31 марта 2011 в 00:28

«Ценности, которые нужны ребенку, просты…»

Фото: Ирины ИГНАТОВОЙ
Каким будет образование после всех реформ? Кто и как будет учить наших детей? Это интересует каждого жителя области. Предлагаем читателям «ВВ» интервью с директором департамента образования, заслуженным учителем РФ Михаилом Корешковым.  
- Михаил Викторович, почему в образовании так длительно происходят такие серьезные реформы? Чем они обусловлены и почему никак не закончатся?
- Образование ‑ живой процесс, который, как и все живое, обязательно должен развиваться. Реформы не просто так идут, они отражают изменения в окружающей жизни. Другое дело, что идут они медленно и не всегда просчитаны. Медленно ‑ потому что меняются стереотипы и отбирается хорошее. А это длительный процесс. В образовании спешить нельзя. Это так же, как с лекарствами: должны пройти годы проверок, прежде чем можно будет сделать выводы о том, что они безвредны. Так же и в образовании: должны пройти проверку новые методики, ценности, новое содержание, чтобы сказать, что они действительно нужны и не навредят.
Реформы не должны быть сиюминутными - в угоду чьим-то политическим взглядам, амбициям отдельных людей, методическому лоббированию.
Потому они и идут достаточно медленно. Очень много неожиданных поворотов в нашей жизни происходит. К примеру, в России кардинальным образом изменился рынок труда. А система образования реагирует на эти изменения очень медленно. Могу понять, что Министерство пытается ускорить реформы, в том числе и замену профессионального образования профессиональной подготовкой. Однако все должно созреть, чтобы исключить социальные риски. Ведь система подготовки рабочих кадров выполняла социальные функции, решала вопросы соцзащиты детей, брала на себя функции занятости детей, их воспитания. Причем в этой среде находились и находятся достаточно сложные подростки. Все это должно учитываться, тем более что общество сталкивается с новыми проблемами: детским алкоголизмом и наркоманией, подростковой преступностью, экстремизмом, отсутствием толерантности.
Мы должны не только социальные риски просчитывать, но и готовить, прорабатывать модель по изменению законодательства.
- Будет ли образование платным?
- Те федеральные стандарты, которые разрабатываются, и стандарт, который вводится в начальной школе, бесплатны. Все слухи и домыслы о платности школьного образования ‑ либо чистой воды провокация, либо результат некомпетентности.
- Как пополнить кадровый учительский потенциал области? Во время недавнего «круглого стола» в п. Мелехово Ковровского района вы предлагали ввести отработку для выпускников вузов по педагогическим специальностям. По-вашему, это реально?
- Это реально сделать через заключение договоров со студентами. Огромно стремление абитуриентов поступить учиться на бюджетные места, и это правильно. Но оплачивает эти бюджетные места государство, рассчитывая, что готовит специалистов для себя. Если область остро нуждается в каких-то кадрах, а выпускники вуза после обучения не желают идти работать в школу хотя бы на три года, чтобы исполнить свой гражданский долг, то было бы справедливо взыскивать с них деньги за обучение.
Законодательство нужно изменить, потому что оно должно быть гибким и работать на защиту общества.
- Вы думаете, что отработка по три года поможет серьезно изменить ситуацию с кадрами?
- Во-первых, любая работа увлекает и затягивает. Во-вторых, многое делается для увеличения зар-плат учителям. Сегодня дефицит кадров нужно решать. И тут у нас два варианта - так же, как и с врачами. Либо учителя перекочуют в платные частные школы, где будут взимать деньги с родителей и иметь большие зарплаты, и тогда у нас не будет ни одного нормального учителя в государственных школах. Либо мы должны государственному человеку, учителю, платить достойную зарплату, и тогда сохранится бесплатность образования.
- Уровень образования в нашей области. Каков он и как оценивается?
- Первая ступень ‑ дошкольное образование. На фоне России мы выглядим очень прилично ‑ обеспеченность местами в детские сады на 10% выше, чем в целом по стране. Причем охват дошкольным образованием всех жителей области в возрасте от одного года до семи лет ‑ 74% (по России ‑ 59%), в группе от 5 до 7 лет ‑ 90,5%, от 3 до 7 лет ‑ 84%.
Предшкольную подготовку детей 5-6 лет мы планируем довести до 100-процентного показателя к 2016 году. Это будет зависеть от финансирования областной и муниципальных программ реконструкции и строительства детских садов. Обещана помощь на федеральном уровне, однако программа пока не готова.
