15 января 2014 в 16:45

Памятники нашего городка

Фото: Полина ГАНЦЕВА
Серия третья Сегодня предлагаем читателю прогулку по улице Девической. На ней ‑ сразу два памятника из муниципального реестра и масса достойных внимания в свете нашего расследования объектов. Сегодня берем с собой проект реконструкции исторического ядра города Владимира, разработанный еще в 1980 году. Это результат титанического труда владимирских историков и архитекторов, которые придумали, как, сохранив неповторимое лицо губернского города, сделать центр туристически привлекательным и в то же время удобным для жизни современных горожан с их новыми потребностями. Это поистине концептуальный труд, основанный на анализе тысячелетней истории Владимира. К сожалению, проект сохранения исторического ядра двадцать с лишним постперестроечных лет был не востребован.

- В это время ломали и строили вопреки документу, так что теперь он во многом стал неактуален, - сетует архитектор Станислав Чаев.
Что же, давайте посмотрим...
Дом купца Никитина
Первый памятник из муниципального реестра ‑ Девическая, 7. Если спускаться от Большой Московской к Княгинину монастырю, то на левой стороне это третий по счету дом, в котором размещается государственное учреждение культуры «Областной центр народного творчества». В прошлом здесь находился магазин «Дары природы». Это бывший дом купца Андрея Никитина, построенный в 1849 году. Аккуратно оштукатуренное здание - одно из самых ухоженных на улице. Однако нынешние хозяева прежнему (купцу Никитину) явно проигрывают в благоустройстве территории. По данным историка и краеведа Лидии Дудоровой, вокруг этого дома был тротуар шириной около двух метров из белого камня и железные навесы на кронштейнах. Кроме того, со стороны Девической существовал проезд во двор, очевидно, в том самом месте, где сейчас в первом этаже глухая стена. А вот вход в кафе, прилепленный со стороны 1-й Никольской ‑ это чужеродная, по мнению Лидии Дудоровой, деталь.
Впрочем, крылечки, вывески, оконные рамы и кондиционеры ‑ вообще показатель художественного вкуса и отношения к истории владельца памятника. В нашем городе, увы, редко кто на этих функциональных деталях не прокалывается, несмотря на славные традиции архитектурной школы. И вся улица Девическая ‑ тому иллюстрация.
- Последнее время очень много делалось в угоду личных интересов отдельных собственников по причине отсутствия политической воли у городских властей, - объясняет несуразности в историческом ядре Станислав Чаев.
Но вернемся к памятнику. Этот дом предполагалось сохранить по плану реконструкции исторического ядра, впрочем, как и большинство на Девической улице. Собственно, перестроили, как и было предусмотрено документом, дом на углу 2-й Никольской. Смущает, правда, торцевая стена из силикатного кирпича, выбивающаяся из архитектурно-исторического контекста. Следующий двухэтажный дом по плану ‑ тоже планировался под снос. В 70-80-е годы тут предполагалось построить жилье.
- Центр должен быть жилым, - убежден архитектор Станислав Чаев, - тогда он не будет вымирать по вечерам, и вопросы охраны общественного порядка и благоустройства в историческом ядре решатся сами собой.
Новое жилье планировалось построить и на месте двух последних домов на этой улице по четной ее стороне. Они пока стоят. Зато у северной линии торговых рядов появился «теремок», планом реконструкции исторического ядра не предусмотренный.
Дом Белоглазова
Второй официально признанный памятник на улице ‑ дом № 2 на углу со 2-й Никольской. В книге Лидии Дудоровой «Старый Владимир» он упоминается в ряду купеческих домов, построенных с элементами классического стиля, так как в полной мере следовать определенному архитектурному стилю в ХIХ веке могли позволить себе в основном дворяне. В данном случае купец Яков Белоглазов, строивший в 1824 году этот дом, использовал модный «классический» декор. Примечательно, что третий этаж дом обрел уже в ХХ веке. Издалека здание выглядит вполне прилично, но при ближайшем рассмотрении становятся заметны обвалившиеся карнизы и закрытые баннерами окна, хотя дом, если верить сообщениям в СМИ, ремонтировался в этом году. Правда, Госинспекция, критикуя спешный марафет ко Дню города, предрекала обрушение штукатурки уже осенью и, похоже, была права.
