31 мая 2012 в 00:47

История Никитской церкви

250 лет назад во Владимире началось строительство Никитской (ранее - Предтеченской) церкви, расположенной севернее Золотых ворот и украшающей собой современный городской пейзаж.  
Купеческая
история
В XII веке на месте нынешнего здания Никитской церкви находился Козьмодемьянский монастырь. Его игумен Арсений на третий день после убийства 29 июня 1174 года князя Андрея Юрьевича, пренебрегая опасностью, первым явился в княжеские палаты и совершил погребальное отпевание над телом убитого князя. Вероятно, Козьмодемьянский монастырь был небольшой, включал в себя деревянные здания. Когда его упразднили ‑ сведений нет.
История Никитской церкви до XVII века до сих пор неизвестна. Строительство нынешнего храма начал в 1762 году владимирский купец Семен Андреевич Лазарев. За несколько лет он на собственные средства построил каменное здание Никитской церкви. Она получилась трехэтажная, имела форму продолговатого четырехугольника. Престолы были расположены на всех трех этажах. На первом, в теплой церкви ‑ во имя святых Козьмы и Демьяна, на втором, в летней церкви ‑ во имя святого Иоанна Предтечи, на третьем ‑ во имя святого великомученика Никиты. Эта новая каменная до сегодняшнего дня существующая церковь была освящена духовником императрицы Екатерины II владимирским епископом Павлом.
Лазаревы принадлежали к верхушке местного купечества. Семен Андреевич Лазарев был членом Владимирского городового магистрата, гласным Городской думы, городским головой. Не забывал он и о купеческих делах: торговал сукном и шелком, овощами в своих лавках в гостином дворе. Богатый человек, Лазарев имел каменный дом, харчевню, три сада, несколько лавок, землю за Клязьмой.
Из всех Лазаревых особенно повезло Ивану Лазареву. Его дочь Александра вышла замуж за сына шуйского купца-миллионера Диомида Васильевича Киселева. Основателем их рода был Максим Степанович Киселев, выходец из крепостных, торговавший кожами и полотном. Его сын Василий разбогател, занимаясь оптовой торговлей бумажной пряжей из Англии. Первая жена сына Василия ‑ Диомида - скончалась, оставив после себя дочь Елизавету и сыновей Ивана и Дмитрия. Но уже через два месяца после смерти первой жены Диомид Васильевич справил свадьбу с Александрой Ивановной Лазаревой. Диомид Киселев, владелец нескольких мануфактур в Шуе и Москве, жил в Москве, был знаком с Василием Тропининым, который писал портреты членов семьи Киселевых для их галереи. Так появился и портрет Александры Киселевой, урожденной Лазаревой. Сегодня это единственный известный портрет владимирской купчихи кисти известного художника Тропинина.
Счастье молодой семьи длилось 4 года. В июле 1831 года Василий Максимович и Диомид Васильевич Киселевы умерли от холеры. Наследниками многомиллионного состояния стали сыновья Диомида Киселева от первого брака Иван и Дмитрий, а также их мачеха Александра Ивановна.
Молодая женщина, Александра Ивановна недолго оставалась одна. В 1836 году она вновь вышла замуж - за шуйского городского врача Андрея Ивановича Гильденбранта. Братья Киселевы, пасынки Александры Ивановны, прекратив торговлю английской бумажной пряжей, разорились и умерли в бедности.
Король владимирского мыла
16 лет, с 1849 по 1855 год, должность церковного старосты Никитского храма исполнял владимирский купец 1-й гильдии Петр Васильевич Козлов. Он устроил на свои средства два придела с иконостасами по обеим сторонам прежней Никитской церкви. Но проект оказался неудачным. Сами пристройки для приделов были сделаны высокие, в уровень с карнизом 2-го этажа. Окна в стенах пристроек были только вверху. Верхняя, а особенно нижняя церкви стали темные и сырые, потому что в приделах не было нижних окон. В том же году на деньги Козлова владимирский мещанин Воронов расписал теплый храм.
Средства на благотворительность Козлову давал доход от своего дела. Начав с 3-й гильдии, в 1843 году Петр Васильевич записался во 2-ю гильдию, а потом стал купцом и 1-й гильдии. В 1852 году Козлов открыл во Владимире первый мыловаренный завод (до этого времени город снабжался мылом из села Павлова Нижегородской губернии). В 1858-1860 годах выработка мыла на его предприятии достигала 20 тысяч пудов (стоимостью 70 тысяч рублей).
В августе 1859 года Козлов направил в Сенат ходатайство о возведении его с семейством в потомственное почетное гражданство. Принадлежность к привилегированному сословию означала пожизненное освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Владимирский отставной подпоручик Булгаков, узнав об этом, просил Сенат не утверждать купца в звании, так как тот был судим в числе других членов Сиротского суда за растрату денег, принадлежавших малолетним купцам Лазаревым. Жалоба возымела действие. В почетном гражданстве Козлову было отказано.
«Анна» на шее
В 1867 году на должность церковного старосты заступил прихожанин Никитской церкви владимирский купец 2-й гильдии Николай Львович Философов. На его средства были исправлены недостатки пристроек, возведенных при Козлове. В нижнем этаже их были пробиты окна, приделы разделены на два этажа и в верхнем этаже соединены с верхней церковью большими арками. Храм стал светлым и сухим.
Философов вел активную общественную жизнь, в разное время был членом Владимирского городового магистрата, городской управы, училищного совета, председателем Сиротского суда. За 12-летнюю службу в должности почетного мирового судьи при Владимирском окружном суде Николай Львович был награжден орденом св. Анны III степени. Орден дал право именоваться ему потомственным почетным гражданином и кавалером.
21 ноября 1897 года Философов умер. Отпевали его в Никитской церкви, рядом с ней и похоронили. Много сделал этот достойный прихожанин для Никитского храма. Более 50000 рублей собственных средств потратил на украшение, устроил вокруг храма каменную, с железными решетками ограду, приобрел в собственность церкви 2 участка земли. Построил на ней 2 каменных дома: двухэтажный с лавкой - для причта и трехэтажный - для церковно-приходской школы и призрения престарелых прихожан.
14 марта 1882 года умер известный прихожанин Никитской церкви ‑ археолог, архитектор Николай Андреевич Артлебен. Его похоронили на Князь-Владимирском кладбище. Имевший дворянские корни, он окончил Дворцовое архитектурное училище в Москве, с 1851 года был архитектором во Владимирской казенной палате и с 1857 года ‑ владимирским епархиальным архитектором. В 1869 году он вел наблюдение за перестройкой Никитской церкви. По проектам Артлебена во Владимире построены Георгиевский придел Успенского собора, епархиальное женское училище (ныне дом № 3, ул. Луначарского). В 1879 году его назначили секретарем Владимирского губернского статистического комитета, редактором неофициальной части газеты «Владимирские губернские ведомости».
В 1899 году церковным старостой Никитского храма был избран купец 2-й гильдии Дмитрий Петрович Гончаров. На его средства в верхнем холодном храме были устроены новые резные вызолоченные клиросы, позолочен средний иконостас в нижнем этаже. Вскоре по старости (ему было 76 лет) и слабости здоровья Гончаров отказался от должности, и на его место выбрали дворянина Николая Васильевича Рагозина, служившего во Владимирском губернском правлении.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
12 минут назад Прокуратура оценила ход работ по благоустройству территорий новых ФАПов
Прокуратура Камешковского района опасается возможного затягивания сроков выполнения работ по благоустройству территорий вокруг двух новых фельдшерско-акушерских пунктов в поселке Новки и селе Патакино.
вчера в 19:34 Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…