Наш регион может стать пионером массового возвращения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Несмотря на то, что закон позволяет это делать с 2002 года, юридической практики в стране нет. Создавая прецедент, областной департамент имущественных и земельных отношений подал в суд два иска по пяти земельным участкам общей площадью 60 гектаров.
Это бывшие колхозные пашни в Судогодском и Меленковском районах, в 1990-е разделенные на паи.Похожих полей в области немало. Судьба их сложилась по-разному. Те, что достались оборотистым хозяевам, имеют удобный подъезд, ЛЭП и газопровод поблизости, давно уже застроены коттеджами. «ВВ» рассказывали не одну историю подобных превращений.
Другие угодья, избежавшие подобной участи, как будто забыты хозяевами. Возможно, спроса со стороны потенциальных дачников не было; возможно, местное население вместе с властями заняло принципиальную позицию и не позволило застроить бывшие поля; возможно, у хозяев не хватает сил и желания их обрабатывать. Так или иначе, но вместо картофеля и овса нынче на них растут березки да сосенки. Причем, судя по возрасту деревьев, не пашут, не сеют и даже не косят здесь уже как минимум 10 лет.
Несмотря на столь убедительные доказательства неиспользования земли, изъять ее непросто. Закон, вроде бы позволяющий отобрать у нерадивого хозяина участок, требует сначала предупредить собственника, затем оштрафовать его за неисполнение предписания и только если и после всех этих мер землевладелец так ничего и не посадил, разрешает обратиться в суд с просьбой изъять у него владения.
Сложность и длительность процедуры, а также пробелы в законодательстве, предоставляющие перекупщикам массу уловок для ухода от ответственности, не способствуют возвращению сельхозугодий в оборот. Так, если владелец земли хотя бы раз в три года скосит на участке траву, претензий к нему, скорее всего, не возникнет. Если собственник подарит или продаст свой участок, получив предписание, то новый владелец может еще три года ни о чем не беспокоиться. Так латифундисты и тянут время в надежде, что со временем стоимость земли возрастет.
Землевладельцы, в отношении которых поданы иски, свои участки забросили вовсе: на предупреждения не реагировали, попыток сохранить землю не предпринимали. Теперь они могут лишиться собственности. Если суд примет решение об изъятии земли, то она будет выставлена на публичные торги, чтобы земля обрабатывалась, а вырученные деньги выплатят собственнику.
Если первый опыт окажется удачным, то со временем можно будет вернуть в оборот 205 тысяч гектаров пашни, которые сейчас зарастают бурьяном. А это пятая часть всех земель сельскохозяйственного назначения в регионе.