27 апреля 2016 в 17:08

Руководитель учебного центра «Интеллект Ресурс» Ольга Осокина: «В образовании должно быть больше свободы»

Фото: из архива О.Ю.Осокиной
Когда профессиональное образование является твоей главной работой и частью жизни ‑ это про Ольгу Осокину. С ней мы говорили о жизни, семье, образовании и будущем.

- Ольга Юрьевна, вы рано выбрали образование как основную сферу применения своих сил и способностей?

- Многое мне дал год работы пионервожатой в родной школе № 5 города Киржача - еще до поступления на истфак Владимирского пединститута. Это был неформальный вид общения с детьми, хотя и в рамках очень серьезной организации. Я помню ощущение, когда апробируешь техники педагогического воздействия на детей. И тебе подчиняется зал, где собрались 300 пионеров, возникает власть над аудиторией. У тебя это получается, хотя ты и не отдаешь себе в этом отчета.

Год в качестве пионервожатой ‑ это еще и первое ощущение хорошо сделанного дела. Вообще для меня так: если ты делаешь на данном этапе какое-то дело, например, собираешь с детьми металлолом, то делай это как можно лучше и серьезнее. Если пионеры нашей школы шли по городу с барабаном, то у нас должен был быть лучший барабан.

- Истфак Владимирского педа вы окончили уже в 90-е годы. Как повлияли на вас эти самые «девяностые»?

- Началась демократия, словно дали команду «В отрыв!». В 1991 году я, еще третьекурсница, летом работала сопровождающим туристических групп в Москву. Как раз поехали на ВДНХ, а там, в Москве, - ГКЧП. Кругом бэтээры... А ты отвечаешь за группу!

Конечно, мы, студенты, обсуждали построение демократического общества. В то время наш профессор философии Федор Васильевич Цанн-кай-си писал Конституцию новой России... Я и тогда была, и сейчас уверена, что от тебя, от маленькой частицы общества, зависит большое. Если представить, что твоя жизнь - это только ты и то, что вокруг тебя, - становится скучно. Важно, что ты передаешь в будущее. А ведь мы еще в школе, в 10-м классе иной раз всю ночь до утра спорили с подругой ‑ будущим филологом о построении коммунизма.

Что касается собственного будущего в 90-е, то я знала, что для него нужно что-то сделать самой. Мама моя педагог, в детском саду работала заведующей. А папа - простой шофер. Такая смесь рабочего класса с трудовой интеллигенцией. Очень простая семья. У меня не было «подушки», первоначального капитала. И надо было пробиваться самой.

Когда мы оканчивали вуз, это был 1992-1993 год, вариантов было много. Для начала мы с Мишей ‑ он из Коврова, я из Киржача - решили остаться во Владимире…

- Миша - расшифруем для тех, кто не знает - это Михаил Геннадьевич Осокин, известный общественник, руководитель областной организации инвалидов. У вас с ним классическая студенческая семейная пара сложилась?

- Да, мы познакомились на первом курсе. Стали очень хорошими друзьями. Это тот случай, когда ты знаешь, что это хороший человек, и ты ему доверяешь. Даже когда мы еще не были женаты, мы точно знали, что у нас в будущем. Я, например, была уверена, что у меня будет дочка Варя. Возникло у нас с Мишей и общее понимание того, что жизнь нашей семьи на нас не закончится.

- Итак, началась семья Осокиных?

- Да. Но тогда, в 90-е, мы поняли, что бизнесом в семье может заниматься только один супруг. И бизнесом занялся Михаил. А я пошла работать учителем истории в школу № 3. Потом я оказалась беременной - и родилась дочка Варя. После этого в школу уже не вернулась.

Но где бы я ни работала, старалась действовать по принципу героя романа «Как закалялась сталь» ‑ не просто сделать что-то, а не останавливаться, пока не достиг результата. И еще в любой работе мне хочется осмысленности каждого действия. Если это исчезает, то становится грустно, хочется уйти.

- Дольше всего вы работали во Владимирском институте бизнеса?

- Да, ровно 10 лет. Защитила диссертацию кандидата экономических наук. В ней «скромно» предложила программу по развитию дополнительного образования Владимирской области. Как раз по той теме, которая стала для меня главной.

