2 июля 2015 в 19:14

70 лет владимирской реставрации: хроника побед

4 июля - 70 лет Владимирской реставрационной мастерской. Она появилась в 1945 году, через два месяца после Победы. Страна восстанавливала разрушенные или обветшавшие (во время войны было просто не до них) памятники.

Как в войну спасли Дмитриевский собор

У нас обветшавшую старину начал спасать Алексей Дмитриевич Варганов. Он после окончания Ленинградского института истории искусств в 1930-м стал директором Суздальского краеведческого музея.
В страшном 1941-м, осенью, когда шли бои за Москву, а над Владимиром фашистские самолеты летели бомбить Горький, Александр Васильевич Столетов реставрировал Дмитриевский собор. Если бы он не укрепил тогда стены храма металлическими связями, сегодня мы не любовались бы уникальным памятником XII века. Игорь Столетов 10-летним мальчишкой помогал отцу и навсегда «заболел» реставрацией. Впоследствии он возглавил реставрационную мастерскую и руководил ею в течение 50 лет, став ее душой и движущей силой.

Повезло с основоположниками

- Владимирской реставрации повезло с основоположниками, - говорит историк Лидия Васильевна Дудорова, проработавшая в мастерской 20 лет и ставшая ее летописцем.
Здесь, неподалеку от столицы, обосновались освободившиеся узники ГУЛАГа, искусствоведы с блестящим образованием. Самой заметной фигурой среди них был профессор Николай Сычев, до ареста возглавлявший Государственный Русский музей. Первым директором мастерской была Мария Рудько, тоже оказавшаяся во Владимире в ссылке. Работал у нас и первый муж и отец единственного сына оперной дивы Ирины Архиповой, архитектор Евгений Архипов.
- Эти корифеи объединили вокруг себя молодежь, успели до реабилитации и отъезда в Москву заложить здесь фундамент реставрационной школы, - говорит Лидия Дудорова. - Ведь реставрации нигде не учат, а они свое мастерство передавали на практике из рук в руки.
Так у нас выросла целая плеяда замечательных специалистов: художник-реставратор Александр Петрович Некрасов, реставрировавший фрески Рублева, собор Василия Блаженного и памятники Московского Кремля. Заслуженные архитекторы РСФСР Мария Субботина и Кира Лимонова. Лауреат Государственной премии РСФСР, возглавивший впоследствии «Суздальреставрацию» Михаил Шаронов. Реставраторы памятников нашей области Валерий и Лола Анисимовы, Елизавета Караваева, Лидия Филиппова...
Владимирские реставраторы во многом были первопроходцами. Разработанные ими методики стали законом. А владимирская школа реставрации гремела на всю страну.

Крестовая палата

Пожалуй, наиболее впечатляющее достижение мастерской за ее 70-летнюю историю ‑ это восстановление Крестовой палаты с единственным в своем роде бесстолпным сводом площадью более 300 квадратных метров. Выложен он был кирпичик к кирпичику и как держался - до сих пор непонятно. Нарушили его в XVIII веке, когда Крестовую палату под свои нужды перестроило духовное училище. Вместо просторной залы со сводчатым потолком возникло несколько комнат с плоскими перекрытиями.
Восстановить первоначальный облик грандиозного ансамбля поставил своей жизненной задачей Алексей Дмитриевич Варганов.
Однако к тому времени уже не только были утеряны старинные технологии, но и стены Архиерейских палат обветшали. Они просто не выдержали бы нагрузки массивного свода высотой более 4 метров и около 20 метров в длину. Но владимирские реставраторы сделали невозможное. Они отлили гигантскую конструкцию из железобетона и поставили ее на бетонную раму, заложенную в стены старинного здания.
Сложнейший расчет сделал инженер Владимир Пластинин. Работа была сверхсложной не только в техническом аспекте, но и в политическом. В 1960-е годы с подачи Хрущева началась травля реставраторов, занимавшихся сохранением русской старины. «Реставрация или ресторация?» - назывался убойный фельетон в «Литературке». Писатель Волков в пух и прах раскритиковал специалистов реставрационной мастерской за «Погребок» с медовухой и «Трапезную» в Архиерейских палатах.
- Он не понимал, что для нас это были деньги, сохранение кадров, накопленного опыта! Благодаря рестораторам возобновилась и реставрация, - вспоминает Лидия Дудорова. - Очень страшно было, как потом в 1990-е годы. Реставрацию лишили финансирования. Все встало. Мы теряли культуру!
Спасение пришло с постановлением 1967 года о создании в Суздале туристического центра.

