22 сентября 2011 в 00:08

Мастер «воскресной» фотографии

Фото: Фотографии из архива Т.П.Мещаниновой и коллекции Г.Г.Мозговой
 Недавно ушла из жизни коренная владимирская жительница, один из редких долгожителей Тамара Павловна Мещанинова (1918 ‑ 2011). В свое время с Тамарой Павловной меня свело серьезное увлечение историей развития фотодела во Владимирской губернии: семейный архив моей новой знакомой был потрясающим по разнообразию, полноте, качеству. Под стать ему была и память его хозяйки. Немало интересных находок ожидало меня и в семейных альбомах Т.П.Мещаниновой, через всю жизнь пронесшей безграничные любовь и уважение к своим предкам. В память о Тамаре Павловне я хочу рассказать сегодня о ее отце, фотографе-любителе Павле Михайловиче Мещанинове (1883 ‑ 1954).
В предреволюционное десятилетие Павел Мещанинов, всегда тянувшийся к технике, имевший просто золотые руки, как и многие современники увлекся фотографией. «Любительство в фотографии вскоре… начало означать нечто большее, чем одно только воскресное фотографирование членов семьи». Однако для истории, краеведения, да и просто для нас, сегодняшних, немалое значение имеют те самые «воскресные» снимки, выполненные юристами или врачами, инженерами или учителями в выходные дни или просто в свободное время, когда фотограф-любитель отправлялся с камерой поснимать свой город, выезжал с друзьями на пикник или просто, оставаясь дома, ловил в объектив милые его сердцу лица домашних. Не будь этой «неофициальной» фотографии, и мы могли бы не узнать, как выглядели многие города, села, слободы, погосты старой России, как одевались, как жили люди, их населявшие, что вызывало их интерес, что радовало их, что огорчало.
Павел Михайлович родился 26 июня (по новому стилю) 1883 года в г. Покрове, в семье местного мещанина, почтового служащего Михаила Михайловича Мещанинова. Семья жила небогато, а когда мальчику исполнилось 5 лет, и вовсе лишилась единственного кормильца. Маме, Прасковье Васильевне, пришлось очень нелегко. Перебивалась как могла, но сын все же смог закончить Покровское городское училище.
Неизвестно, как сложилась бы жизнь Павла, не попадись этот смышленый мальчик, поступивший в покровский городской суд рассыльным, на глаза судьи Александра Александровича Эрна. Судья ввел его в свою семью. Поступив на службу присяжным поверенным, А.А.Эрн взял молодого человека с собой в губернский центр.
Во Владимире, где с 1902 года Павел Михайлович служил в гражданском отделении Владимирского окружного суда, и пришло к нему увлечение фотографией. Постепенно Павел Михайлович вырос до должности судебного пристава. Тогда-то, очевидно, он и смог купить произведенную в Лондоне фотокамеру и все необходимое к ней, выписал специальные периодические издания, начал покупать фотоматериалы. Во всяком случае, самой ранней датой на выполненных П.М.Мещаниновым снимках является август 1911 года. Это общий вид г. Сенгилея Симбирской губернии, куда, вероятно, забросил судебного пристава разъездной характер его работы. Тамара Павловна бережно сохранила многое из того, чем пользовался отец, даже фотобумагу дореволюционного производства с инструкциями по ее применению. Она очень жалела, что при переезде пришлось разобрать смастеренный отцом хитрый шкаф, в обычное время служивший шкафом для одежды, а при необходимости превращавшийся для Павла Михайловича, а затем и его сына Бориса в проявочную комнату.
Интересно, что именно в суде нашел Павел Михайлович и свою будущую жену ‑ Лидию Дмитриевну Колтыпину (1886 ‑ 1922): она и ее сестра Зиновия (1883 ‑ 1965), дочери судьи Дмитрия Ивановича Колтыпина, служили здесь «пишбарышнями». 1912 год стал очень важным для Павла Мещанинова: он женился на Лидии Колтыпиной и получил назначение в Переславль-Залесский.
Мещаниновы быстро сошлись с местной интеллигенцией. Известно, что еще до отъезда в Переславль Павел Михайлович обращался за советами по фотографированию к известному владимирскому фотографу Виктору Владиславовичу Иодко. В Переславле он тоже не остался без поддержки профессионала: Мещаниновы подружились семьями с местным фотографом Михаилом Михайловичем Эндриксоном.
