Жестко критикуемый закон о госзакупках (94-ФЗ) прекращает свое действие с 1 января 2014 года. В России внедряется контрактная система, в тонкостях которой «ВВ» помог разобраться начальник областного управления размещения государственного заказа Юрий Соловьев.
- Юрий Анатольевич, в чем принципиальное отличие контрактной системы от критикуемого 94-ФЗ?- Главное - теперь закон четко устанавливает все три стадии закупки, в отличие от 94-ФЗ, который регулировал только стадию определения поставщика. Новый закон регламентирует не только процесс торгов, но и то, что происходит до и после них: планирование закупок, заключение и исполнение контрактов. Теперь станут обязательными план закупок на 3 года, план-график закупок. Все это будет публиковаться в единой общероссийской информационной системе (ЕИС). Любые контрольные органы, общественные организации и граждане смогут узнать, что мы закупаем. Это антикоррупционная мера. Но для нас она не нова - в нашей области закупки планируются, а планы публикуются с 1998 года, хотя такого требования в 94-м законе не было.
- Но ведь жизнь порой ломает любые планы. К системе госзакупок и раньше были нарекания из-за ее неповоротливости...
- Корректировать план можно, и у нас это происходит по мере необходимости в течение года. Происходит это быстро, как только возникла потребность - и тоже открыто. Главное условие ‑ любое изменение в план-график закупок необходимо прежде всего разместить в ЕИС и только потом можно приступать к процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя). А вот сроки проведения торгов с введением контрактной системы сократятся. Если сегодня конкурсная процедура занимала порой до 1,5 месяца, то теперь будет максимум 40 дней, а при желании можно уложиться и в 25. Время на проведение электронного аукциона сократили с 20 до 15 дней.
- Больше всего 94-ФЗ ругали за то, что он обязывал покупать самый дешевый товар, даже если заранее известно, что он плохой. В контрактной системе будет по-другому?
- В контрактной системе будет больше процедур определения поставщика. Основной формой станет конкурс. Добавляется конкурс с ограниченным числом участников ‑ для инновационной продукции. Его участники должны обладать определенными ресурсами, в том числе интеллектуальными. Еще одна новая форма ‑ двухэтапный конкурс для проектных работ, например. Сначала происходит конкурс предложений, а потом конкурс на лучшие условия реализации победившего предложения. Цена остается обязательным критерием, но в большей степени упор будет делаться на квалификацию, опыт работы, обладание оборудованием, людские ресурсы.
- 94-ФЗ создавал режим наибольшего благоприятствования бизнесу, как правило, в ущерб интересам государственного заказчика. Контрактная система поможет уравновесить их положение?
- В контрактной системе появляется то, о чем все мечтали: возможность одностороннего расторжения контракта. Не просто так, конечно. Причины должны быть обоснованы, но сегодня у заказчика такого права просто нет. Если заключен контракт, а победитель ничего не делает, то расторжение возможно лишь по соглашению сторон или через суд. Теперь мы имеем возможность быстро разорвать контракт, и в суд придется идти подрядчику.
- Есть ли в контрактной системе инструменты против демпинга и сговора участников?
- В новом законе прописано, что если участник снизил цену более чем на 25%, то он должен предоставить обеспечение в повышенном размере и объяснить, на чем он собирается экономить. И заказчик уже будет смотреть, а стоит ли с ним вообще заключать контракт.
А вот сговор доказать сложно. Здесь необходимы совместные действия заинтересованных сторон, в первую очередь, самих участников размещения заказа, которых принуждают к каким-то действиям по ограничению конкуренции.
- 94-ФЗ, который задумывался ради повышения эффективности расходования бюджетных средств, не всегда приводил к этой цели. Контрактная система исключит возможность покупки золотых кроватей, медоборудования втридорога и маргарина вместо масла для детского питания?
- В контрактной системе появляются дополнительные контрольные органы. Теперь есть общественный контроль. Любая общественная организация, любой гражданин может направить заказчику запрос по поводу конкретной закупки. Появилось понятие «аудит». По закону Счетная палата каждый год по итогам аудита будет готовить соответствующую информацию и размещать ее в ЕИС. Вводится мониторинг закупок. И федеральный орган, и мы на местах должны будем каждый год проверять эффективность закупок. Что будет включаться в понятие «эффективность»: только экономия или достижение программных целей, или то, что жалоб нет, ‑ пока неизвестно. Федеральная антимонопольная служба продолжит контролировать закупки.
- Готова ли наша область к переходу на контрактную систему?
- Для того чтобы контрактная система заработала, нужно принять еще около 60 подзаконных актов. Она вступает в силу с 1 января 2014 года, но отдельные статьи ‑ только в 2015-м, 2016-м и даже в 2017 году. В принципе, войти в контрактную систему нам сегодня ничто не мешает. Необходимо принять некоторые управленческие решения, должны выйти постановления губернатора, глав администраций МО, нужно определиться с уполномоченным органом.
- Департамент имущественных и земельных отношений по-прежнему будет заниматься закупками для областных заказчиков?
- Я думаю, на уровне области мы оставим у уполномоченного органа функцию подготовки сводного плана закупок и стадию определения поставщиков путем проведения торгов для областных заказчиков. У нас это уже отработано, поскольку мы порядка 7 тысяч торгов в год проводим. В России тоже происходит централизация процесса закупок, и в законе это прописано.
- Что изменится для заказчиков с введением контрактной системы?
- Процесс закупок переводится на профессиональную основу. Если у заказчика объем закупок превышает 100 миллионов рублей в год, он обязан создать контрактную службу. Заказчик с объемом закупок до 100 миллионов должен назначить у себя контрактного управляющего. Это сотрудник, который планирует и отвечает за заключение, исполнение контракта, осуществляет приемку продукции. Раньше этим занимались главврачи, директора школ, в лучшем случае ‑ завхозы. Я думаю, в перспективе это должна быть профессия, как оценщик или арбитражный управляющий. Может быть, это должна быть отдельная служба в департаментах социальной сферы, в уполномоченном органе, а может быть, это должен быть индивидуальный предприниматель, состоящий в саморегулируемой организации. Мы к этому придем. Нужно, чтобы люди, занимающиеся госзакупками, в профессиональном отношении все время совершенствовались.
- Контрактная система сделает процесс госзакупок прозрачнее и адекватнее моменту, как вы считаете?
- Организованнее, адекватнее, прозрачнее. В новом законе есть отдельная статья, где прописаны принципы контрактной системы: это открытость, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчика, стимулирование инноваций, ответственность. Революции не будет. Будет плавный переход к более четко прописанной и спланированной деятельности.