Жизнь и подвиг Петра Тарапаты. На старом городском кладбище во Владимире есть семейное захоронение людей с непривычной фамилией Тарапата. Я часто прихожу сюда, всматриваюсь в лица на фото. И жалею, что эти люди ушли из жизни, так и не узнав о своем сыне-летчике того, что за многие годы тщательного поиска узнала я. Для родителей он так и остался «пропавшим без вести».
Поначалу в не существующем сегодня музее школы № 15, посвященном «огненным пилотам», которые повторили подвиг Гастелло, вообще не было никаких сведений о моем герое, даже о семье, о детстве. Только фотография. Пришлось вести поиск.
Родился Петр Викентьевич Тарапата 1 ноября 1908 года. Его родителями были члены местной католической общины, поляки Викентий и Стефания Тарапата. В свое время мне посчастливилось разыскать на улице им. Урицкого Е.А.Корнилову, которая рассказала: «Петр вырос в большой семье, где кроме него было еще пять детей. Жили трудно, в полуподвальном помещении дома № 18 по улице Подсоборной (ныне им. Урицкого). Часто болела мать, и большая часть домашней работы была возложена на старших мальчиков. Но, видно, с детства отличительной чертой детей в этой семье было уважительное отношение к старшим, добросовестность, исполнительность. Когда я приходила к ним, меня всегда поражали порядок и чистота в доме. Мальчики делали все беспрекословно, гулять шли, только выполнив все домашние дела и уроки».
В 1930 году Петр Тарапата закончил Луганскую (Ворошиловградскую) авиационную школу, стал членом ВКП(б) и вплоть до начала войны служил в школе инструктором. Два брата Петра, Тимофей и Иван, жившие в Майкопе или Таганроге, в 1937 году были репрессированы и погибли.
Так почему же поиск шел трудно?
Прежде всего, возникло разночтение в датах подвига. В хронике «СССР в Великой Отечественной войне 1941 ‑ 1945 гг.» (М., 1970) было сказано следующее: «1944, 29 июня, четверг. Командир эскадрильи 952-го штурмового авиаполка капитан П.В.Тарапата во время штурмового удара по окруженным войскам противника в районе Витебска был атакован немецкими истребителями, одного из них сбил огнем своих пулеметов. В бою врагу удалось поджечь самолет Тарапаты. Отважный летчик направил горевший самолет в автоколонну противника, нанеся врагу большой ущерб». А вот свидетельство документов Центрального архива Министерства обороны СССР: «По архивным документам 952-го штурмового авиационного полка установлено, что 17 ноября 1943 года капитан Тарапата с воздушным стрелком старшим сержантом Коноваловым на самолете ИЛ-2 № 8423 не вернулись с боевого задания. По докладам летавших вместе экипажей установлено, что капитан Тарапата над целью в период атаки сбит огнем зенитной артиллерии противника, сделал полную петлю и крутой разворот и пошел со снижением на территории противника вдоль линии фронта в районе восточнее Заволны».
Вот тут-то и потребовались годы поиска, бесконечная переписка с городскими и районными военкоматами (отвечавшими: «на территории Витебской области погибшим не значится», что деревень Заволны, Загрядны не территории Витебской области сейчас нет), с членами клуба «Искатель» (г. Витебск), один за другим поднимавшими из белорусских болот самолеты…
Благодаря помощи клуба, я познакомилась с И.Р.Гавриловым, полковником, который сообщил мне: «Я отлично знал и хорошо помню капитана Тарапату Петра Викентьевича. Мы находились вместе с самого начала формирования 952-го штурмового авиационного полка в г. Чапаевске Куйбышевской области в 1942 году. Я был рядовым летчиком, а Тарапата ‑ командиром 3-й эскадрильи… Для нас он был, как отец. Мы все, молодые летчики, его очень любили. Он обладал прекрасными, самыми важными человеческими качествами - добротой, гуманностью, душевностью, вежливостью, скромностью, сочувствием и состраданием. Петр Викентьевич был отличным летчиком-инструктором, смелым и находчивым, мужественным и отважным. Его эскадрилья выполняла очень важные боевые задачи в районе Орши и Витебска, Богушевска и других районах… В одном из боевых полетов не вернулся с задания капитан Тарапата. Как видели летчики, самолет Петра Викентьевича совершил в вертикальной плоскости две петли Нестерова и затем вертикально стал пикировать на скопление войск и боевой техники врага. Произошел огромный взрыв… Хорошо помню, за этот подвиг капитан Тарапата П.В. был посмертно награжден орденом «Отечественной войны» I степени. Верная дата подвига ‑ 17 ноября 1943 года».
Петр Викентьевич был женат. Жена Лидия Андреевна и дочь Анэля на момент его гибели проживали в г. Уральске. К сожалению, их поиск так и не увенчался успехом. Я даже не знаю, вручен ли семье орден П.В.Тарапаты. В истории 952-го штурмового авиаполка записано: «3-летняя дочь Тарапаты осталась сиротой. Она растет одна без родного отца, но она растет среди народа, потрясенного великим горем и бедствием этой войны. Она вырастет большая, но не будет знать своего отца, и только по рассказам матери и бабушки узнает, где ее отец». Остается надеяться, что так и было.
Фото из архива автора.