- И вот вы уже немало лет - труженица негосударственных образовательных центров: ВИБа, «Интеллект Ресурса». Почему негосударственных?

- Потому что живенько! Больше свободы. Видимо, 90-е годы в плане свободы очень меня «испортили».

- Почему вас заинтересовало именно дополнительное образование взрослых?

- Дополнительное образование - это живая сфера, которая следует за развитием рынка. Его невозможно предугадать и законсервировать на будущее. Перечни и содержание программ каждый год меняются. Например, получая лицензию на «Интеллект Ресурс», мы заложили 108 программ подготовки. Но каждый год что-то перестает быть актуальным.

Что касается обучения взрослых... Им нужен либо очередной документ об образовании, либо саморазвитие в профессии, в жизни. Мне как педагогу очень интересно, когда человек понимает, для чего ему нужно повысить квалификацию, изменить профессиональный профиль.

Мне интересно помочь взрослым развить себя. Взрослому человеку порой очень тяжело учиться. В процессе часто приходится проходить через неудачи. А если вы взрослый, статусный человек, это нелегко пережить. Мне радостно видеть, какой кайф испытывает человек, который вдруг понимает, что он благодаря дополнительному образованию преодолел себя, получил новый навык, начал им пользоваться. Например, это ярко проявилось в нашем социальном проекте для лидеров некоммерческих организаций по обучению ораторскому искусству. Впрочем, сегодня я, скорее, уже не учитель, а менеджер в образовании.

- Легко ли быть женой увлеченного общественника и эксперта по некоммерческому сектору? Насколько переплетается семейная и общественная жизнь?

- То, что в нашей семье действительно крепко - мы никогда не разделяем: это моя работа и ты туда не лезь, а это - твоя работа, а вот это - наша семья, где мы будем вместе пол мыть. У нас просто все вместе. Единственное - он не рассказывает много про свою работу во Всероссийском обществе инвалидов, потому что там много тяжелого и специфического. Реально очень больная тема.

А в остальном все всегда вместе. Михаил участвует во многих моих проектах, в том числе в проекте «Интеллект Ресурс». Где бы я ни работала, всегда с мужем советуюсь. Тем более в бизнесе. Это жесткая среда, нам, женщинам, в ней часто не хватает стройности мысли. Это не сильная сторона женского мышления. Как раз в момент принятия решения муж здорово мне помогает.

- При ваших профессиональных познаниях в образовании вы, наверное, и детям тщательно помогаете выбрать образование?

- Помогаем с учетом склонностей. У старшей дочери Вари был выбор между иностранными языками (она даже полгода в Австрии прожила, практиковалась) и дизайном. В вузе выбрала дизайн, сейчас диплом пишет. Михаил повлиял ‑ он молодец, увлекается живописью. И дети рисуют, оба - художники. Как и у отца, у них хорошее чувство композиции, желание выразить себя через рисование. Все Осокины, кроме меня, обладают чувством гармонии. Даже если это касается расстановки вещей в помещении, дизайна дома. Я в нашей семье самый простой человек. Мое хобби, получается, - семья и работа.

- Осокин-младший Гриша - ему ведь всего пять лет. Рано ему с будущим определяться...

- Гриша профессию уже выбрал - хочет стать палеонтологом, всех динозавров знает, осваивает методы раскопок.

Очень хорошо, что и дизайн у дочери, и палеонтология у сына - все эти профессии требуют навыков мастеровых, есть красивое созидание, от рук многое зависит. Это важно, потому что это наша семья, которая продолжится не на одно поколение. То образование, что мы заложим в наших детей, - оно зависит от нас.

Александр Известков.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:14 В Муроме 14-летний подросток из-за петарды едва не лишился глаза и пальцев
Вечером в пятницу, 20 декабря, в городе Муром в местную больницу поступил подросток с множественными травмами кисти руки и ожогом глаза. По словам подростка, у него в руке взорвалась петарда.
вчера в 18:46 Пенсионерку, пытавшуюся поджечь полицию в Петушках, отпустили под домашний арест
Во Владимирской области суд избрал меру пресечения 73-летней пенсионерке из города Петушки, которая в субботу пыталась поджечь здание районного отдела МВД.