2 сентября 2013 в 19:13

Найти лесные кубометры

Кому мешают приоритетные проекты в нашей области? Леса занимают около 45% площади России, а во Владимирской области этот показатель и вовсе больше 50%. Такой ресурс дорогого стоит. И эффективность его использования - вопрос важный. А пока, как известно, часть доходов от его добычи, переработки и реализации по серым схемам уводится от налогообложения. Изменить ситуацию несколько лет назад была призвана (в статусе государственной программы) идея приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Схема здесь простая и справедливая ‑ инвестору по конкурсу предоставляется в долгосрочную аренду лесной участок, а он обязуется инвестировать конкретную сумму денег, организовать современное, технологичное перерабатывающее производство и весь период аренды заниматься созданием лесной инфраструктуры - строительством лесных дорог, обустройством территории и воспроизводством лесного ресурса.
Только за три года - с 2009-го по 2011-й ‑ в стране введен в эксплуатацию 21 приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов с общим объемом инвестиций 65,7 млрд рублей. Сейчас таких инвестпроектов в стране 117 - на общую сумму инвестиций 379 млрд рублей. Наших, региональных, уже два. Первопроходцем стал проект ООО «Владимирский ЛПК».
Единственно правильная идея
Сейчас, через четыре года со старта первого в области приоритетного инвестиционного проекта, можно смело говорить, что идея была удачной. Гендиректор ООО «Владимирский ЛПК» Андрей Чусовский и вовсе считает эту «проектную» схему освоения лесов единственно верной для привлечения инвестиций. Государство здесь гарантирует инвесторам, вкладывающим деньги в новую технику и технологии лесной отрасли, выделение достаточного количества лесного ресурса в первоочередном порядке, а те обеспечивают высокую степень переработки древесины, снижение энергопотребления, увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции. То есть фактически ‑ сохранение и конкурентность нашего леса на мировом рынке.
Но сказать, что реализация инвестпроектов шла легко, нель­зя. Чиновники и «бизнесмены» от лесной отрасли в регионах очень не хотели терять свой гешефт на сером древесном рынке. Так что мешали как могли - то документы тормозили в инстанциях, то лесосеку отводили совсем не того качества, что предусмотрена арендным договором... А некоторые господа, видимо, до сих пор остановиться не могут. И всячески пытаются поселить в умах соотечественников мысль, что крупные инвесторы всем нам только мешают. Те самые, напомню, крупные инвесторы, что вкладывают сотни миллионов в модернизацию отрасли и воспроизводство лесов и честно платят налоги.
Как начинался пилотный проект
На первом этапе реализации проекта ООО «Владимирский ЛПК» была выстроена лесозаготовительная и лесохозяйственная инфраструктура. Приобретены самая передовая лесозаготовительная техника, работающая по эффективной технологии сортиментной заготовки древесины, лесохозяйственные машины и противопожарная техника. Созданы пять лесохозяйственных участков, там в теплицах выращивают миллионы сеянцев. Арендатор занялся рубками ухода, выращиванием сеянцев... На втором этапе создано современное лесопильное производство, где количество отходов сводится к минимуму. Да и отходы идут в дело ‑ на отопление комбината.
На последнем этапе введен в эксплуатацию цех глубокой переработки древесины. Здесь выпускают мебельный щит и клееный брус. Начался выпуск элементов домостроения и готовых домов. Умное швейцарское оборудование само нарезает детали для сборки дома и маркирует каждое звено. При этом пропускная скорость комплекса оборудования ‑ больше 100 метров доски в минуту. Из маркированных деталей легко собрать по принципу конструктора настоящий дом. Вес самого тяжелого из элементов не превышает 40 кг, так что его могут поднять без специальных приспособлений 2 человека. Из таких же соображений рассчитана и высота элементов. То есть такой домик на своем участке своими силами сможет «построить» супружеская пара или отец с сыном всего за пару дней! И при этом летний домик легко превратить в круглогодичное жилище: на предприятии готовы комплектовать «наборы» утеплителем и облицовочным материалом, который также набирается на внешней стене по принципу конструктора.
С выходом на полную производственную мощность ежегодный валовой объем выпускаемой комбинатом продукции составит более 500 млн рублей.
Фактически цель проекта уже достигнута: теперь мы продаем не кругляк за копейки, а выпускаем высокотехнологичный продукт, конкурентный по цене и качеству хоть на внутреннем, хоть на внешнем рынках.
