1 июля 2013 в 19:00

Жизнь как судьба

Размышления о новой книге Алисы Ивановны Аксеновой

Ржавеет злато, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на Земле ‑ печаль.
И долговечней - царственное слово.
Анна Ахматова.

Новая книга Алисы Ивановны Аксеновой «Суздаль, XXI век. Победы и тревоги» - продолжение первых двух: «Суздаль, XX век» и «История, судьба. Суздаль XX век». Вместе они - своеобразная трилогия истории Суздаля, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и истории жизни-судьбы автора, ее сподвижников, посвятивших жизнь сохранению нашей исторической памяти.
Книга появилась своевременно. В ситуации исторического беспамятства, утраты ориентиров развития такие книги помогают обрести почву под ногами, найти связь времен.
Я пишу не рецензию. Я хочу поделиться своими чувствами, мыслями, которые рождались во время чтения книги. Рецензии напишут историки-краеведы. И тогда они разберут все факты, имена, даты. Меня в книге Аксеновой интересуют не только ее ответы на вопросы: как это было? что это было? Мне прежде всего интересна позиция автора, его отношение к тому, о чем она пишет, как события сказывались на ее судьбе.
Алиса Ивановна не раз писала и говорила, что Суздаль, музей стали ее судьбой. Это справедливо. Но не менее справедливо и то, что судьба музея - это Аксенова, ее жизнь, деятельность. Называя музей своей судьбой, думаю, она имеет в виду не судьбу как рок, фатум, а как сознательный выбор служения великому наследию прошлого, его сохранения. Сознательное, осмысленное выстраивание своей линии жизни и неуклонное следование ей. Нежелание менять ее ни на какую другую.
Книги Аксеновой дают нам представление о ее жизни, полной радости и боли, надежды и тревоги, человеческой благодарности и подлости. Читая Аксенову, я вспомнил слова старухи Анны из повести Распутина «Последний срок»: «Мучительная радость-жизнь».
Книга написана человеком, у которого есть биография-судьба. Сейчас таких авторов осталось мало. У большинства за их анкетными данными не стоят поступки. Аксенова 50 лет руководила музеем. Полвека заполнены противостоянием невежеству, которое когда-то молодой Маркс назвал демонической силой, борьбой с партийными идеологами-догматиками, со строптивыми министерскими чиновниками, с местными царьками. Читая книгу, постоянно задаешь вопрос: «А что давало силы этой женщине, в чем она черпала уверенность в своей правоте, которая помогала преодолевать обиды, унижения, оскорбления?» Ведь начинала свое служение музею автор книги совсем молодой женщиной.
И в книге я нахожу ответ: ее сила ‑ в осознании долга перед прошлым и ответственности за будущее. У автора развитые историческое сознание, чувство истории. История для нее живая, она предстает перед ней как переплетение судеб.
О чем бы ни писала Аксенова: о спасении суздальских лугов, об очищении Каменки, о звездах на куполах храма - она пишет о людях. Для нее музейные экспонаты, музейные сокровища - это мир живших до нас поколений. Они не превратились в прах. Они живут среди нас, говоря нам о своем понимании счастья, о своем понимании смысла жизни, о своих надеждах. Аксенова не скрывает своей боли и печали, когда этот мир предается забвению, поруганию из-за корысти, по невежеству, духовной слепоте. Для Алисы Ивановны прошлое столь же живо, актуально, как и настоящее. История - это сплетение прошлого, настоящего и будущего. Переплетение судеб - образ, наполненный глубоким смыслом.
Запомнился рассказ Аксеновой о посещении Спасо-Евфимиева монастыря группой монахов. Один из них воскликнул: «А что, братия? Войдем и останемся!» Сколько в этом возгласе цинизма, душевной нечуткости. Я хорошо представляю состояние Аксеновой, ее негодование и боль. И действительно, когда видишь, как церковь отбирает - не у государства - у своих прихожан больницы, консерваторские залы, начинаешь понимать, что церковь не оправдала надежд, которые связывали с ней в 80-90-е годы люди, боровшиеся за ее свободу. Сегодняшнюю церковь не волнуют проблемы прихожан, у нее свои собственные интересы.
Сколько сарказма, гнева в словах Аксеновой, когда ее убеждали, что монахи должны заниматься просветительской деятельностью на территории музейного комплекса. Где это мы видели сегодня современных Кирилла и Мефодия?
Для нас, кто следит за жизнью музея, деятельностью ее президента, содержание книги выходит за рамки прямого текста. Мы обнаруживаем в нем подтекст, принимаем во внимание весь контекст. Таким образом, наше видение того, о чем пишет автор, становится объемным, панорамным. Взять хотя бы ее рассказ о Суздале времен «сидения суздальских мэров». Драматизм рубежа XX-XXI веков передан интонациями, резкими фразами. Нельзя не почувствовать отчаяние, тревогу директора музея. Ей приходится бороться с какими-то анонимными, теневыми силами. Сколько горечи в ее словах, что на смену власти идеологических догм пришла власть денег.
Тревога - лейтмотив книги. Что противопоставить власти чистогана? Какую позицию занять в такой ситуации? Только позицию стоического сопротивления. И, как всегда, в нашей жизни большую роль играет случай: приезд первых лиц, их настроение, культурный уровень. Но чего бы стоили все эти случайности, если бы не позиция директора: на том стою и не могу иначе. Аксенова заканчивает свою книгу призывом сохранить верность традициям. Он созвучен словам Пушкина, который писал, что первым признаком просвещенного человека и народа является уважительное отношение к традициям, преданность славным именам. Думаю, что мы, владимирцы, должны отнести к ним и имя автора книги «Суздаль XXI век. Победы и тревоги». Читая книгу, не можешь не удивляться, как много может сделать один человек, если его жизнь наполнена смыслом.
Федор Цанн-кай-си,
доктор философских наук, профессор ВлГУ.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
23 минуты назад Глава Владимирской области выступил на конференции «Россия – большая семья больших семей»
Губернатор Александр Авдеев возглавляет делегацию Владимирской области на Всероссийской конференции «Россия – большая семья больших семей». Он выступил по теме «Практика ответственного ведения бизнеса как инструмент демо…
час назад Посылки жителей пансионата поселка Садовый дошли до фронта
Как сообщает министерство соцзащиты Владимирской области, сотрудники и жители пансионата поселка Садовый отправили для бойцов в зону СВО газовые баллоны, влажные салфетки, хозяйственные перчатки, носки и носовые платки с…