26 февраля 2011 в 01:47

Судьба фронтовика

Исполнилось 85 лет участнику Великой Отечественной войны, члену общественной организации «Народная память» Евгению Михайловичу Жихареву. Кто лучше расскажет о судьбе фронтовика, чем он сам? Предлагаем вниманию читателей воспоминания Евгения Михайловича, ставшие частью огромного поискового архива «Народной памяти».  
Я родился в феврале 1926 года в станице Аржановская Волгоградской области на реке Хопер в трудовой семье. Отец занимал ответственную должность ‑ председатель сельского Совета.
Закончил учебу в школе ‑ 8 классов, был активным учеником, занимался спортом, художественной самодеятельностью, ходил с ребятами в «ночное» пасти лошадей, интересовался сельской техникой, закалял волю, характер, ответственно относился к порученному мне делу. Шаг за шагом я взрослел.
В 1942 году в нашу станицу пришли немцы, и перед нами, молодыми защитниками Родины, встал вопрос ‑ как защитить, как помочь в трудную минуту пострадавшим.
После освобождения от немцев военное обучение я проходил в г. Нальчике в 600-м стрелковом полку. Некоторых бойцов перевели в танковую дивизию, а я при отборе попал в десантники. Потом половину бойцов вернули в стрелковый полк, и меня тоже. А десантников, среди которых я должен был быть, выбросили для выполнения боевой задачи неудачно ‑ они все погибли.
1 ноября 1943 года семнадцатилетним парнем я был призван в армию. Получили обмундирование. Мне запомнились ботинки, кованые железом, ‑ тяжелые были. Направили служить в пехоту на Западную Украину.
Ночью мы пришли на линию обороны в г. Галич Тернопольской области. Я сразу почувствовал себя взрослым и ответственным.
Местность была холмистой, после отступления немцев нам, пехотинцам, пришлось разбирать завалы - все, что мешало продвижению вперед. Рыли окопы, делали укрепления из бревен, досок. День и ночь готовились к атаке на врага.
Была поставлена задача ‑ подготовиться и перейти на другой берег реки. Основное, что надо было сделать, это подготовить и соорудить плав-средство из бревен. Мы смогли это задание выполнить и к утру были готовы к переправе. Нам помогли смекалка и ловкость. Задача была выполнена, хотя немцы засели в окопах и на пригорках с пулеметами и другим стрелковым оружием и сопротивлялись ожесточенно.
В г. Батайске я получил звание сержанта, сдал экзамены в 600-м стрелковом полку. Мне досталось отделение из 12 молодых призывников, которые были родом из разных мест Западной Украины и плохо владели русским языком.
Считаю, что в тот момент помог мой характер: я всегда легко общался с людьми и любил слушать собеседника. Я чувствовал настрой отделения, мы понимали друг друга с полуслова. А главное, помогли знания по владению оружием. Подготовка к боевым действиям с новобранцами шла непросто ‑ изучали винтовку, правила ведения боя, умение стрелять и без потерь отходить.
И вот мое отделение приняло боевое крещение. Подготовка к одной из атак проходила ночью. Напрямик идти было нельзя, шли в обход, выбирая каждый удобный бугорок. Сосредоточились на боевых позициях. Получив приказ: «Поднять все отделение», я прокричал: «Вперед! Равнение на меня!». При себе я имел связку гранат и автомат Дегтярева. Приняв один бой, мы двинулись в последующие бои за г. Галич, который был освобожден 24 мая 1944 года.
Личный состав понес большие потери. Когда получил ранение второй номер ручного пулемета и погиб наводчик, мне пришлось поднять пулемет и продолжать атаку.
За 7 дней подошли к г. Калуш, в июле шли бои за г. Станислав ‑ ивано-франковский железнодорожный узел.
Мы, пехота, получили приказ освободить эту территорию и закрепиться на этих участках. Мы провели минирование нужных точек, и немцы во время контратак подрывались на минах. Переходили с одного места на другое. Город Станислав был освобожден 26 июля. Всему личному составу объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего. 147-я стрелковая дивизия была награждена орденом Богдана Хмельницкого и присвоено наименование Станиславской.
Далее шло наступление с боями на Сандомир в Польше. 600-й стрелковый полк, где я служил в составе 147-й стрелковой дивизии, подошел к Сандомирскому плацдарму. Шло накопление войск к дальнейшему прорыву.