В штате ООО «Владимирский ЛПК» - порядка 320 человек. Вложения в инвестпроект уже давно превысили проектные 348 млн рублей ‑ объем инвестиций вплотную подошел к цифре 500 млн. А бюджет за это время получил порядка 85 млн налоговых отчислений. Это абсолютно прозрачный бизнес, в котором любой проверяющий легко может проверить все ‑ как финансовые, так и сырьевые ‑ показатели.
- Система управления отраслью становится более прозрачной и упорядоченной, с понятными целями: сохранить лесной ресурс, создать конкурентную среду, сэкономить государственные деньги, не допустить в отрасль компании-однодневки. Повысилась и оперативность управления: сроки документооборота сократились в разы. Раньше заявки рассматривались месяцами, теперь ‑ недели. Все это не может не радовать, - говорит сейчас Андрей Чусовский. - При грамотном использовании ресурса его, как и работы, в лесу хватит всем добросовестным арендаторам.
Нюансы
Прокладывать лесные дороги, помогать жителям окрестных деревень (отремонтировать забор какой-нибудь бабушке, проложить дорогу к деревне или подвезти дров) руководство и сотрудники ООО «Владимирский ЛПК» считают совершенно нормальным явлением. «Да, бизнес должен быть социально ответственным», - уверенно заявляет Андрей Чусовский.
Как уже сказано, древесину, не годную для производства, предприятие использует для отопления. А еще с радостью готово поделиться ею с нуждающимися в дровах ‑ не только в окрестных деревнях. «Мы предлагаем всем желающим приобрести дрова по чисто символической цене ‑ рубль за кубометр, - говорит Чусовский. - Даем объявления в районных газетах, обращаемся к главам муниципальных образований... И что? За два года ‑ единицы обратившихся. А главы некоторых муниципалитетов открыто говорят в ответ ‑ зачем нам ваши дрова, лес нам дайте. Дескать, людям лес нужен для строительства и ремонта домов».
Казалось бы справедливое требование к социально ответственному бизнесу. Вот только кое-что не вяжется. Почему инвестор должен обеспечивать то, на что фактически в области ресурс выделяется ежегодно? И куда этот ресурс подевался?
В январе этого года губернатор региона подписал постановление № 55 - «О распределении объемов заготовки древесины в пределах расчетной лесосеки лесничеств и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на 2013 год». В приложении к нему черным по белому написано ‑ расчетная лесосека по области на этот год составляет 2141,9 тысячи кубометров, из них более 600 тысяч кубометров леса, свободного от аренды. В том числе 239,7 тысячи - «для собственных нужд граждан». Областной закон от 11.10.2007 года № 146-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Владимирской области» ясно говорит о том, что раз в 50 лет для строительства жилых домов можно получить до 150 кубометров древесины на семью либо одиноко проживающего гражданина. Для ремонта и реконструкции жилых домов и надворных построек ‑ до 30 кубометров раз в 10 лет. Для строительства надворных построек - до 25 кубометров один раз в 30 лет. Для отопления жилых домов - 20 кубометров ежегодно.
Если 239,7 тысячи кубометров разделить на 150 кубометров, получается, без малого 16 тысяч человек (или семей) могли получить древесину для индивидуального жилищного строительства в этом году. Как думаете, получили? Если да, то почему мы ничего не слышали о значительном росте показателей ввода жилья? И почему тогда тут и там раздаются выкрики, что леса нет? Может, все ушло на дрова? Однако, как показал опыт ООО «Владимирский ЛПК», на дармовые или почти дармовые дрова спрос крайне низкий. 20 тысяч кубометров по рублю ‑ и то не разбирают.
Понятно, что расчеты здесь весьма условны, но к вопросам все равно подталкивают. Учитывая, что все активнее звучат голоса о том, как крупные инвесторы забирают весь лес, ничего не оставляя обычным гражданам. И все чаще эти голоса, будто бы организованные закулисным режиссером, звучат на встречах врио губернатора Светланы Орловой с жителями разных районов области. На этих встречах к Светлане Юрьевне обращаются с самыми разными просьбами ‑ в том числе «дать лес», потому что «сейчас весь лес у Лещенко» (народный артист России Лев Лещенко ‑ учредитель ООО «Владимирский ЛПК». - Прим. ред.). И делается это определенно не просто так.
