19 августа 2011 в 01:40

«Неперспективные»

Фото: Владимира ВОРОБЬЕВА
Как живется людям в некоторых деревнях Камешковского района. Владимирская область ‑ вовсе не «медвежий угол» нашей страны, не глухомань. Самый центр России, в нескольких часах езды от столицы. Но это все видимость. Чуть сверни с центральной автотрассы в сторону - и попадешь в такую глушь, что просто диву даешься.  
Камешковский район. Хотя часть его и примыкает непосредственно к городу Владимиру, здесь есть такие населенные пункты, куда в распутицу не проезжает ни «скорая», ни пожарная машина. Здесь проблемы с водой, электричеством. Глухие деревни в центре России, всего в нескольких километрах от областного центра ‑ это данность.
Несколько дней назад в редакцию обратился староста села Чистуха Камешковского района Михаил Миронов. Рассказал о том, что годами не решаются обыкновенные деревенские проблемы, большие проблемы с транспортным сообщением, с противопожарными прудами.
Михаил Миронов ‑ только год как староста, а уже готов отказаться от этого поста. Люди выбрали его и ждут помощи, решения проблем, а в чиновничьих кабинетах местной власти только отмахиваются от назойливого старосты: «Неперспективные вы…».
«Неперспективная деревня» - этот термин помнят, пожалуй, лишь пожилые люди. Он пришел из советских времен, когда укрупняли колхозы, переселяли людей из крайне малых деревень в большие поселки. Сегодня никто никого не переселяет, но назвать деревню «неперспективной» чиновники не стесняются.
Мы сворачиваем в довольно крупный поселок Второво Камешковского района. Тут еще теплится жизнь ‑ разбитая, но асфальтированная дорога, магазины, рядом ‑ крупное сельхозпредприятие. Через железную дорогу переезжаем в чуть менее крупный поселок Мирный.
Тут тоже компактно живут более 1000 человек, и инфраструктура тут еще «дышит». Но вот дальше… А дальше ‑ глухомань. На пониженной скорости пробираемся по разбитой вдрызг дороге на деревню Палашкино. Именно тут я впервые услышу слова: «Нам сказали, что мы ‑ неперспективные».
Михаил Миронов по дороге рассказывает, что это сейчас на внедорожнике мы худо-бедно пробираемся по этой дороге. Стоит пойти дождям, и это «направление» превращается в жижу, через которую мало какой водитель рискнет проехать.
- Один крутой дачник на джипе пытался прорваться, - рассказывает староста. - Сел так, что мощным грузовиком его долго не могли вытащить. Думал, что внедорожник проедет везде.
Дорога, о которой хлопочут местные жители, идет от трассы Камешково - Хохлово через Второво, Палашкино, Нестерково и выходит возле поселка Лесной.
У владимирских автоперевозчиков есть желание даже рейсовый автобус пустить по этому кольцу, но без дороги это сделать невозможно.
Приезжаем в село Палашкино. Рядом с одним из домов нас уже ждет местная староста Надежда Цапир с супругом Андреем, который является депутатом Совета народных депутатов Второвского сельского поселения.
Они рассказали, что за пару дней до нашего визита в Палашкино приезжал заместитель руководителя областного департамента дорожного хозяйства Николай Теняков. Он пояснил, что дорога, проходящая по этим населенным пунктам, находится в ведении администрации района.
Областной чиновник согласился с тем, что дороги в плохом состоянии, и обнадежил, что планируется в 2012 году эти дороги передать в областную собственность. Возможно, тогда и удастся изыскать необходимые средства на ремонт.
- Если честно, мы устали от бесконечных переписок, обращений и уже с трудом верим нашей власти, - в сердцах замечает Надежда Цапир. ‑ Когда были выборы депутата, нам так назойливо нахваливали депутата ЗС от «Единой России» А.Горшкова. Приезжали, обещали. Выборы прошли: ни Горшкова, ни обещаний. Выбрали главу (тоже от «ЕР») Второвского муниципального образования Надежду Игонину. «Вместе наведем порядок!» - призывала она с листовок. И опять ‑ отписки, денег нет.
Надежда Цапир вынимает из папочки бережно сохраненные предвыборные листовки Горшкова и Игониной. «Наши планы» - рубрика из листовки Игониной. В их числе: «Произвести ремонт дорог в населенных пунктах: с. Горки, с. Второво, с. Патакино, с. Палашкино, с. Давыдово, пос. Мирный, д. Новское».