Определили судьбу древних городов

Если бы не реставраторы, во Владимире у Золотых ворот стояли бы сейчас бетонные высотки, а на Торговой площади Суздаля ‑ многоэтажный универмаг. В 1970-е годы сотрудники мастерской стали той гражданской силой, которая смогла отстоять историческую застройку древних городов и предложить институту «Гипрогор», делавшему для нас генпланы, альтернативные варианты, признанные впоследствии образцовыми.
Историк реставрационной мастерской Лидия Дудорова разыскала старожилов, родившихся еще в XIX веке: владимирца Леонида Семеновича Богданова, суздальского учителя Владимира Михайловича Снегирева, и с их помощью составила опись старинной застройки. На этой основе потом были сделаны проект реконструкции исторического ядра Владимира (первый в своем роде в СССР) и программа комплексной реставрации Суздаля. Реставраторы сумели убедить власти, что не нужен в Суздале завод электронного машиностроения, который планировали там построить, что город может жить туризмом, должен быть городом-музеем.
Сейчас в это трудно поверить, но идея создания в Суздале Музея деревянного зодчества ‑ самого посещаемого сегодня, поначалу вызвала неприятие. Говорили: это будет чужеродный для Суздаля объект. Споры продолжались до тех пор, пока Дудорова не нашла в архиве изображение ветряных мельниц на фоне Суздальского кремля.
Так на месте Дмитриевского монастыря появились мельницы из Мошка. Затем вместе с реставратором Лолой Анисимовой они обзвонили и объездили села, где сохранились деревянные храмы. Нашли девять старинных церквей из дерева, часть из которых оказались в экспозиции под открытым небом. Перевозили дома, амбары. Так появился самый любимый гостями города суздальский музей.
Спасо-Евфимиев монастырь после выселения оттуда колонии хотели отдать под гостиницу. Приспособление его для музея даже самим музейщикам казалось слишком трудным. Ведь экспонатам нужно особое освещение, температурно-влажностный режим. Налаживать все это в старинных зданиях тогда не умели. Но научились. Владимирская реставрационная мастерская единственная в стране получила в то время статус экспериментальной.

Культурное достояние

Для ее нужд в Суздале был построен кирпичный завод, выпускавший крупномерный кирпич специально для реставрации местных памятников. Лес не покупали, а заготавливали на собственном участке по всем требованиям технологии. Собрали уникальных суздальских плотников и каменщиков, владевших старинными дедовскими приемами. Приняли в штат инженеров, конструкторов, теплотехников, историков и искусствоведов. И такой мощной командой стали совершать настоящие подвиги.
Вот например, прораб Задворнов разработал оригинальный способ подъема упавших стен. Накренившуюся стену отделяли от фундамента, поворачивали вокруг горизонтальной оси с помощью рычагов и домкратов и ставили вертикально на новый фундамент. Таким образом поднимали стены Покровского монастыря в Суздале, Михаило-Архангельского в
Юрьев-Польском.
В 1977 году усилия владимирских реставраторов были оценены Государственной премией РСФСР за реставрацию памятников истории и культуры городов Владимира и Суздаля, создание музейных экспозиций и широкое использование их в культурно-просветительных и туристических целях. Ее лауреатами стали директор мастерской Анатолий Рощин, художник-реставратор Александр Некрасов, архитекторы Игорь Столетов и Галина Смирнова, бригадир резчиков по дереву Иван Федотов, прораб Михаил Шаронов и представители ВСМЗ Алиса Аксенова, Григорий Шлионский и Тамара Лапшина.
В 1990-е, когда реставрация по всей стране перестала финансироваться и встала, «штучные» владимирские специалисты взялись за обобщение своего опыта. Итогом многолетнего труда коллектива авторов стал увесистый том «Владимиро-Суздальская школа реставрации. История, методы и практика».
- Это наше послание будущему, потому что я уверен, что дело наше вечно. Страна с многовековой великой культурой должна возродиться и продолжить то, что мы делали, - сказал о книге академик Игорь Столетов.
Академия архитектуры и строительных наук отметила это издание медалью. А ее президент Александр Кудрявцев назвал владимирскую школу реставрации важным направлением отечественной культуры. «Мы обязаны не только отдать должное выдающимся работам владимирской школы реставрации, но и поддержать существование и развитие ее традиций» - написал он в предисловии к книге, и лучшего поздравления в день рождения не придумаешь.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 14:34 Владимирцам рассказали о применении декоративной капусты в ландшафтном дизайне
«На отдыхе в санатории увидела, что цветочные клумбы обрамляют декоративной капустой. Но так и не поняла: это какие-то несъедобные сорта или декоративную капусту тоже можно есть?» - спрашивает читательница «Владимирских…
сегодня в 12:31 Князь Всеволод Большое Гнездо и его жена Мария стали символом многодетной семьи
На Год семьи в России пришелся огромный юбилей - 870 лет со дня рождения великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, который за многодетность получил прозвание Большое Гнездо.