это произошло, когда мы, в принципе, выполнили свою задачу, которая была тогда поставлена на последних двух домах поселка. А мне не повезло. Когда заняли дома, очень много всего прилетало в нашу сторону от вражеской арты. Осколок танкового снаряда, как потом мне говорили, попал в колено.
- Сколько воевали? И как лечение шло потом?
- В октябре 2022-го мы уже были «за ленточкой», а в феврале 2023-го я получил ранение. И потом почти год, точнее, 11 месяцев, провел в госпиталях. Врачи пытались спасти ногу. Сделали все что могли. Но сказали, что сохранить можно ногу только прямую, а это очень неудобно, я отказался и согласился на ампутацию. Сейчас уже освоил первый протез. Более или менее научился ходить и даже прыгать. Только бегать еще пока не получается. На это уже следующие протезы сгодятся.
Очень поддержали меня жена и вся семья, пока восстанавливался.
- После всего этого не жалеете о решении заключить контракт и пойти на СВО?
- Была бы нога цела, я бы снова туда пошел. Ведь если понадобится, всё равно все пойдем Родину защищать, хоть без одной ноги, хоть без обеих. Мы же солдаты, воины России.
- Какие условия жизни у вашей семьи в Киржаче?
- Квартира и дом свой. Я получил все причитающиеся выплаты и за ранение тоже. Для родных жены, которые переехали к нам, купили еще часть дома. Кроликов завели.
- Как вас встретил родной город? Какую-то поддержку почувствовали?
- Да, поддержка чувствуется. Например, местное отделение фонда «Защитники Отечества» реально помогло.
Иной раз чувствуешь себя «звездой». Недавно на памятной акции в День ВДВ встретился с ребятами, которые занимаются в наших военно-патриотических клубах. Потом они говорят: «Хотим с вами сфотографироваться». Я им: «Да вон тут генерал даже на мероприятии, с ним сфотографируйтесь». «Нет, - говорят, - мы фото именно с вами хотим».
- И все-таки остались служить в армии?
- Да, прошел обучение, получил звание младшего лейтенанта. Подписал новый контракт, находясь еще на лечении в госпитале, - уже на три года. Служу в военкомате и занимаюсь отбором на контрактную службу в Вооруженных силах.
- Что рекомендуете как ветеран боевых действий тем, кто идет на контракт впервые?
Конечно, общаюсь, объясняю, что происходит и что необходимо в зоне проведения СВО. Даю напутствия и простые советы, как себя правильно вести, чтобы остаться в живых и защитить себя. Рассказываю, какой основной перечень вещей надо с собой иметь на первое время.
Среди тех, кто идет на контракт, мне хотелось бы видеть побольше молодых. А то в основном приходит возрастной состав: «40 плюс», «50 плюс» и даже «60 плюс». Некоторых, кому 63-64 года, по здоровью не берут. Так они, люди старой закалки, обижаются и снова приходят в военкоматы, просятся в армию. Потому что понимают: если мы врага не остановим, он придет к нам, наведет свои порядки, а это нам не нужно. Нам нужно мирное небо над головой!
Необходимо, чтобы молодежь как можно шире это осознавала. Приближение нашей победы зависит от вклада каждого. А мы, ветераны боевых действий, сделаем всё возможное, чтобы передать молодым свой опыт.
Обращайтесь в пункты отбора на военную службу по контракту. Телефон: +7 (4922) 45-02-25