Так в чем же дело? Почему предвыборные обещания не выполняются? Районная власть умело кивает на то, что прекращено областное субсидирование программы по ремонту дорог. При этом местные власти забывают о том, что областная субсидия ‑ это помощь. Основную ставку муниципалитеты должны делать на свои бюджеты.
- Нам говорят: ваше село неперспективное, - грустно улыбается депутат поссовета Андрей Цапир. - Устно нам сказали, что если у нас прописанных менее 125 человек, то ничего делать не будут. Считается, что населенного пункта практически нет. У нас нет сельхозпредприятия, школы ‑ значит, ничего делать не будут.
Наши дороги признали дорогами пятой категории. Зимой положено расчищать ‑ раз в месяц! То есть трижды-четырежды в год (!). Вы представляете, сколько за месяц снега наметет? Ответ один ‑ у вас мало народа. Так откуда же он у нас появится, если газа нет, дороги нет, воды почти нет, электричество ‑ на честном слове? А все это починить, провести и отремонтировать не могут потому, что… люди тут не живут. Замкнутый круг.
Самое интересное, что и в Палашкино, и в Чистуху, и в Нестерково ездит школьный автобус. Трещит мостами, но едет. Дети тут есть. В Палашкино даже многодетная семья живет.
Пока сухо, еще пробирается школьный автобусик, а в распутицу ‑ беда, зимой ‑ беда. Автолавка однажды приехала, потом водитель сказал ‑ больше не поеду. «Скорую помощь» не дождешься. Бывали случаи, когда больных на руках в соседние населенные пункты носили.
Надежда Цапир говорит, что недавно мужчина умер. Приехал в гости, сердце прихватило. «Скорую» ждали очень долго, звонили, торопили. Не успели ‑ пока «03» «доковыляла» до Палашкино, мужчина скончался.
Дома горят так, что тушить их невозможно. Пожарные едут пустые, чтобы побыстрее добраться, а в селе все пруды заросли, там тина, а не вода. Пожарные едут на Нерль, но там нет съезда.
За пять лет сгорело несколько домов, погибло трое сельчан, в том числе один ребенок. И опять напомним ‑ это не в тайге непроходимой. Это - в 20-30 километрах от Владимира!
- Нам отказали в газе (даже за наш счет), отказывают в дороге, просят софинансировать колодцы, - замечает Надежда Алексеевна. - Да, у нас не хватает до 125 человек прописанных. Постоянно живут около 60 человек. Но разве это не люди?
А летом сюда приезжают дачники и количество живущих ‑ несколько сотен. У них что, ничего не случается? Им «скорая» не нужна, пожарная? Свои машины гробят, про то уж и не говорю. Но когда спасатели не могут приехать…
У нас в трех-четырех соседних деревнях больше тысячи человек летом живет. Разве власть не обязана обеспечить их безопасность? Или мы не в России живем? Или нас нет вообще по документам? Тогда признайте у нас ситуацию чрезвычайной и переселяйте отсюда, - говорит Надежда Цапир.
Едем в село Чистуха. Михаил Миронов рассказывает, что здесь проблемы схожие. Если «напрямки», то от Чистухи до Владимира 24 километра. Но дорога эта идет через поселок Велесово Суздальского района.
Мало того что дорога ухабистая и в распутицу непроезжая, так там взяли и продали кусок земли, где проходила эта дорога.
Другая дорога ‑ через Второво. Третья ‑ через Нестерково. И все они ‑ «убитые».
В самом селе ‑ тоже проблема. Дорога асфальтовая только до половины деревни. Дальше ‑ «неперспектив». Словно и не живут тут люди. После дождей проехать невозможно.
Даже машина, собирающая мусор, не ездит в ту часть села, где нет асфальта. Есть опасения, что многотонная груженая спецтехника увязнет в глине. Не поедет туда «скорая», с трудом ‑ пожарная машина.
- Один из главных наших вопросов ‑ противопожарные пруды, - поясняет староста. - Главный и самый большой пруд зарос и высох. Где брать воду ‑ непонятно. Водокачка давно не работает, у всех скважины или колодцы.