Памятники без статуса
Большинство же так называемых «опорных» зданий, которые предполагалось сохранить, памятниками так и не стали, хотя они интересны и в архитектурном, и в историческом отношении. Но, увы, по поводу их внешнего вида есть вопросы.
Вот, например, дом № 11, по сведениям Лидии Дудоровой, построенный цеховым главой красильщиков Алексеем Крошечкиным в 40-е годы ХIХ века. Впоследствии, сообщает она в своей книге, его приобрел разбогатевший крестьянин Бубнов, владевший несколькими домами и снимавший под трактиры чужие дома. Здесь у него в конце позапрошлого века были хлебопекарня и буфет, на втором этаже ‑ трактир. Третий этаж пристроен в советское время, что видно невооруженным глазом. Диссонанс усугубляют безрамные стеклопакеты. Сейчас дом представляет собой пестрящий рекламой торгово-офисный центр, у которого выкрашен бирюзовой краской только первый этаж, отчего верхние с отваливающейся серой штукатуркой выглядят еще более убого. В общем, позор исторического ядра.
Приличный облик обрел соседний дом № 9, избавившись от розовых панелей ракушечника. Однако об этой странице его истории все еще напоминает грязная торцевая стена. А улица от такого визуального сумбура приобретает черты потемкинской деревни.
Однако все это, конечно, цветочки по сравнению с тем, что мы обнаруживаем за железным забором далее по улице. Дом № 15 зияет разбитыми окнами и сквозными дырами в стенах, обнажающими деревянные перекрытия. Часть изъянов фасада закрывает баннер риэлторского агентства. Дом продается за 40 млн рублей. «Идеальное место под торговый центр» - гласит объявление на сайте компании. Сколько потенциальных покупателей им интересовались, риэлторы не говорят. Но продается оно уже полгода. В агентстве утверждают, что продается дом не под снос, а под восстановление и по фасаду есть охранные обязательства, хотя сам дом памятником юридически и не является. По плану реконструкции исторического ядра его, как и те, о которых шла речь выше, предполагалось сохранить. Но сколько еще дом сможет простоять в таком виде? Если есть обязательства по фасаду, почему нынешнего собственника не обязать привести его в надлежащий вид, раз желающих приобрести дом пока не находится? Ведь это самый что ни на есть туристический маршрут, которым следуют гости города от Большой Московской к Княгинину монастырю.
По мнению Станислава Чаева, беда нашего исторического центра - в том, что он представляет собой лоскутное одеяло с точки зрения собственности на объекты недвижимости. У каждого из собственников свои интересы, но недостаточно средств на целостную, хотя бы поквартальную планировку. И, как представляется специалисту, город как собственник земли должен встать «над схваткой» и проводить собственную политику, в том числе и охранную. А для этого, конечно, нужен системный подход. Станислав Чаев убежден, что городу необходима программа охраны памятников, но кроме нее нужна еще и корректировка проекта реконструкции всего исторического ядра, которое ценно не отдельными старинными домами, а своей неповторимой атмосферой.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 14:34 Владимирцам рассказали о применении декоративной капусты в ландшафтном дизайне
«На отдыхе в санатории увидела, что цветочные клумбы обрамляют декоративной капустой. Но так и не поняла: это какие-то несъедобные сорта или декоративную капусту тоже можно есть?» - спрашивает читательница «Владимирских…
сегодня в 12:31 Князь Всеволод Большое Гнездо и его жена Мария стали символом многодетной семьи
На Год семьи в России пришелся огромный юбилей - 870 лет со дня рождения великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, который за многодетность получил прозвание Большое Гнездо.