Все познается в сравнении
- Приемлемой налоговой нагрузки для нас, бизнесменов, не бывает в принципе. Будь она хоть 5 процентов от оборота, хоть 55. Всегда кажется, что эти деньги можно было бы с куда большим толком потратить на развитие своего дела, чем отдавать в бюджет, - признался один из владимирских предпринимателей.
Да, современный бизнес любит минимизировать налоговое бремя. Хотя говорить об этом открыто среди предпринимателей уже не принято: в тренде патриотизм, а вовремя и в полном объеме платить налоги считается важным элементом демонстрации своей поддержки политики властей.
Высокое ли у нас в стране налоговое бремя для бизнеса? В сравнении с офшорами (в некоторых из них ставки доходят чуть ли не до нуля) ‑ высокое. Но если смотреть по экономически развитым странам, где принято взимать не только налоги на прибыль, с продаж, на социальное обеспечение, но и налог на богатство, то в России бизнесу, кажется, вполне можно жить. В прошлом номере «ВВ» наш эксперт бизнесмен Павел Спичаков на вопрос о совокупной налоговой нагрузке на его предприятие назвал цифру «около 20 процентов с выручки». В развитых странах этот показатель достигает более 50. Ну а тариф предельных ставок взносов в межбюджетные фонды (Пенсионный, ОМС и соцстрахования) в размере 30 процентов от фонда оплаты труда не кажется очень уж большим, если знать, что, например, в Китае выплаты в социальные фонды могут составлять до 50 процентов.
К тому же у нас в стране продвинутые, стремящиеся к инвестициям регионы пытаются в рамках своих полномочий делать все, что возможно, для облегчения жизни бизнеса. Владимирская область предоставляет инвесторам льготы по налогам на имущество и на прибыль, а также особые условия предоставления земли для самых грандиозных проектов. Расширяется список патентных видов бизнеса.
Более того, регион пока отказывается от своего права взимать сборы с торговых и офисных помещений. Вот как объяснил это решение председатель комитета ЗС по бюджетной и налоговой политике Максим Васенин:
- Сейчас в экономике турбулентность, и было бы неверно в этих условиях добавлять бизнесу нагрузки.
97 процентов сказали: «Дорого»
А что сам бизнес думает о существующей налоговой нагрузке и взаимоотношениях с налоговыми органами? Специалисты Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве РФ провели специальное анкетирование владимирских предпринимателей. Из 320 опрошенных ими директоров компаний и ИП на вопросы анкеты согласились ответить 262 человека. Руководитель регионального управления ФНС Сергей Кошелев прокомментировал результаты для «ВВ».
Все новейшие изменения законодательства ‑ начиная от налоговых каникул для вновь открывающихся бизнесов ‑ отрицательно оценивают лишь 8 процентов опрошенных. Остальные либо одобряют (60 процентов), либо остаются к ним нейтральны (их эти налоговые каникулы не касаются).
Высокой налоговую нагрузку единодушно называют 97 процентов предпринимателей. Но в принципе они в одну кучу смешивают и налоги, и страховые взносы во внебюджетные фонды, и даже таможенные платежи. То есть все законные сборы с бизнеса считают налогами. Более 70 процентов уверенно говорят, что уровень налоговых и страховых ставок надо снижать. Якобы только это простимулирует бизнес.
Вот реальный комментарий: «Налоги на зарплату очень высокие, до 47 процентов, и это самое главное!»
Предприниматели почему-то забывают, что НДФЛ платят не они, а их работники. Работодатели уполномочены лишь учитывать этот налог с зарплат - и в качестве налогового агента перечислять в бюджет. В любом случае запрос снизить сборы с зарплат очень сложный, учитывая, что упомянутый налог ‑ НДФЛ ‑ приносит региональному бюджету около 38 процентов налоговых доходов…
Зато, напоминает Сергей Кошелев, средний уровень платежей по налогу на прибыль в нашем регионе составляет около 1 процента (для сравнения ‑ в США ставка составляет 35 процентов). А по НДС ‑ 1,5 процента от оборота (в Нидерландах от 6 до 17,5 процента). Куда еще ниже опускать?
Но еще интереснее смотрятся оставшиеся 30 процентов опрошенных: они ничего снижать не просят. Они считают, что добросовестные налогоплательщики, не попадающиеся на просрочках платежей и агрессивной минимизации налогового бремени, заслуживают поощрений в виде особых налоговых льгот. А еще они просят не вносить поправки в налоговое законодательство чаще раза в год, не усложнять формы отчетности, не дробить налоговые периоды на более мелкие и… активизировать борьбу фискальных, контролирующих и правоохранительных органов с незаконным предпринимательством. Смысл просьбы - конкурировать с «серым» бизнесом и поставщиками контрафакта добросовестным предприятиям очень сложно. Вот реальный комментарий одного участника опроса: «Законопослушный предприниматель дискредитирован по сравнению с «теневым бизнесом», существующим под покровительством коррупционной местной администрации и силовых ведомств».