Школьное образование оцениваем по нескольким параметрам. Важнейший ‑ результаты ЕГЭ по выбору. Средний балл выпускников за прошлый год превышает 60 баллов, а среднее значение по РФ ‑ 55,5 балла. Высоки результаты по русскому языку, биологии, информатике, улучшены результаты по математике. Есть пока проблемы только с физикой.
По охвату и созданию условий для обучения детей начальному и среднему профессиональному образованию Владимирская область находится в первой пятерке среди регионов ЦФО (центрального федерального округа). Еще один важный результат ‑ огромное количество благодарственных писем за подготовку кадров от руководителей предприятий.
- В школах вводятся новые образовательные стандарты. Каковы их плюсы и минусы?
- О плюсах говорить рано, минусы увидим только тогда, когда пройдем курс реализации стандартов. Пока вводится один образовательный стандарт в начальной школе ‑ каждый класс получает до 10 дополнительных внеурочных часов по выбору учащихся на развитие индивидуальных способностей.
- Ухудшается здоровье детей, они перегружены. Есть данные специалистов детского центра здоровья, что ситуация ухудшается с поступлением в школу.
- Не нужно считать, что школа ‑ основная причина ухудшения здоровья школьников. На здоровье влияют социальные составляющие: питание, экология, темп жизни и даже СМИ. По перегрузке школьников. Посмотрите, к примеру, объемы подготовки в царских классических гимназиях. Они несопоставимы с теми объемами, которые выдаются сегодня на уроках. К тому же сегодня есть технологии, направленные на облегчение усвоения знаний, и опытный учитель никогда не будет перекладывать свои просчеты на плечи ученика.
Безусловно, нужно повышать двигательную активность детей, создавая для этого условия. Почему наши ушуисты из Лухтоновской школы-интерната занимают первые места на чемпионатах? Много занимаются на свежем воздухе. Нужно искать варианты занятий на природе, в бассейне.
- Как социально защищены сегодня учителя? Планируется ли повышение зарплат?
- Все льготы для учителей на областном уровне сохранены ‑ их целый перечень. Педагоги получают компенсации за коммунальные услуги, в ряде территорий ‑ по проезду на транспорте. Действует система надбавок молодым специалистам и учителям, работающим в сельской местности. В прошлом году, объявленном годом учителя, в области выделены квартиры 32 педагогам. Четырнадцать ‑ в Ковровском районе, четыре ‑ в Александровском, по три ‑ в Гусь-Хрустальном, Суздальском и Меленковском районах, две ‑ в Кольчугинском, по одной ‑ в Киржачском и Судогодском. Кроме того, в Ковровском районе 12 педагогических работников получили субсидии на сумму 6,5 млн рублей на приобретение жилья, в Вязниковском идет реконструкция жилых помещений под квартиры для учителей.
В целом зарплаты педагогов области за прошлый год выросли на 5,9%. Объем стимулирующих выплат увеличился до 21,6%, и фонд надбавок мы продолжаем наращивать. С 1 июля будет повышение зарплат на 6% на федеральном уровне, однако это не кардинальное решение вопроса. Тем более так увеличились жилищно-коммунальные расходы.
- Будут ли учтены многочисленные замечания, в том числе и от нашей области, при принятии закона «Об образовании»?
- Знаю, что до сентября будет обсуждение уже исправленного закона. Мы подавали замечания по многим позициям. К примеру, о понятии «образовательные услуги». Такое понятие вводить нельзя, потому что оно переводит образование на уровень товарно-денежных отношений, а это недопустимо в нашей сфере.
- Несмотря на перипетии, на будущее вы смотрите с оптимизмом?
- Только с оптимизмом. Учителя не могут быть пессимистами, за нами ‑ дети. И реформы будут идти бесконечно, потому что они нужны. Сегодня вместе с реформами в образование пытаются внедрить много наносного и модного, особенно с позиций большой науки. А ценности-то, которые нужны ребенку, просты ‑ он должен научиться читать, писать, любить маму с папой, свою Родину, уважать старших. Эти общечеловеческие ценности остаются главными. И не надо за шелухой модных слов отказываться от них.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
22 минуты назад Суд Владимирской области вынес приговор двум организаторам нарколаборатории из Москвы
Владимирский областной суд признал виновными в незаконном производстве более 53 кг наркотиков двоих жителей Москвы. В декабре 2022 года мужчины стали участниками организованной группы и организовали в деревне Ставрово Вя…
52 минуты назад Депутаты ЗС оперативно приняли важные изменения в областной бюджет
26 апреля Законодательное Собрание Владимирского региона провело внеочередное заседание, чтобы рассмотреть проект изменений в действующий закон об областном бюджете. Коррективы внес губернатор.  В итоге принятое уточнени…