Был пожар, так машины огнеборцев попытались на Нерль за водой съездить. Не получилось. Нам говорят, что для очистки нужна крупная спецтехника.
Это очень дорого - 800-1300 рублей в час. Вот мы собрали с грехом пополам 20 тысяч рублей, но это на день работы. Чтобы все очистить, привести в порядок, чтобы и подъезды были, это надо… Даже и не знаю сколько, но очень большие деньги. Нам таких не собрать, - говорит М.Миронов.
Самое интересное, что если взять официальные сводки МЧС, то можно увидеть, что муниципальное образование Второвское в противопожарном отношении выглядит благополучно. И к лесным пожарам готово, и к бытовым.
А мелкие населенные пункты типа Чистухи, Палашкино, Нестерково ‑ просто не упоминаются нигде. Там же прописанных ‑ менее 125 человек. Неперспективные! Значит, вроде как и нет этих сел. Хотя приезжайте летом ‑ сотни людей, машин. Владимирские, московские номера.
- Нет, - с улыбкой рассказывает Михаил Миронов. ‑ Про нас тут вспомнили в противопожарном плане. Пришла резолюция ‑ повесить рынду! На мои возражения ‑ зачем нам рында, если пожарный пруд пересох, воду брать негде, было сказано ‑ положено!
На очистку пруда у муниципалитета денег нет, да и не вспоминает никто. А вот рынду ‑ поставьте! Видать, после скандала с Путиным такие инструкции. На все мои просьбы, требования, письма ответ один: хотите что-то сделать, построить - пожалуйста. Но за свой счет. Хоть дорогу, хоть пруд, - говорит М.Миронов.
Пришлось побывать в Чистухе на местном сельском сходе. Вопросов много, люди раздражены. По одной стороне электроснабжение нормальное, по другой ‑ еле лампочки мерцают, а техника ‑ и вовсе не работает.
На столбах висит новенький СИП-провод. Михаил Миронов говорит, что в прошлом году собирались подключить, заменить, освещение в селе сделать. Но случился ураган, и выделенные на Чистуху деньги, а также ремонтники были переброшены в район бедствий. С тем «модернизация электрификации» в Чистухе и умерла.
- Народ сам по себе инертный, а как видит такое отношение властей, так вообще никому ничего не надо, - резюмирует Михаил Миронов.
Мы проехали и в Нестерково. Тут все те же беды. Нет газа, вода ‑ с перебоями, дороги нет. Горящая проблема ‑ ливневая «трубочка» поперек дороги. Хозяйство пришло в негодность. Не дай бог провалится школьный автобус.
Но опять та же песня ‑ денег у местных властей на благоустройство нет, потому что в населенном пункте нет людей, а людей нет, потому что нет благоустройства.
Чтобы выкопать бетонную трубу и положить новую, нужно 1,3 миллиона рублей только на проект (!). Чуть ли не столько же ‑ на работу. Муниципалитет такого позволить себе не может.
Дорога в 20-25 километров до поселка Лесной занимает чуть не час.
Что же делать с неперспективными деревнями, селами? Почему из-за чиновничьих инструкций более 1000 человек летом и пара сотен зимой (это только по трем селам, а есть там еще и коллективные сады) должны жить в центре России, как в безлюдной непроходимой тайге?
Они платят налоги, в том числе и на эту землю, честно выполняют свой долг перед государством. По большому счету ‑ это неважно, в каком муниципалитете ты живешь. Если «младший брат» не справляется, пусть помогают «старшие» - область, Федерация.
Таких сел, как Чистуха, по всей России не счесть. Летом, в дачный сезон, сюда выезжает очень много людей. А вот вопросы благоустройства остаются нерешенными.
И в самом центре России, прямо у порога областного центра есть населенные пункты, куда не может добраться «скорая», пожарные, куда отказывается ездить автолавка и мусоросборочная машина.
Неперспективные ‑ это как приговор. Но за этими неперспективными селами ‑ люди. Наши, простые живые люди, которые все еще надеются и на власть, и на государство.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
25 минут назад Прокуратура оценила ход работ по благоустройству территорий новых ФАПов
Прокуратура Камешковского района опасается возможного затягивания сроков выполнения работ по благоустройству территорий вокруг двух новых фельдшерско-акушерских пунктов в поселке Новки и селе Патакино.
вчера в 19:34 Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…