Задача - не терять налого-плательщиков!
Опрос зафиксировал большой интерес предпринимателей в консультациях по правильности применения налогового законодательства. Но в этом инспекции региона им и так не отказывают ‑ только обращайтесь. А еще налоговики провели только с начала этого года 395 семинаров. И если с бизнесом все же обращаются не так, как он того желает, бизнес может звонить непосредственно Кошелеву ‑ его мобильник красуется на всех стендах во всех инспекциях.
Есть еще один телефон для вопросов и консультаций по налогам: 8-800-22-22-222. Номер с сюрпризом: не удается дозвониться до консультанта - звонок переключается на УФНС. Кошелев лично проверяет все жалобы и адекватность реакции на них со стороны своих подчиненных.
Это явно работает: подчиненные в тонусе. Иначе как объяснить такие оценки профессионализма налоговиков со стороны бизнеса: 12 процентов поставили им «отлично», 56 процентов ‑ «хорошо», 24 процента ‑ «удовлетворительно» и только 8 процентов - «неуд»? Кошелев говорит:
- У нас нет цели усложнять жизнь добросовестному бизнесу.
А вот на недобросовестного есть методы. Перепроверять юридические адреса фирм, не регистрировать явные фирмы-однодневки, закрывать регион от ложной миграции юридических лиц (т.е. фирм, убегающих от налоговых долгов из других областей), совместно с ЦБ блокировать счета компаний, которые не проводят никаких операций. А также пристальнее приглядываться к видам бизнеса, которые ведут деятельность, но на учете толком не состоят, нормальных налогов не платят: это, например, некоторые гостиницы, компании таксоперевозок… Например, в бизнесе такси в нашей области легально работают 45 организаций и 500 ИП. Все вместе они заплатили в этом году - смешно сказать - всего 18 миллионов.
- Многие участники рынка таксомоторных перевозок допускают многочисленные нарушения в исчислении налогов, - прямо говорят в УФНС.
Они пришли - и что-то обязательно нашли
Упомянутый в начале статьи предприниматель объяснил, почему его собратья всегда нервничают при налоговых проверках:
- Налоговая просто так не приходит и всегда что-то находит.
Кошелев подтверждает:
- Если мы выходим на проверку, то у нас уже есть соответствующие данные по этой компании и вопросы к ней по неуплаченным налогам. Не менее чем на 10 миллионов. И мы проверяем не бухгалтерию предприятия как таковую, а весь процесс, всю схему построения бизнеса, потому что подвохи всегда там.
Однако тот же бизнесмен подтвердил, что сейчас налоговая служба ‑ далеко не лидер по части проверок:
- Мы их, скорее, по многолетней привычке ругаем. На самом деле они приходят довольно редко и - это правда - по реальным поводам.
Анкетирование Финансового университета говорит о том же. 52 процента респондентов заявили, что налоговая к ним приходит не чаще раза-двух в год ‑ и это нормально. 41 процент считает, что инспекторы являются к ним слишком часто. Такой, например, комментарий оставил один из опрошенных: «У нас каждые 4 рабочих дня приходит требование по камеральной или встречной проверке. Для ответа отведен 5-дневный срок. Это жесть!»
Кошелев парирует:
- Камеральные проверки проводятся по каждой декларации, это нормальное явление.
Зато 7 процентов респондентов вообще не помнят, когда налоговая посещала их в последний раз. С самыми добросовестными налогоплательщиками это и не требуется.
Оспаривать претензии налоговиков в суд идут лишь 13 процентов бизнесменов. Остальные предпочитают либо не спорить и все недоплаченное сразу заплатить, либо воспользоваться возможностью досудебного урегулирования спора в УФНС. Предприниматели утверждают, что их аргументы ‑ если они обоснованы ‑ УФНС всегда принимает во внимание. Такой формат диалога - самый разумный, учитывая, что в судах налоговая служба выигрывает в 85 процентах случаев. То есть компании-спорщики в придачу ко всем суммам по претензиям налоговиков потом оплачивают еще и судебные издержки.
- Но при этом, - улыбается главный налоговик региона, - они выигрывают время и получают отсрочку. Иногда только это им и нужно. Так что они порой подают в суд, даже если со всеми претензиями согласны. С моей точки зрения, эта особая часть предпринимателей, которая хочет наведения порядка в стране, но чтобы начали не с него, а с соседа.