Можно сказать, что именно на переславский период жизни и пришелся расцвет фототворчества П.М.Мещанинова. Главное, Павел Михайлович много снимал Переславль, и самыми интересными, очевидно, являются для нас фотографии Переславль-Залесского в праздничном убранстве по случаю посещения его Николаем II в мае 1913 года: Царский мост, Царская веранда, крестный ход на Плещеевом озере.
К 1918 году Павла Михайловича перевели на службу во Владимир, где и родилась Тамара. Наступали однако совсем другие времена. Работу Павлу Михайловичу при новой власти найти было трудно, вот и жили Мещаниновы то в Коврове, то в Гавриловом Посаде, а Павел Михайлович заканчивал все новые и новые курсы ‑ бухгалтерские, электротехнические. В довершение всего в апреле 1922 года умерла ожидавшая третьего ребенка Лидия Дмитриевна. Перед смертью Лидия Дмитриевна убедительно просила мужа и сестру соединить свои судьбы: тогда Зиновия, лишенная возможности иметь собственных детей и потому не выходившая замуж, обретет свою семью и заменит сиротам мать.
Предсмертная воля Лидии Дмитриевны была исполнена. Четырехлетняя Тамара сразу же назвала Зиновию мамой, девятилетнему Борису сделать это было труднее, хотя он очень любил добрейшую Зиночку. Однако семья состоялась. Павел Михайлович всегда был заботлив, внимателен, ласков, характер же Зиновии Дмитриевны все знавшие ее называли «ангельским». Душа в душу прожили Павел и Зиновия Мещаниновы 32 года, и дети росли в атмосфере любви, согласия, взаимопомощи.
Еще до революции Зиновия Дмитриевна выучилась в Москве на зубного врача, имела собственный зубо-врачебный кабинет во Владимире. Новая власть направила ее в распоряжение райздравотдела Гороховца, где за неимением помещения она принимала больных в доме брата Сергея. Первое время после смерти сестры здесь же жили и дети, а с 1924 года - Мещаниновы опять во Владимире. Нелегко им пришлось. До 1927 года стояла Зиновия Дмитриевна на бирже труда, довольствуясь лишь временной работой. Павла Михайловича увольняли при каждой очередной «чистке» госаппарата: слово «пристав» в названии его прежней должности наводило малограмотных чиновников на мысль о службе Павла Михайловича в полиции. А тут еще преследование дорогих сердцу людей, арест и гибель в Соловецких лагерях А.А.Эрна…
И пенсию Павел Михайлович долго не мог получить, вынужден был обратиться в Наркомюст. Лишь в 1946-м, когда во Владимир пришла «бумага», в которой окончательно разъяснили наконец что судебный пристав «лишенцем» не является, Павлу Михайловичу выдали пенсию сразу за три года. Павел Михайлович был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 ‑ 1945 гг.». А вот многолетний безупречный труд прекрасного зубного врача З.Д.Мещаниновой (26 лет работала она в хорошо знакомой владимирцам поликлинике у Золотых ворот) был отмечен правительством очень высоко: в 1953 году ей был вручен орден Трудового Красного Знамени.
Несмотря на многие трудности, Мещаниновы подняли детей, дали им высшее образование. Не сразу был принят в высшее учебное заведение не имевший рабоче-крестьянского происхождения, не вступавший в комсомол Борис, поэтому и институт заканчивал поздно, в 1941 году. Покупал себе обновки, начал подумывать о женитьбе, а тут война… Борис погиб в августе 1943 года под Смоленском.
Тамара, эвакуированная в ходе войны из Крыма, куда получила распределение после окончания института, в Краснодарский край, только в октябре 1942 года в расползшемся летнем сарафане, в рваных туфлях, из которых торчали пальцы, с трудом добралась до дома: с августа пешком по трудным прифронтовым дорогам шла она во Владимир.
30 лет отдала Тамара Павловна любимой работе зоотехника по птицеводству. До последних минут была она хранительницей памяти семьи и замечательных работ своего отца, фотографа-любителя П.М. Мещанинова, работ, на которых запечатлены милые сердцу уездные города Владимирской губернии и населявшие их люди с добрыми, открытыми, по-настоящему интеллигентными лицами.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:51 Владимирских регоператоров ранжировали по количеству жалоб от населения
25 ноября в ходе оперативного совещания правительства Владимирской области был поднят вопрос о качестве уборки твёрдых коммунальных и крупногабаритных отходов в муниципалитетах.
вчера в 19:23 Еще трое участников массовой драки во Владимире взяты под стражу
В общей сложности за решетку отправлено семь человек, которые ночью 9 ноября 2024 года на улице Ильича, рядом с одним из клубов устроили драку. Причем, в качестве мишени для бития они выбрали одного из посетителей заведе…