Орлова явно искренне влюбилась в нашу область и надеется сделать ее преуспевающей. Но она, разумеется, просто физически еще не успела познакомиться здесь со всем и со всеми. Не в ее характере отказывать людям в помощи. Как не в ее характере подозревать этих людей в корыстных умыслах. Чем эти некоторые явно пытаются воспользоваться, постоянно подбрасывая в публичное пространство мысль о «заполучившем весь лес Лещенко». У его предприятия в аренде, кстати, всего 11% всей расчетной лесосеки на этот год.
А уж упомянутые 600 тысяч кубометров Лещенко точно «заполучить» не мог. Они распределяются минуя конкурсы. Так где они, если людям леса не хватает? И не для того ли переводятся стрелки на известную фамилию, чтобы так незатейливо отвлечь внимание общественности и, главным образом, Светланы Орловой от главного ‑ тех самых сотен тысяч кубометров? И от резонного вопроса ‑ куда они исчезают каждый год при освоении расчетной лесосеки? И что это за система, которая их осваивает, а домов у жителей области в таком объеме не прибавляется?
Серым добросовестные мешают
Компетентный человек обрисовал мне одну из схем, по которым бесплатный или почти бесплатный лес, предназначенный для нужд граждан, может принести отличную прибыль как серым бизнесменам этого рынка, так и заинтересованным главам муниципалитетов. По закону, лесной ресурс бизнесмен может получить двумя путями ‑ реализацией приоритетного инвестпроекта либо на аукционе. В проект надо вкладывать сотни миллионов, а на аукционе стоимость ресурса резко возрастает. Кого-то это не устраивает, и тогда этот «кто-то» идет другим путем. С помощью заинтересованного чиновника привлекает людей, тех же бабушек, которые имеют право получить определенное количество леса для собственных нужд, платит им какие-то копейки за доверенность и везет весь этот ресурс на свою пилораму, продукцию которой потом продает по нормальной, рыночной цене. От налогов, естественно, уходит. Ведь по закону у него не должно быть этого сырья в принципе... Все, занавес. И вот этим-то ребятам реализаторы инвестпроектов ‑ наверняка как кость в горле.
Во-первых, чем больше в отрасли предпринимателей другого формата (которые вкладывают деньги в развитие), тем заметнее нечистоплотность серых бизнесменов.
Во-вторых, если программа приоритетных инвестпроектов будет и дальше развиваться такими темпами, то, разумеется, в будущем объемы ресурса, до которого эти люди смогут добраться, будут сокращаться. Государству просто выгоднее иметь дело с прозрачным и законопослушным бизнесом. А если оно завтра отдаст эту обязанность ‑ распределять лес для собственных нужд граждан (со строгой отчетностью, конечно) ‑ бизнесменам? Если подумать, это не так уж нереально.
Я спросила Андрея Чусовского, почему его так беспокоят явно срежиссированные публичные обращения к Светлане Орловой? Ведь инвестпроекты реализуются в рамках госпрограммы, все ведется честно, так что никто ресурс у ЛПК все равно не отберет. Он ответил, что хочет цивилизованного развития отрасли в целом, не только в рамках конкретного проекта:
- А нагнетание ситуации этому не способствует. Предприниматели, которые хотели бы вкладывать деньги в отрасль, в такой атмосфере десять раз подумают, а надо ли ввязываться. Кому хочется, чтобы его тоже так поругивали? А главное ‑ всем этим формируется ощущение, что правила игры могут быть изменены. Серьезным инвесторам всегда нужны четкие правила и стабильная обстановка.
Андрей Чусовский добавляет:
- Я верю, что Светлана Орлова действительно разберется во всей этой сложившейся не за один год ситуации и сумеет переломить систему, по которой тысячи кубометров государственного ресурса, свободного от аренды, расходуются неэффективно.

На правах рекламы

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад Владимирцев приглашают посмотреть на картину караваджиста «Христос и грешница»
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике открылась выставка, посвященная коллекции зарубежной живописи. Центром экспозиции стала картина «Христос и грешница» итальянского живописца Антиведуто Грамматики. Журналистам «В…
вчера в 16:10 В Городской больнице №5 во Владимире открыли новый переход между корпусами
В Городской клинической больнице №5 в Добром открыли новый отапливаемый переход между двумя основными корпусами. Одна из медсестёр, работающая в больнице уже 40 лет, признаётся, что не понимает, как персонал мог жить без…