Когда открылся пулеметный огонь противника, мне дали задание от командира взвода уничтожить огневую точку. Обвязавшись гранатами, я дополз до ДОТа и тремя гранатами сумел подавить огонь. Когда же возвращался обратно, рядом взорвалась мина, и я получил ранение в ногу и контузию от взрывной волны. Это было 15 декабря 1944 года.
Меня подобрали санитары и отправили в медсанбат, расположенный в землянке, где оказали первую помощь. А проснувшись, я увидел, что нахожусь в каком-то монастыре среди других раненых. Помню, горели светильники, сделанные из гильз. Позднее нас рассортировали в зависимости от сложности ранения и состояния здоровья по разным госпиталям.
Я попал в г. Львов, в госпитале меня дважды прооперировали, подлечили и перевели в Сумскую область, в город Тростянец, где сделали третью операцию. В госпитале я встретил День Победы. 25 мая 1945-го, в 19 лет, я был выписан из госпиталя и должен был начинать новую жизнь.
Вернулся домой на костылях. Лечили меня на станции Золотовская, и один опытный врач советовал ходить без костылей, иначе, говорил, можно потерять ногу. Я бросил костыли и пошел.
Поступил учиться в 9-й класс. Учеба после контузии шла тяжело.
Как жить дальше? Я вспомнил наказ отца - «пробивай дорогу сам» - и занялся ремонтом часов, велосипедов, граммофонов, начал зарабатывать. Но нужна специальность, и я поехал в Саратов, пытался поступить в техническое авиаучилище, но по состоянию здоровья меня в училище не приняли.
Поехал к родственникам в Астраханскую область. А была у меня тогда высокая температура, на улице жара. Голова закружилась. Так, с чемоданчиком, я и упал на улице без сознания. В таком состоянии меня и обнаружила Сара Гринберг, директор Астраханского финансового техникума, сказав: «Молодой человек, вставайте, я вам помогу». Мы разговорились, и она убедила меня поступать в их техникум.
Так я и сделал. Окончил учебу в 1950 году успешно. Меня направили в город Воронеж, где работал в сберкассе. В дальнейшем перевели в одну из деревень Воронежской области, где прошли немцы и многое было разрушено. Меня поселили в доме, где через загородку находились животные. Теленок под печкой, козы, под лавкой поросенок. Топили избу по-черному, дров не хватало.
Затем работал в городе Россошь бухгалтером. Наградили меня почетной грамотой за отличную работу, а вскоре пригласили работать в город Воронеж заведующим филиалом в центральный банк. Потом менее чем за год перевели в ревизоры.
В 1954 году меня направили в город Кемерово, и там я встретил свою судьбу ‑ Марию Прокофьевну. И больше мы с ней не расставались.
Когда переехали с супругой во Владимир, сначала жили в гостинице - в то время не было возможности получить квартиру. Я обратился лично к министру финансов Ивану Ивановичу Фадееву в Москву, он отнесся с пониманием. Через два месяца мы получили квартиру на улице Чайковского. Работал я начальником областного управления Госбанка. Выполнял и общественную работу. В обкоме профсоюзов был членом президиума комитета физкультуры и спорта.
* * *
Евгений Михайлович Жихарев полюбил Владимир всей душой и работал не жалея сил. Банковское дело в послевоенное время велось в неподходящих условиях: очень плохие помещения, оборудования не хватало. Но было главное ‑ огромное желание наладить работу.
У Евгения Михайловича - ордена Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета», Отечественной войны, медаль «За отвагу», благодарность Верховного Главнокомандующего и другие награды. Он ценит в людях силу воли, энергию и требовательное отношение к себе. И по-прежнему верит в судьбу, но убежден, что она сильно зависит от характера и воли самого человека.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:42 За попытку поджога отделения полиции задержана 73-летняя жительница Петушков
В субботу вечером, 21 декабря, в городе Петушки Владимирской области местная жительница попыталась сжечь здание районного отдела МВД. Пламя удалось оперативно ликвидировать, поджигательницу задержали полицейские. Возбужд…
вчера в 14:34 Владимирцам рассказали о применении декоративной капусты в ландшафтном дизайне
«На отдыхе в санатории увидела, что цветочные клумбы обрамляют декоративной капустой. Но так и не поняла: это какие-то несъедобные сорта или декоративную капусту тоже можно есть?» - спрашивает читательница «Владимирских…