2 ноября 2012 в 01:11

«Два портрета на фоне Смуты»

Так называется выставка, которая откроется сегодня, 2 ноября, во владимирских Палатах в 12.00. Она продлится до 2 декабря Современниками и участниками важнейших событий четырехвековой давности, знаковыми фигурами Смутного времени начала XVII столетия стали князь Дмитрий Пожарский и святитель Арсений Элассонский. Первый ‑ храбрый русский воин, талантливый полководец, возглавивший народное ополчение, гражданин и патриот. Второй ‑ греческий архиепископ, активно участвовавший в церковной и политической жизни России, автор записок о современных ему событиях и первого греческого сочинения по русской истории.  
Различен их вклад в историю, непохожи судьбы, но оба являются яркими, неординарными личностями и олицетворением Смутного времени. Жизненные пути князя Пожарского и святителя Арсения пересекались - оба участвовали в избрании царя Михаила Романова и венчании его на царство. Божья воля свела их и после смерти - оба похоронены в Суздале. Дмитрий Пожарский ‑ в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре, Арсений Элассонский ‑ в кафедральном Рождественском соборе, ведь последние годы его жизни были связаны с Суздалем, где он занимал кафедру архиепископа.
Выставка даст возможность посетителям узнать о судьбах этих подвижников земли Русской, являющих нам пример верности долгу и христианским идеалам.
Дмитрий Михайлович Пожарский
Представитель старинного рода князей Стародубских, Рюрикович по происхождению. Родился в 1578 году. Рано начал дворянскую службу, в конце XVI в. имел чин стольника. Полководческие способности князя ярко проявились в годы Смутного времени, когда над Россией нависла угроза потери национальной независимости. Был воеводой в различных городах, участвовал в сражениях с войсками самозванцев в составе Первого земского ополчения. После ранений в московских боях лечился в своей суздальской вотчине, селе Мугреево.
Современники высоко ценили военные способности князя, уважали его честность и верность долгу. Он был приглашен возглавить новое ополчение, собиравшееся Козьмой Мининым в Нижнем Новгороде. Дмитрий Михайлович стал военным вождем всенародной рати, руководил обучением ополченцев, лично участвовал в боях, а также возглавил «Совет всей земли Русской» ‑ временный орган верховной власти на освобожденной от врагов территории.
Осенью 1612 года после длительной осады и кровопролитных боев ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило от иноземных захватчиков столицу. По преданию, благодарные москвичи в знак признательности преподнесли Дмитрию Михайловичу парадную саблю в ножнах, украшенных драгоценными камнями.
Новый царь Михаил Романов, избранный на Земском соборе в 1613 году, высоко оценил заслуги Пожарского и пожаловал его боярским чином, которого не имел ни один из предков князя. До самой смерти в 1642 году князь Пожарский верой и правдой служил на разных поприщах Отечеству. Похоронен Дмитрий Михайлович в Суздале, в родовой усыпальнице, расположенной в Спасо-Евфимиевом монастыре. В монастырской ризнице хранилось множество богатых вкладов, связанных с представителями рода князей Пожарских. Часть из них можно увидеть на открывающейся выставке.
Интересна судьба захоронения великого полководца. О временной утрате мемориала на могиле, о возрождении и современном его состоянии также рассказывается на выставке.
Святитель Арсений
Он родился в 1550 году в семье священника в Греции, получил хорошее образование. В 22 года пострижен в монахи. В 1584 году избран архиепископом Элассонским, в составе церковных посольств, обращавшихся к русским царям за финансовой помощью, неоднократно посещал Москву, а в 1589 году там остался.
Прославился знанием древних книг, как искусный каллиграф в составе греческой книгописной школы переписывал книги, вел подробные записи о современных ему событиях.
В 1597 году святитель Арсений был поставлен архиепископом Архангельским ‑ «хранителем царских гробниц» в Архангельском соборе Московского Кремля.
В Смутное время ему пришлось пережить частые смены правительств, народные бунты, бесчинства иноземных завоевателей. После ареста поляками в мае 1611 года патриарха Гермогена святитель Арсений стал главой православного духовенства в Москве и участвовал в переговорах боярского правительства с королем Сигизмундом III.
В 1612 году, во время осады Москвы, святитель перенес тяжелейшие испытания: голод, болезнь. Находившемуся на грани жизни и смерти Арсению было чудесное видение. В келью к нему явился преподобный Сергий Радонежский и предсказал скорейшую победу русскому войску. Это явление чудесным образом исцелило святителя. Сбылось и предсказание: наутро ополченцы вошли в Китай-город, а вскоре и вся Москва была освобождена от поляков. В ноябре 1612 года Арсений Элассонский во главе московского духовенства с Владимирской иконой Божией Матери приветствовал войско освободителей Минина и Пожарского у Спасских ворот Кремля.
В 1616 году Арсений Элассонский был назначен архиепископом Суздальским и Тарусским, но подолгу жил в Москве, активно участвовал в общецерковных делах. Умер он в 1625 году, был погребен в Рождественском соборе в Суздале.
Вскоре после смерти святителя установилось его местное почитание. В 1668 году были обретены нетленные мощи Арсения. В 1982-м его имя было включено в Собор Владимирских святых. День памяти святителя - 23 июня.
В 2005 году специальная комиссия провела обследование и вскрытие захоронения святителя Арсения Элассонского в суздальском Рождественском соборе. Мощи святого извлекли из старой гробницы и поместили в новую раку, установленную для поклонения в центральной части собора. В 2006 году частица мощей Арсения Элассонского была торжественно передана представителям Греческой православной церкви, где архиепископа также почитают как святого.
Сохранившиеся на мощах святителя Арсения фрагменты его церковных облачений отреставрированы. Эти уникальные образцы средневекового лицевого шитья - достойное украшение экспозиции «Золотая кладовая» в Суздале. Часть их представлена на открывающейся выставке, в том числе только что отреставрированная фелонь святителя Арсения.
Судьбы двух знаковых личностей в истории России периода Смуты ‑ русского полководца-освободителя Дмитрия Пожарского и греческого церковно-политического деятеля Арсения Элассонского ‑ служат примером патриотизма, верности христианским идеалам и символом национального единения.
На выставке представлены уникальные экспонаты, связанные с именами Дмитрия Пожарского и Арсения Элассонского. Здесь собраны вместе раритеты из разных экспозиций и фондов музея, из мастерских реставраторов.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:34 Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…
вчера в 18:55 Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…